Культура:

Лихоносов в розницу

18.10.2022

Архив известного писателя хищнически разграблен

Автор: Галина Ташматова

4381

Мой последний разговор с известным кубанским писателем Виктором Лихоносовым происходил во дворе редакции в Краснодаре. Я проводила мэтра до калитки, и мы совсем уже было простились. В момент, когда в проёме ворот открылась взору стена здания на противоположной стороне улицы, Виктор Иванович озорно улыбнулся и, кивнув в сторону администрации края, сказал: «Они меня не поняли, я же хохол»! Уточнять, какой смысл он вкладывает в слово «хохол», было бессмысленно. Мы уже стояли на улице, обтекаемые толпой, прохожие узнавали Лихоносова и приветственно ему кивали. 

Прояснить у самого писателя подлинный смысл его откровения мне не довелось. Больше с Лихоносовым мы не виделись. Допытываться по телефону о значении случайно оброненной фразы было неловко, а в августе прошлого года Виктора Ивановича не стало. Он и его супруга Ольга скончались в краснодарском госпитале с разницей в несколько дней. Выяснять же у его приёмной дочери Анастасии, почему отчим, будучи родом из Сибири и причислявший себя к «чалдонам», вдруг провозгласил себя хохлом, я не стала. Со слов Виктора Ивановича, знала, что ни тесной дружбы, ни душевной привязанности между ними не было. А в начале октября появилась и отгадка. Пошли разговоры о том, у Виктора Лихоносова появился некий украинский след, о котором при жизни он умалчивал.

Сразу два знаменательных события, связанных с именем Виктора Ивановича, пришлись на 5 октября сего года. В этот день в федеральном выпуске «Российской газеты» был опубликован материал Дмитрия Шева́рова «А как хочется в Тригорское, Боже мой!». Автор, лично знавший при жизни Виктора Лихоносова и написавший о нём очерк, обращается к министру культуры России Ольге Любимовой с просьбой спасти архив Виктора Лихоносова:

 «... После трагического ухода Виктора Ивановича Лихоносова родные писателя пообещали передать его рукописи в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Но вот получаю сообщение: рукописью «Элегии» Виктора Ивановича Лихоносова... торгуют в интернете. Это оказалось правдой: бесценная для русской словесности «Элегия» продаётся за 800 000 рублей. Там же продаются рукописи других вершинных произведений мастера «Осени в Тамани» и «Когда же мы встретимся». За три миллиона можно заполучить рукопись романа Лихоносова «Наш маленький Париж». Тут же выставлены на продажу письма близких друзей Виктора Ивановича Валентина Распутина, Юрия Назарова, Валентина Курбатова, Олега Михайлова».

И в тот же самый день в литературном музее Кубани прошла презентация книги, на обложке которой значится «В. Лихоносов Русская скорбь». Об этом мероприятии в газете «Краснодарские известия» Анастасия Гарькуша днём позже написала на правах рекламы: «Вот и сейчас в Литературном музее прошла презентация его (ред. В.И. Лихоносова) новой книги «Русская скорбь». Её буквально по крупицам собирала заслуженный журналист Кубани Татьяна Василевская. К ней нередко обращаются частные коллекционеры, которые хранят у себя архивные фотографии, рукописи, видеоматериалы, и готовы поделиться ими. Благодаря вкладу неравнодушных людей, в музее удалось сделать выставку, посвящённую жизни писателя.

Создавалась книга силами обычных краснодарцев. Мне принесли много фотографий: те, которые делали с Виктором Ивановичем, и те, которые он снимал сам. Лихоносов ведь был большим любителем фотоискусства. Он часто снимал окружающую обстановку. Причем не на один, а на два фотоаппарата, рассказала Татьяна Андреевна. В архивах коллекционеров нашлось и много писем. Нередко Лихоносов писал пронзительные обращения к органам власти, радея за сохранение исторической памяти. Эти записки стали первой главой книги. Кроме того, у читателя впервые есть возможность ознакомиться в полном объеме с произведениями «Записи перед сном» и «Русская скорбь».

Память в чернилах

Ещё одна уникальная находка, попавшая в руки исследователей, это рукописи, с которых началась работа над романом «Наш маленький Париж». Лихоносов 8 лет провёл за изучением архивных документов и периодики, чтобы воссоздать Кубань того времени доподлинно. Это действительно бесценный материал.

Виктор Иванович самое великое литературное имя Кубани. У него совершенно необыкновенная проза, которую некоторые даже называют поэтической. И хоть Лихоносов не был урождённым кубанцем влюбился в этот уголок земли так, как никто другой. Прозаик умел согреть читателя нежностью и любовью своих строк, убеждена Татьяна Василевская».

Не совпади по времени две эти публикации, Шеварова и Гарькуши, возможно, такого пристального интереса к посмертному наследию Лихоносова никто бы на Кубани не проявил. Тут же стало ясно, что с архивом писателя происходят странности, а на Кубани не только не замечают этого, но ещё и возводят в норму. Московский журналист и писатель Дмитрий Шеваров пишет о том, что архивом Виктора Лихоносова какие-то личности открыто торгуют на Avito. Краснодарская же официальная газета рассказывает об «уникальных находках, попавших в руки исследователей». Вот так по-разному оценивают авторы факт разграбления архива Виктора Лихоносова, обещанного родственниками писателя РГАЛИ. Но кто конкретно приложил руки к разбазариванию архива?  

К новому изданию также возникает много вопросов. Правомерно ли присваивать сборнику, на обложке которого фото писателя и его имя, авторство покойного ныне Виктора Лихоносова? Ведь допечатная версия этой книги не была подготовлена Виктором Ивановичем при его жизни.

Сборник составила по собственному усмотрению издатель Татьяна Василевская. В него, как она сообщила на презентации своего детища, вошли некие документы, письма и произведения, принадлежащие Виктору Лихоносову. Правомерно ли в этом случае указывать автором нового сборника самого Виктора Лихоносова, ушедшего из жизни год назад? Не есть ли это введение читателя в заблуждение?

На наш вопрос, кто стал после смерти Виктора Ивановича Лихоносова правообладателем на переиздание книг, вышедших при его жизни и неопубликованных при жизни произведений, никто нам не ответил. Скорее всего, юридический переход авторских прав Виктора Лихоносова и иных связанных с ним смежных прав до сих пор не оформлен. Если это так, то единственная прямая наследница – приёмная дочь Лихоносова, официально не вступив в авторские права, не может распоряжаться авторским правом писателя. А то, что рукописи неопубликованных при жизни произведений Лихоносова находятся сегодня в чьих-то руках, законного права на их использование держателям не даёт. Напротив, строго говоря, создаёт им не только этические, но и правовые проблемы.

В этой ситуации любая продажа или покупка части архивных документов может расцениваться как соучастие... Тех, кого Татьяна Василевская в своём интервью журналистке «КИ» уважительно называет «коллекционерами», можно заподозрить в неких противоправных действиях. Потому что на прямой вопрос журналиста «НГК» по телефону единственная наследница умершего писателя – удочеренная им Орленко Анастасия Викторовна ответила так: «Ничего из архива Виктора Ивановича Лихоносова никому я не продавала, не дарила, не передавала во временное пользование, и уж тем более, на помойку ничего не выбрасывала». И добавила, что подобные разговоры ей приходится слышать не впервой, и что они её очень обижают.  

Понимая общественную значимость неблаговидной ситуации, которая складывается вокруг наследия известного писателя, журналисты «НГК» провели собственное расследование. Любой из желающих может последовать нашему примеру. Мы позвонили по одному из объявлений, размещённых в интернете. Собеседник представился Александром, без тени смущения он подтвердил, что действительно продаёт архив Виктора Лихоносова за 8 000 000 рублей, в который входит свыше двухсот писем, рукописи большинства опубликованных при жизни автора произведений и ещё множество документов и бумаг, принадлежавших Лихоносову. По его словам, он готов показать товар на блошином рынке в Краснодаре в любое удобное для нас время. Указал даже номер своего торгового места, чтобы легче было его найти. На вопрос, как попал к нему архив Виктора Лихоносова, и где гарантия, что это подлинные бумаги, наш собеседник пояснил, что всё подлинное, и что приобрёл он архив у молодых людей подозрительного вида, ранее ему неизвестных.

После того, как мы перепечатали в «НГК» статью Дмитрия Шеварова, нас буквально заполонили звонками. Большую часть звонков, содержащих важные факты, нам удалось записать на диктофон. Причём звонили не только поклонники творчества Лихоносова, но и его оппоненты. Надо сказать, что к концу жизни у Виктора Ивановича число критиков существенно выросло.  Причиной тому была не только банальная человеческая зависть.

И друзья, и недруги возмущались, что после смерти писателя его архив кубанцы не уберегли. По сути, архив Лихоносова был оставлен после его смерти без внимания со стороны краевой власти, людей, считавших Лихоносова своим другом, писательской и журналистской организаций, членами которых он являлся.

Без труда нам удалось найти телефон человека, у которого на руках находится сегодня другая немалая часть архива Виктора Лихоносова. Константин охотно пошел на контакт, подтвердил, что у него действительно есть часть писем Виктора Ивановича и даже несколько личных документов членов его семьи. Пояснил, что приобрёл всё это по случаю у неизвестных ему личностей. Те в свою очередь уверили его, что нашли всё это на мусорке, в посёлке Пашковском, и уступили по сходной цене. Константин рассказал о том, что в настоящее время некие представители общественности поднимают вопрос о том, чтобы выкупить у дочери Лихоносова квартиру под музей. Квартиру эту к очередному юбилею Виктору Ивановичу дарила администрация Краснодарского края в бытность министром культуры Натальи Пугачевой. Позже край выделил писателю ещё и квартиру под кабинет в том же дворе, автомобиль. Но, как известно, «Ясной Поляной» Лихоносова квартира в Краснодаре не стала. По многочисленным признаниям самого Лихоносова, местом его творческого вдохновения была Тамань, а точнее скромный домик в посёлке Пересыпь. Там же по завещанию писателя, рядом с матушкой, на сельском погосте он и похоронен.

Я не открою тайну, что в последние годы жизни писатель особо не скрывал, что с домашними у него отношения осложнились. В 2018 году в письме Юрию Лощицу (русский поэт, прозаик, публицист, литературовед, историк и биограф) Виктор Иванович признался: «… Если бы не моя домашняя лазаретная драма, если бы молодые себя обеспечивали, я бы постоянно объезжал древнейшие углы, всякие родовые усадьбы, даже и не писал бы про свои вздохи, а только жил ими». Мне довелось быть свидетельницей его разговора по телефону. Виктор Иванович настойчиво просил дать ему бесплатный годовой абонемент на стадион в VIP-ложу для внука. А когда ему отказали, он заметно расстроился. Разговоров о том, что писатель выбивает для дочери и взрослых внуков различные блага, пользуясь своей известностью, ходило в крае предостаточно. Те, кто знал Виктора Ивановича близко, хотя и относились к нему с большим почтением, но за эту слабость за глаза осуждали.

Известно нам и то, что не только в интернете, но уже и в одном из магазинов Краснодара продаётся семь ежедневников Лихоносова и серебряный пояс весом в полкилограмма, якобы подаренный ему Екатеринодарской и Кубанской епархией. Продавец Дмитрий отказался показать «товар», но подтвердил, что действительно продаёт эти предметы за три миллиона: «Недавно прибегала тут девушка и требовала, чтобы я ей дал их руки. Купить вряд ли такая купит, а вот убежать с ними запросто…», – пояснил свою осторожность продавец. 

Мы обратились также и к издателю Татьяне Василевской, которая использовала в своём сборнике полные версии текстов произведений Лихоносова «Записи перед сном» и «Русская скорбь» с вопросом, знает ли Татьяна Андреевна тех, кто торгует наследием Виктора Лихоносова на Avito, и каким образом к ней попали рукописи и документы, принадлежавшие писателю?

– Я не имею никакого отношения к тому, что продается сейчас на Avito, – ответила Татьяна Василевская, – всё, что я имею, мне либо передавали архивариусы, задолго до того, как появились известия о продаже рукописей, либо же это мои собственные архивы – письма, книги, огромное количество фотопленок. Эти материалы я собираюсь передать как экспонаты в музей, посвящённый Виктору Лихоносову, что планируется создать в одной из квартир, где проживал писатель. Там будет сохранен весь дух, вся рабочая атмосфера писательской деятельности Виктора Лихоносова. Что же до рукописей, что продаются на Avito, – я знаю, кто этим занимается, это профессиональный торговец подобными материалами. Он сумел приобрести эти рукописи и рассчитывает их дорого продать. Я уговаривала его этого не делать, администрация края, – а министерство культуры края всячески поддерживает идею создания музея, – тоже предлагало выкупить эти рукописи, но, увы, нынешний владелец остаётся непреклонен. Виктор Лихоносов оставил после себя богатейшее наследие, которое порой обнаруживается в самых неожиданных местах, – так, один из архивариусов, подаривший мне фотографии из личного архива писателя, рассказывал, что ему их принесли люди, нашедшие фотографии на мусорной свалке в Пашковской. К сожалению, сейчас наследие писателя оказалось сильно разбросано: часть его даже оказалось на Донбассе, как раз в зоне боевых действий. Понятно, что собрать всё это – большая и очень непростая задача, – пояснила корреспонденту «НГК» Татьяна Василевская.

Выходит, неслучайно назвал себя хохлом Виктор Лихоносов? Именно там, на Украине, у родственников оказался компьютер писателя, в «памяти» которого, по слухам, содержится полный электронный архив, который он тщательно создавал при жизни. Не исключено, что компьютер был передан на Украину при жизни Лихоносова им самим. Видимо, Виктор Иванович не исключал, что после его смерти с его бумажным архивом может произойти что угодно.  

В полицию от дочери Лихоносова Анастасии Орленко заявлений о хищении архива, как мы выяснили, не поступало. Круг лиц, которые имели доступ к вещам и документам Виктора Лихоносова, ограничивается его родными. Как попали бумажный архив и личные вещи писателя в руки барыг, при желании, правоохранителям  выяснить не составит труда. Для этого нужно совсем немного – заявление в полицию или прокуратуру. Не важно от кого: министра культуры Краснодарского края Виктории Лапиной, председателя Союза писателей России, или любого почитателя его таланта.

Не дожидаясь заявлений, полиция может провести проверку по фактам, изложенным в этой публикации. Было бы желание. Для кубанцев защитить память самого известного писателя, осиянного при жизни многочисленными званиями и наградами, всеобщим вниманием и поклонением – вопрос чести.

На главной - картина Якоба Йорданса "Изгнание торгующих из храма"