Культура:

Лазаревский Камерный: эксперимент продолжается

04.07.2018

10 июня стартовал ежегодный гастрольный проект частных и независимых театров страны.

3757

Им очень непросто, но они снова вместе, люди, которые за девять лет стали родными друг другу. Здесь вырастают дети, родятся новые, формируются молодые таланты, оттачиваются те, что постарше, создаются новые спектакли. Иногда артисты едут с другого конца страны, чтобы на этой небольшой площадке сыграть свою премьеру. Такова дань уважения, можно сказать больше – любовь к Камерному театру в посёлке Лазаревское города Сочи. 10 июня стартовал ежегодный гастрольный проект частных и независимых театров страны.

Всё началось с музыки Сергея Прокофьева, с его детского балета «Петя и Волк», который представил театр мюзикла «Viva» из Барнаула. Художественный руководитель барнаульского театра музыкальной комедии Константин Яковлев - человек молодой, ищущий, полный творческих идей. Он ученик Романа Виктюка, закончивший класс в РАТИ (ГИТИСе) вместе с нашим ныне краснодарским режиссёром Александром Мацко. От мастера он получил большую влюблённость в чистое искусство. Так у Виктюка, наверное, было всегда – эксперимент экспериментом, а искусству нужно служить без оглядки. Но и без первого нельзя. Нужно двигаться вперёд, сдвигая границы. Но здесь обязательно и блестящее знание традиции, истории театра, его законов, что выношены веками. Когда всё сбалансировано, то и результат достойный нужно и можно ожидать. Одной эпатажности мало. Где-то в Барнауле у Константина Яковлева идут роскошные мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки, такие как «Синяя птица» Мориса Метерлинка. Слушаешь и думаешь: вот бы нам всё это увидеть. Увы, в Краснодаре гастрольная деятельность давно прекратила своё существование.

А в Лазаревском Камерном театре она только набирает обороты. Здесь все друг друга любят, и, невзирая на траты, барнаульцы уже в который раз отправились на гастроли. На сей раз приехала преимущественно балетная часть труппы. Вслед за музыкальным балетом «Петя и Волк» зрителей познакомили со спектаклем «Праздник троллей», где в одной из главных ролей выступил сам режиссёр. Весёлая музыкальная сказка, основанная на идее известного мультфильма, быстро переросла в хепенинг, жанр ныне весьма распространённый. У нас это принято называть словом «интерактив», хотя у жанра богатая история. Его суть – вовлечение зрителя в действие. Молодые актёры проявили здесь максимум изобретательности и профессионального энтузиазма. Но ещё больше его было у артистов балета, которым редко, а подчас и никогда не удаётся сыграть драматические роли. В театре музыкальной комедии Барнаула они плотно заняты в репертуаре в своём амплуа, но звучащее слово у балетных  по понятным причинам не является сильной стороной. Режиссёр решил устранить эту «несправедливость». Именно на сцене полюбившегося ему Лазаревского театра он и решил устроить премьеру спектакля «Мужской стриптиз или только для женщин». Надо ли упоминать, что название вызвало большой энтузиазм среди отдыхающих.

Пластическая составляющая спектакля была выше всяких похвал, но перед нами предстала не стриптиз группа, а именно драматические артисты, разыгравшие сюжет известной британской пьесы. Простые парни – работяги в результате кризиса остаются без дела. К тому же новоиспечённые безработные терпят крах и в личной жизни. Жёны и подруги не готовы мириться с их новым статусом. Случайная заметка в газете знакомит их с таким понятием как стриптиз. Волшебное: «А почему бы и нет?» становится руководством к действию. И вот мы видим сначала смешных и нелепых ребят, что безуспешно пытаются совладать со своими неловкими телами. Но постепенно под руководством барменши, которая когда-то танцевала, они превращаются в людей, более раскованных и пластичных. Идет преодоление себя, открытие в себе чего-то нового. И вот мы видим вполне определившихся в новом качестве людей. Надо ли говорить, что поддержку им оказывают не только их подруги на сцене, но и зрители в зале.

На смену театру мюзикла «Viva» из Барнаула прибыл театр кукол «Груша» из Москвы. Это театр семейный и для семейного же зрителя. Вера и Станислав Коюшевы давно усилили свой тандем сыном. Никита с детства выходит на сцену, но здесь он предстал в качестве режиссёра по свету и звуку. Ему 15 лет, и он уже определился в выборе будущей профессии. С томиком Чехова в руках он проводит всё свободное время. Для него лето – не время отдыхать: ведь он уже прошёл подготовительный курс при школе студии МХАТ. Ему ещё два года учиться в школе, но в разговоре с ним я понимаю: «Никита уже наш».  Он выбрал для себя способ жить на сцене в системе переживания, в русской школе, где за основу берётся система Станиславского. И через два года он будет штурмовать подмостки одной из лучших актёрских школ страны. По документам он ещё ребёнок, но по сути это уже вполне определившаяся личность, с которой есть о чём поговорить. Так театры частные, как правило, воспитывают своих детей, рождённых, что называется в кулисах, чтобы не упускать времени, чтобы успеть ко дню совершеннолетия овладеть самыми разнообразными театральными профессиями. Всё пригодится. И знание ремесла, и актёрский опыт – всё не лишнее здесь. Тем более, что в частном театре это бывает сразу востребовано. Такова реальная жизнь здесь, где нет случайных пассажиров, что просто сопровождают своих родителей. А папа и мама здесь быстро становятся коллегами.

Вера Коюшева, так уж случилось, берет на себя главный груз ответственности. Она и режиссёр, и главная актриса. Сказка «Гуси-Лебеди» рассказывает нам не только старинный русский сюжет. Перед нами рассказ о русском быте, о нашей русской идентичности. Одни костюмы здесь чего стоят. На сцене нет ничего случайного. Предметы возникли из невероятных источников. Например, корыто, что символизирует собой реку с молочными берегами, имеет интересную историю происхождения. Это люди из русской глубинки. Когда-то они были артистами Кировского театра кукол. И был где-то в деревне у Станислава дом, в котором и нашлись многие артефакты, ставшие как корыто предметами, с которыми играют куклы. Некоторым более ста лет. Герои так же сделаны по образцу русской тряпичной куклы, имевшей кроме игрового и сакральный смысл. Надо ли говорить о том, что общение с такими предметами придаёт действию артистов двойное значение. Всё становится более глубоким и осмысленным.

Второе своё представление «Тайны морских глубин» Коюшевы назвали необычным жанром: игровой мастер-класс театра теней. Шёлковая простыня и свет, палочка, кусочек скотча и вырезанная из бумаги фигурка – все свои тайны кукольники открыли детям. Всё кажется таким простым, что думаешь, в чем тут суть?! Она проявляется очень скоро. Это простота высокой пробы. Ибо не актриса играет в театр или создаёт на наших глазах куклы, а сами зрители. Дети создают с её помощью не только фантазийные фигурки на тему моря, но и сами сочиняют сюжеты. И чего мы только не услышали... Каждому дано было право свою историю досказать до конца. От сказки до триллера, от бытовой истории до детектива: фантазия детей, буквально пришедших с улицы без всякой подготовки, била ключом.

 Сложилось впечатление, что они ушли из зала другими. Они поняли, что такое творчество. Это кажется тем более актуальным, что сегодня эпоха компьютерных игр ставит взрослый мир в вопросе воспитания перед новыми вызовами. Театр теней, это и терапия, и искусство, и формирование личности. Такой человек, добрый руководитель, при этом свой – она может так же по-детски усесться на пол, стать с ребёнком на равных, объяснить сложное простыми словами. А ещё актриса была очень удивлена, что подобные мастер-классы не практикуют наши кукольники, хотя это уже модное течение по стране. Жаль, что не увидели её выступления, скажем, в Краснодаре. Многому могли бы у неё научиться! Впрочем, здесь нужен, как мне кажется, не только набор актёрских навыков, но и определённый человеческий и педагогический талант, что бывает далеко не у всех.

Жаль так же, что в Краснодаре не увидели и частный театр из Перми «Век жизни». Артисты Андрей и Ирина Моляновы довольно успешно работали в своё время в знаменитом не только в Перми, но и по стране театре «У моста». Но, как это часто бывает в искусстве, пришло время самоопределяться. Им это удалось. Собрав вокруг себя группу единомышленников, они успешно делают своё личное театральное дело. На проекте были представлены сказки для детей, но если для театра «Груша» - дети главная аудитория, то здесь всё же самым успешным стал спектакль для взрослых «Чехов. Шутка». Антон Павлович из числа тех авторов, к которым обращаются многие, но не всем он по зубам. Здесь так случилось, что с Чеховым у «Века жизни» состоялась большая взаимная любовь. Три небольшие, но выдающиеся по смыслу и накалу таланта миниатюры: «Драма», «С женой поссорился» и «Предложение» рассказывают нам истории маленького человека, что пытается, как-то приспособиться к непростой каждодневности. Мы оказываемся внутри подробно прописанного быта XIX века. В этом театре поражает изумительное внимание к деталям и костюмам, аксессуарам и оформлению в целом.

Так же подробно составлены и внутренние предлагаемые обстоятельства. Актёры демонстрируют хорошую школу. Конечно, на первом плане мы замечаем главных героев в исполнении Андрея и Ирины. Это были три блестящих дуэта. Андрей в роли незадачливого редактора пытается остановить экспрессивную, едва знакомую ему писательницу-графоманку. Ему это удается это так же плохо, как и мужу в рассказе «С женой поссорился», а уж когда не задаётся сватовство в «Предложении» мы и вовсе понимаем, что эта пара просто не может иметь никакого будущего. Мужчина всё более и более оказывается под каблуком у крупной, могучей женщины, ведущей хозяйство, берущей на себя все риски, всю ответственность за жизнь. Строки Некрасова про «Женщин в русских селеньях» сами собой приходят в голову. Но не слишком ли далеко эта женщина заходит? Да, далеко. Но именно в этом обстоятельстве и кроется смешное. Публика хохочет до слез. А так ли часто нам удаётся почувствовать во всём объёме до гротеска, до абсурда доходящий юмор Чехова? Здесь это случилось. «Шутка» удалась на славу. И этот театр, где возникает давно забытая, подчас, в академических театрах, подлинная жизнь, так же является давним другом  Камерного театра.

Проект продлится все три летних месяца. И почему-то проходит на ум, что уже сейчас здесь присутствует не только в сценическом измерении, но во всем театральном пространстве череда выдающихся женских образов. Удивительно яркая и крупная актриса в театре в «Веке жизни» Ирина Молянова, талантливая и женственная, по-матерински теплая Вера Коюшева в «Груше» и, наконец, художественный руководитель проекта, создатель и режиссёр Камерного театра Лариса Торженсмех.

А что дальше? С 7 июля стартуют гастроли театра – цирка «Монгольфьери» из Санкт-Петербурга. Затем здесь будут гастролировать творческая мастерская «Драма +» из Нижнего Новгорода, театр «Цветные сны» из Йошкар-Олы, Московский театр «Золотой ключик» и другие. Ко многим старым друзьям присоединятся новые. В конце августа зритель встретится впервые с театром тростевых кукол «Карусель» из Томска, одного из сильнейших театров страны в своём жанре. Лето в разгаре и любимый проект продолжается. Начало хорошее положено, хотя грустно, что кто-то уже попрощался с этим удивительным театром на год.

Елена Петрова

Театровед.