В 2024 году Художественному музею имени Ф. А. Коваленко исполнится 120 лет. В каком состоянии он подошёл к юбилейной дате
2942
Вся моя жизнь с самого детства была тесно связана с Художественным музеем им. А. В. Луначарского. Теперь-то уж мало кто помнит, что в 1993 году музею присвоили имя его основателя – Фёдора Акимовича Коваленко. В фондах этого музея хранятся произведения русского и зарубежного искусства разных веков, свыше 13-ти тысяч единиц живописи, гравюры, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фарфора, японской ксилографии. Особую художественную ценность представляет большая коллекция картин русского авангарда: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Фалька, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова и других художников-авангардистов, входивших в объединение «Бубновый валет», который продолжал традиции «Мира искусства». Эти произведения имеют особую художественную ценность, они экспонировались в Третьяковской галерее.
В Художественном музее в 1960-х гг. работала научным сотрудником моя мама – Лактионова Элеонора Васильевна. Она окончила историко-филологический факультет Краснодарского пединститута, занималась научной работой, проводила со студентами экскурсии в музее. Её пригласила на работу на должность преподавателя эстетики и философии заведующая кафедрой философии КубГАУ имени Трубилина Вера Петровна Арбатова, которая со студентами сельхозинститута была на экскурсии в музее.
Я в те далёкие годы ещё ребёнком приходила к матери в музей, и меня встречала в фойе музея, спустившись с лестницы, директор музея им. Луначарского Александра Ксенофонтовна Осипова. Высокая, строгая, красивая, с мраморной кожей лица, всегда в чёрном платье, она пускала меня на второй этаж к маме.
Осипова А. К. была директором музея более тридцати лет (с 1935 г. до 1969 г.) и оставила в моей памяти самые тёплые и добрые воспоминания. Её отношение к искусству, музейной работе до сих пор служит для меня эталоном отношения к работе. Когда я подросла, то стала прислушиваться к тому, о чём говорит своим подчинённым Александра Ксенофонтовна. А говорила она о недопустимости коммерческого использования залов картинной галереи и проведении в её залах различного рода мероприятий массовой культуры.
Невозможно представить, чтобы в галерее в те времена проводили детские праздники, новогодние ёлки, игры, мастер-классы «Бабка-ёжка», «Вепсская» по созданию тряпичных кукол, кружек, тарелок, панно под разными наименованиями типа «Кот-Новый год», «Плюшки-Ватрушки», «Хлеб», «Кофе и искусство», «Варежки с сюрпризом» для детей и взрослых. Все мы понимаем, что эти мастер-классы ничего общего с искусством не имеют, т. к. служат сугубо извлечению прибыли. Они вытесняют из музея классическое искусство и способствуют деградации ККХМ им. Ф. А. Коваленко.
Не меньше, чем пресловутые мастер-классы, падению культурного уровня музея способствует проведение в музее концертов музыкальных групп, фортепианной и электронной музыки. Продажа и распитие кофе в кофейне музейного дворика в бумажных стаканчиках с гротескным портретом самого основателя картинной галереи – Фёдора Акимовича Коваленко, венчает это дурновкусие.
«Нельзя в залах, где экспонируются картины великих мастеров: Шишкина, Поленова Айвазовского, Боровиковского, Малевича и многих других художников, проводить мероприятия массовой культуры, которые снижают высокую планку государственного учреждения культуры, потакают невзыскательным вкусам, ведут к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей людей, особенно у детей и молодёжи. Это несовместимо с элитарным искусством и культурой. Залы картинной галереи предназначены для произведений искусства, здесь экспонируются живопись, графика, гравюры, фарфор, скульптура. В Художественном музее должна царить тишина», – так понимала задачу музея его знаменитый директор Осипова Александра Ксенофонтовна, профессионал с большой буквы.
К большому сожалению истинных любителей искусства, залы музея сегодня не всегда используются по назначению, допускаются факты коммерческого использования помещений ККХМ им. Коваленко с целью извлечения прибыли. К примеру, проведение концертов музыкальной группы MITURA «Солнце ты моё» и «Иди на свет» по цене билетов 800 руб. Проведение новогодней ёлки, как интерактивное занятие для детей 6–10 лет с играми и сказочными персонажами, и создание ёлочного украшения по цене 500 руб. за билет. Проведение мастер-классов по дизайну для взрослых и детей «Хлеб», во время которого маленькие дети ползают по полу среди картин великих мастеров. Это, как минимум, странно, ведь маленькие дети искусство не осознают, не воспринимают. Старшие школьники изучают культуру и искусство по программе школьного курса.
Коммерческий проект «Кофе и искусство» в музейной кофейне, где одновременно с кофе подают открытки с изображениями произведений искусства, к культуре также не имеет никакого отношения. Это сугубо про деньги.
Также проект «Музыка и живопись» является искусственно придуманным проектом, музыка и живопись – разные виды искусства, поскольку используют различные выразительные средства для создания художественного образа: там цвет, здесь звук. На такие вечера приглашают музыкальные коллективы и танцоров, даже докторов медицины. Организаторы проекта не понимают, что приглашение музыкантов и танцоров для выступления в музей означают его деградацию!
Думаю, что Художественный музей не филармония или концертный зал, здесь музыка не должна звучать. Здесь уместно проводить творческие встречи с художниками, вроде недавней встречи с художником Николаем Турковым.
Александра Ксенофонтовна Осипова была настоящим патриотом. В годы Великой Отечественной войны и оккупации Краснодара 1942-1943 гг. вместе с научным сотрудником и главным хранителем музея Михаилом Петровичем Богоявленским она спасла коллекцию картин и произведений искусства музея им. Луначарского от разграбления фашистами. По описи они вывезли экспонаты музея, картины и произведения искусства в г. Соликамск Пермской области. Вернулась коллекция картин и произведений искусства в Краснодар после его освобождения, и музей торжественно был открыт 1 сентября 1944 года. Гражданский и человеческий подвиг А. К. Осиповой и М. П. Богоявленского, и сотрудников музея был высоко оценён. Осипова А. К. и Богоявленский М. П. были награждены медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Отечественной войне 1941–1945 гг.» В память о них установлена мраморная мемориальная доска в фойе музея на ул. Красной, 13.
В послевоенный период в музее проводились выставки, экскурсии, собиралась художественная интеллигенция, расширялись художественные фонды. Директор А. К. Осипова проводила большую общественную работу. Научный сотрудник и главный хранитель музея Михаил Петрович Богоявленский был помощником и соратником директора А. К. Осиповой во всех делах, он же положил начало научному изучению коллекции картин музея.
В 1969 г. директором музея стала Светлана Евгеньевна Зеленова, она окончила отделение искусствоведения исторического факультета МГУ и долгое время была научным сотрудником и искусствоведом. Вся её жизнь связана с музеем, при ней стали приобретаться произведения непосредственно из мастерских художников, стали формироваться передвижные выставки в село, проводиться традиционные выставки цикла «Земля и люди».
Светлана Евгеньевна провела большую работу по атрибуции портрета Екатерины II и доказала, что он принадлежит кисти художника XVIII в. Владимира Боровиковского.
Директора Осипова А. К. и Зеленова С. Е. не сидели в кабинетах, а всё время находились в залах музея, давали рекомендации работникам и смотрителям, что сделать, как лучше повесить картины на выставках, общались с посетителями. Они проводили большую работу по пропаганде изобразительного искусства, проводили встречи с общественностью, организовывали выездные выставки, отрицательно относились к массовой культуре и коммерческому использованию залов картинной галереи, которую Фёдор Акимович Коваленко принёс в дар городу Екатеринодару, а городская Дума постановила 26 февраля 1903 года: «Дар принять». Картинная галерея и литературно-археологический отдел при ней были открыты в здании городской Управы 11 апреля 1904 г. в 11 часов дня для посещения горожан, но не с развлекательной целью. Годом основания художественной галереи Ф. А. Коваленко считал 1890 г., когда он открыл экспозицию в доме купца Пяткова, где он снимал комнату.
Знал бы Фёдор Акимович Коваленко, что его портрет с чашкой кофе в руках нарисуют на бумажном стаканчике, и будут торговать кофе сотрудники музея его имени! Какая бестактность в отношении основателя художественной галереи им. Ф. А. Коваленко! После использования бумажный стаканчик из-под кофе с портретом основателя посетители отправляют … в мусорный бак.
Что греха таить, нынешние научные сотрудники музея при проведении тематических экскурсий по портретам исторических лиц династии Романовых в просветительском проекте «История в искусстве» допускают, к сожалению, неточности, ошибки, называя лиц мужского пола династии Романовых не «императорами», не «государями, самодержцами Российской империи», а «великими князьями», наряду с великими княжнами, дочерьми императора Павла I (1796–1801) Марией Павловной, Еленой Павловной и Анной Павловной.
Научный сотрудник музея им. Ф. А. Коваленко ведёт этот проект, не имея исторического образования, и не учитывает, что Акт о престолонаследии 5 апреля 1797 г. императора Павла Петровича (1796–1801) допускал передачу трона только по мужской линии (действовал до 1917 г.).
По моему мнению, научные сотрудники музея должны хорошо знать историю России, чтобы проводить мероприятия и публичные лекции. Например, ко Дню народного единства, 4 ноября, по исторической картине Василия Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского», 1882 г., находящейся в фондах ККХМ им. Ф. А. Коваленко. Картина экспонировалась в Третьяковской галерее на выставке исторической живописи и отражает события 1611 г., когда посольство из представителей духовенства, бояр и простого люда под предводительством Кузьмы Минина явилось в Нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой – возглавить Второе народное ополчение для освобождения Москвы от польских интервентов, и послы вручают князю Казанскую икону Божьей Матери, символ заступничества за Русскую землю. Сложные события Смутного времени начала XVII века, связанные с правлением Бориса Годунова (1598–1605), движением самозванцев, крестьянской войной под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607), событиями открытой интервенции Польши и Швеции, старший научный сотрудник музея 4 ноября 2022 г. на публичной лекции, на мой взгляд, излагала сбивчиво и непонятно слушателям, допуская ошибки.
Считаю, что приглашение на разовые лекции историков с научной степенью из КубГУ не спасает общего неудовлетворительного положения со знанием научными сотрудниками музея истории России.
Культура и искусство являются частью истории, без знаний истории и истории искусств лекции научных сотрудников не профессиональны. У методистов и работников библиотеки отсутствуют лекторские данные, что ярко было видно на публичной лекции по истории императорского фарфорового завода, которую я посетила.
Я и моя мама Элеонора Васильевна преподавали в учебных заведениях, мама – в КубГАУ им. Трубилина, а я работала в Политехническом колледже и Центре образования Западного округа и в школе, где мы проводили большую работу по эстетическому воспитанию молодёжи и студентов, организовывали посещения лекций и экскурсии в Художественный музей. Я проводила открытые уроки в школе по мультимедийным урокам музея им. Коваленко, такие как «Загадка модели», «Коваленко – кубанский Третьяков» и др. Организованно с учащимися 11 классов мы посещали экскурсию к памятнику Екатерины II скульптора Александра Аполлонова, открытому в 2006 году в сквере рядом с ЗСК.
Для проведения мастер-классов с детьми и Детских дней требуется педагогическое образование, лица без педагогического образования к работе с детьми не должны допускаться в принципе!
Грубо и цинично в глазах детей проявляется коммерческая направленность этих мастер-классов, проводимых в стенах музея.
Подбор кадров в ККХМ им. Коваленко, по моему мнению, сегодня находится на низком уровне. На должность научных сотрудников нередко назначаются лица без профильного образования – исторического и искусствоведческого, а с библиотекарским образованием и музееведением. Отсюда наблюдается не только падение общего культурного уровня ККХМ им. Коваленко, но и его деградация, происходит смешение массовой культуры с элитарной.
Валерия Якуба, историк, преподаватель истории и обществознания высшей категории