Отклик на круглый стол, организованный КГИК
3225
Не так часто сегодня можно встретить научные обсуждения традиционной народной культуры, её проблем и её состояния в современном мире. Поэтому отрадно было просмотреть видеозапись недавно состоявшегося Всероссийского круглого стола, организованного Светланой Александровной Жигановой в стенах Краснодарского государственного института культуры. Прослушала с большим интересом выступления участников по «Проблемам современного народно-певческого исполнительства и образования».
Но на фоне всех выступивших каким-то устрашающим диссонансом прозвучало сообщение кандидата педагогических наук, доцента кафедры сольного хорового народного пения Краснодарского государственного института культуры Куликовской Е. В.
В отрыве и без всякого осмысления причин, загоняющих сегодня профессиональные коллективы в коммерциализацию, доцент почему-то поделилась своим испугом о возникших казачьих песенных коллективах на просторах России. И что особенно её устрашило – в местах нетрадиционного проживания казаков. Не скупясь на некорректные сравнения, пустилась в уничижение своего же бывшего студента, а ныне – руководителя московского ансамбля «Театр песни – «Яр» Виктора Артемьева. Стала пугать слушателей тем, что этот рост казачьих коллективов является самой страшной угрозой для существования нашего общества, для сохранения традиционной народной песенной культуры, которая может погибнуть под натиском псевдокультуры.
Меня особенно удивило, что Куликовской Е. В. гораздо более понятны и ближе песни на французском, но она почему-то потрясена игрой в казачьих черкесках русской народной песни «Коробейники».
Казалось бы, на Всероссийском круглом столе научного сообщества, в сообщении с заявленной темой «Некоторые тенденции формирования репертуара современных народно-певческих коллективов», должно бы говорить, во-первых, о качестве исполнения, а во-вторых, созвучны ли песни, включённые в репертуар, нашей современной жизни, востребованы ли временем?..
Странно, что все такие коллективы она уничижительно определяет как «с претензией на профессионализм», хотя там есть вполне профессиональные коллективы. По качеству же конкретного исполнения упомянутой песни «Театром песни «Яр» не сказано ни слова. А не сказано потому, что сыграна была песня на достаточно хорошем, если не на отличном профессиональном уровне. Видимо, поэтому кандидат педагогических наук пустилась в рассуждения о внешнем, о костюме артистов. Как они посмели петь русскую народную песню в казачьих черкесках? Из её слов следовало осуждение коллектива за выступление у стен Государственной Думы. Докладчик, видимо, полагает, что выступать в ресторане перед жующими и пьющими господами это более уместно и достойно, чем у стен Государственной Думы.
Так и хочется спросить Е. Куликовскую, действительно ли она уверена в том, что выражает мнение научного сообщества, а не свои претензии на научность? У меня возникают большие сомнения в научности её сообщения. Как и положено, ведущая круглого стола С. А. Жиганова деликатно напомнила известные слова Л. Толстого о том, что казачество – это часть русской жизни, что русские люди казаками желают быть. Великий писатель не даёт никому никакого повода разъединять и противопоставлять казачество русскому народу. Общеизвестно, что казачество является феноменом русского мира, что это было «необыкновенное явление русской жизни. Его вышибло из народной груди огниво бед». (Н. Гоголь).
Почему Куликовскую Е. В. не волнует репертуарная политика и нынешнее состояние академических хоров, переставших быть таковыми? Призванных давать образцы профессионализма. Так в считанные годы Государственный казачий хор превратился в авторский. Почему она этого не видит, а устроила битву, направила свой гнев против молодого ансамбля, можно сказать, в адрес самых безответных. Но если её не волнует репертуарная политика профессиональных хоров, из которых изгнана народная песня, значит дело и не в казачьей песне и не в казачьей одежде. Значит, ей претит, мешает жить само казачество. И русская народная песня «Коробейники» – удачный, по её мнению, случай запретить артистам петь в казачьих черкесках. Ведь она пока не против «Коробейников», её возмущает черкеска. И становится ясно, что дело не в песне, не в репертуаре, не в костюме. Е. В. Куликовская почему-то видит угрозу в казачестве, которое якобы способно только на псевдокультуру. За этим угадывается рецидив давнего вульгарно-социологического отношения к казачеству с печальными последствиями.
За этим кроется не частность, а нездоровая тенденция в нашем обществе, существовавшая и существующая издавна, которую исповедует радикальная часть нашей интеллигенции. Разъединить, расчленить русский народ и казаков.
Разговор должен идти, прежде всего, о качестве исполнения, о репертуарной политике. А тут и вовсе прямо-таки жандармские замашки устанавливать репертуар коллективам, участники которых проживают в Москве и в других регионах России. Возникновение песенных коллективов с казачьим репертуаром – это вполне закономерное явление.
Такое эмоциональное выступление Куликовской Е. В. не может в свою очередь не вызывать менее эмоционального ответа. Ей явно мешает жить и чувствовать себя в безопасности казачество и пробуждающееся народное самосознание, его незаурядные таланты. В её выступлении усматривается явная казакофобия. И тут считаю необходимым сказать следующее. Из сообщения мы узнали, что родилась она в Архангельской области. Она забыла, или вообще не в курсе, что этот регион удобрен костями кубанских казаков, наших предков, прадедов, дедов, целых семей кубанцев, которым жители того региона до сих пор не установили и не восстановили ни могил, ни крестов, ни списков памятных.
А ведь это они ковали экономику, укрепляли обороноспособность и обеспечили победу в Великой Отечественной войне своим безвестным героизмом и жертвенностью. Это они создали экономическую основу, чтобы умная Куликовская Е. могла заняться культурой. И потом окультуренная и образованная приехала на Кубань преподавать культуру потомкам казаков… А когда они заявили о своей культуре, – увидела в ней угрозу…
Мы же не видим угрозы ни нашему обществу, ни народной традиционной песне от стихийных и профессиональных казачьих коллективов, существующих одновременно с государственными академическими хорами. Страна у нас большая и места всем хватит. И в Архангельской области, где казачий коллектив есть, пусть хоть такая живая память будет нашим предкам.