В Краснодарском художественном музее с 5 по 22 апреля пройдет персональная выставка Натальи Зайцевой.
3059
В Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко с 5 по 22 апреля пройдет персональная ретроспективная выставка ведущего на Юге России мастера гобелена –Натальи Зайцевой. В экспозицию войдут произведения, созданные ею за весь период творческой деятельности (1980-2016 гг.): гобелены, живопись и графика
Наталья Викторовна Зайцева родилась 21 сентября 1954 года в Краснодаре. Окончила в 1974 году Краснодарское художественное училище, в 1985-м –Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова.С 1990 года она – член Союза художников СССР, позже – Союза художников РФ, а также –Международной федерации художников ЮНЕСКО.На протяжении всей жизниНаталья Зайцева принимала участие во всероссийских, региональных, краевых, городских и международных выставках.Творческие работы Зайцевой хранятся в Краснодарской детско-юношеской библиотеке имени братьев Игнатовых, Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных коллекциях России, Израиля (гобелен «Космос»), США (гобелен «Иней»), Франции, Испании, Бельгии и других стран.
Жизнь и творчество краснодарской художницы Натальи Зайцевой принадлежит двум эпохам – последнему десятилетию советского периода и постсоветскому времени. Ееискусство –средиземноморское;классические традиции у нее совмещаются с любовью к природе Кубани, изобилующей энергией солнечного света. Южно-российские черты сочетаются с современными российскими и западными тенденциями ХХ века.Художница работала в различных техниках и использовала разные стили – от реализма до абстракции. Первый период творчества занял около 15 лет: с конца 1970-х до первой половины 1990-х. В это время она занималась преимущественно гобеленом. С середины 1990-х Зайцева известна как график и живописец.В качестве монументалистаЗайцева работала в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко, частных и общественных зданиях Москвы, Краснодара и за границей. Художница не занималась «музеефикацией» своего творчества,апоэтому восстановить полный объем созданного ею художественного наследия не представляется возможным. Важной страницей в жизни Натальи Викторовны Зайцевой является преподавание в Краснодарском государственном институте культуры в 1990-2000- е годы. Вся ее жизнь всецело была отдана творчеству, а на создание собственной семьи не хватило сил и времени. Она умерла 9 февраля 2016 года от рака головного мозга, сгорев через два месяца после постановки диагноза.
Наталья Зайцева в своем творчестве сохраняла дветенденции: ремесло, погружение в многовековые традиции и склонность к эксперименту. После окончания училища молодая художница работала на Краснодарской фабрике художественных изделий, разрабатывала эскизы ковров и гобеленов. Потом и сама начала создавать авторские работы–гобелены и панно в технике макраме. Гобелен «Скачки» (1980)– один из самых ранних.В нем присутствует иконография, связанная с сельским бытом и бытием. Кубань предстала в них как житница, жемчужина России. Художница использовала здесь традиционную символику – хлебные колосья, бескрайние степи, образы лошадей. Она также искала новые смыслы и символы, связанные с казачеством, его историей и культурой.Теплый, желто-коричневый колорит обеих работ находится под влиянием живописи старых мастеров, православной иконописи.
Но художница не стала «гением места». Позже, уже в институте и после него, в искусство Зайцевой пришли более современные и интернациональные темы, сюжеты, образы, поиски в области технологии. Онаначала профессионально учиться на мастера по текстилю: в то время, когда в различных странах Восточной Европы, Скандинавии, Японии, США и республиках СССР (Белоруссии, Украине, Прибалтике, Грузии) возник большой интерес к гобелену, в котором ценили уже не традиционные качества, присущие шпалере. Художники вели поиски в области использования нетрадиционных материалов, что роднило их авангардной живописью или инсталляциями. Зайцева восхищалась творчеством французского реформатора гобелена ХХ века Жана Люрса, латышского мастера Рудольфа Хеймратса, но стремилась создать свой стиль, лаконичный и монументальный, в котором особое внимание уделяется символическому и философскому содержанию. Онасоединяла композиционные приемы классического искусства с авангардными поисками, придумывая собственные уникальные композиции.
Еще под конец обучения в академии любимой для нее стала тема творчества, места художника в жизни общества.Именно об этом– гобелен «Вдохновение»(1984-1985 гг.), приобретенный с молодежной выставки в Москве министерством культуры РСФСР.Поиски своей Музы волновали Наталью, и она черпала вдохновение в античности и неоклассике, поэтому изображала древнегреческую лиру и Нику Самофракийскую, используя классическую, отчасти –театральную композицию.
В ранний период ее интересовали большие нарративы, любовь к брутальным соотношениям цвета и света. Но затем некоторая повествовательность уступила место лаконизму, колорит стал сдержаннее. Ее композиции выстраивались не на повествовательности, а на ритме. Чем меньше формы и больше цвета, тем сильнее воздействие на зрителя – эту формулу русского авангарда Зайцева восприняла как важный композиционный принцип при создании гобеленов.
Со второй половины 1980-х годовНаталья стала работать в смешанной технике, использовать сизаль (особое растение), помимо шерсти и льна. Это усиливало фактуру и создавалоэффект легкой дымки, сквозь которую проявлялось основное изображение. В этом есть что-то от импрессионизма, потому чувство, впечатление от гобеленов Зайцевой –очень сильное. Любовь к смешанной технике стало для Зайцевой творческим почерком.Она начала создавать объемно-пространственные гобелены, в которых гладкое ручное ткачество сочеталось с фактурами. В итоге, получались монументальные панно, способные занять одно из ведущих мест в оформлении общественных интерьеров. В колорите же происходила эволюция –от всех оттенков теплой гаммы коричневого, красного, оранжевого цветов до более разнообразных, в том числе –холодных тонов.
Сюжеты для своих работ художница всё чаще черпала из реальной Природы, но это совершенно не похоже на традиционный жанр пейзажа. Интересна история создания одного из красивейших произведений – гобелена «Иней» (1988), который экспонировался на международной молодежной выставке в Москве. Наталья работала в Доме творчества Союза художников РСФСР на Байкале, и ее поразила красота зимнего озера, заснеженного леса, по утрам покрывавшегося пушистым инеем. Восхищение природой стало основой для работы. Словно через окуляр кинокамеры, наш взгляд приближался к фрагменту заснеженной сосны, приобретавшему фантастические и монументальные черты.
Особым этапом в творческой деятельности Натальи стала поездка в Ригу (1989 год), на Третий международный симпозиум по гобелену. Встречи с ведущими российскими, американскими и европейскими мастерами по текстилю, развивающими современные формы таписерии, были весьма плодотворными. Многие авторы использовали в своих работах не только шерсть, сизаль, лен, но и различные металлы, дерево, бумагу, пластик, – словом, практически любые материалы, превращающие «ковер» в фантастическую инсталляцию. Но Зайцева продолжала работать более традиционно, оставаясьмастером прикладного искусства, а не концептуалистом.
Тема космоса в искусстве гобелена в СССР в 1970-1980-х годов была одной из популярных. Рассказать средствами ткачества о полетах человека было современно, интересно, давало полет фантазии. Эту тему Наталья трансформировала на свой лад, придав ей метафизический смысл. Гобелен «Рассвет» (1989, 150х200), возникший под впечатлением поездки на симпозиум, – одна из лучших ее работ. Она изобразила часть той Вселенной, в которой царствуют не соразмерные людям стихии, создала космическое пространство, в котором идет непрерывная борьба света и тьмы, рациональных и иррациональныхсил.Наталья не видела в 1980-1990-е годы фотографии, сделанных космическим аппаратом «Хаббл», но ее работысловно иллюстрировали взрывы сверхновых звезд и рождение галактик.
Если большие гобелены несли в себе глобальные философские идеи или выражают подсознательные импульсивные чувства автора, то в небольших работах, рассчитанных на приватные пространства, часто присутствовала постмодернистская ирония. В начале 1990-х годов художница создала множество таких работ. В гобелене «Втроем» (1994) юмористически обыгрываются антропоморфные образы, старающиеся сохранить свое лицо. В них угадывались образы подгулявших мужчин, но степень условности, стилизации переводила бытовую сцену в символическую.
В 1996-1998 годах Наталья Зайцева и художница Ирина Седова совершили поездки по европейским музеям. Они посетили Францию, Италию, Нидерланды, Польшу, Бельгию. Седова вспоминает, что в оценке произведений искусства, которые они там увидели, Наталья обнаружила высокий вкус и понимание значимости мировых шедевров для истории человечества. В Риме, в Пантеоне, Зайцева положила темно-алую розу на могилу Рафаэля. В этом жесте можно увидеть проявление ее любви, признательности и верности традициям классического искусства.
Для Зайцевой не было большого разрыва между классикой и авангардом. В живописных работах язык ее, скорее, – классический, когда далеко не всегда используетсячистый цвет, а колористической гармония получается путем использования тончайших лессировок. Многочисленные реалистические цветочные натюрморты успешно продавались в салонах, галереях; помимо этого, создавались абстрактные или полуабстрактные работы, в которых продолжали развиваться космические и метафизические идеи, найденные в гобеленах.При написании абстрактных картин художница не пользовалась методом спонтанных действий, присущих, к примеру, американским абстрактным экспрессионистам послевоенного времени. У нее не было случайных потеков краски, необусловленных логикой линий.В абстрактных картинах царило стремление оторваться от земли и передать ощущение полета, в реалистическихже –присутствовала любовь к земле.
Графические серии,созданные на рубеже тысячелетий, чем-то родственны жанру фэнтези в литературе. Предельная декоративность – таков был главный художественный прием в работах, выполненных в смешанной технике яркими открытыми красками. Фактура усиливалась с помощью не только красок – гуаши, туши и различного рода нехудожественных добавок, но и при помощи фактурной, просвечивающей разноцветной бумаги, которая наклеивалась на лист-основу. Создавалась фантастическая картина мира. Художница строила композиции по законам постмодерна, диктующего вкус к разнообразию. С одной стороны, театрально-гротесковые,ироничные образы мужчин и женщин, с другой же, – анималистические типы: плоские рыбы и другие обитатели морских глубин, птицы, звери, насекомые. Природа и культура, а не политика и современная социальная жизнь вызывала большой интерес и побуждала к собственному творчеству. Ее интересовало искусство Египта и Месопотамии, первобытных охотников,древнерусская архитектура и иконопись. Мечта о будущем заставляла искать в прошлом, в том числе –в первозданной природе, формы идеальной жизни. Образ утраченного рая – таково основное содержание графических и живописных работ 1990-х – 2000-х годов.
Наталья Зайцева воплотила в своем творчестве наиболее характерные черты искусства гобелена, живописи и графики конца ХХ – начала ХХI веков, наделив их типическими качествами регионального искусства Юга России и индивидуальными чертами своей личности. Она приблизила гобелен к фактурной живописи и рельефу, лишив его утилитарности прикладного искусства. Новое восприятие пространства, которое присутствует в ее работах,рассчитано на взгляд человека космической эры.
Татьяна Соколинская, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов