С 14 по 17 июля в Краснодаре вершился суд над фашистскими палачами
2150
В управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края подано заявление о включении дома мещанки Д. Э. Карасуловой (Краснодар, ул. Рашпилевская, 26) постройки конца XIX века в перечень выявленных объектов культурного наследия. Местоположение этого дома в центре исторического поселения Краснодара определило его уникальную историю.
Старый базар, базарная площадь, «сквер со слоном»», сквер Дружбы – это названия одного из центральных мест нашего города. У каждого времени было своё название.
В дореволюционном Екатеринодаре это место было одним из самых оживлённых и называлось «старым базаром». На старинной открытке 1920-х годов, очищенное от торговых рядов, оно было превращено в площадь для массовых мероприятий, в так называемый «стадион». На заднем плане слева виднеется на своём первоначальном месте войсковой собор Святого Александра Невского, разрушенный позже, в 1933 году.
Северная и южная части этой площади изменились до неузнаваемости, появились более поздние постройки. Один из старых екатеринодарских домов сохранился на западной стороне (рядом с нынешним госпиталем ветеранов). Что в наши дни осталось от того города?
Вглядываешься в это фото, пытаясь найти знакомые здания, и только на восточной части площади видишь чудом дошедшую до наших дней единую типичную екатеринодарскую застройку из домов по «генеральской» улице Рашпилевской.
Это дома второго городского головы М. Д. Скворикова (Рашпилевская, 24), с хозяйственной пристройкой, дом известной в Екатеринодаре мещанки Д. Э. Карасуловой (Рашпилевская, 26) и следующие два дома под номером 28.
У любого дома, как и у человека, есть разные возрасты, с ними связаны истории жизни нашего города, в том числе и послевоенные.
Не забудем, не простим!
В 1943 году, после гитлеровской оккупации с её тяжелейшими последствиями и потерями, Краснодар начал оправляться от ран. Восемьдесят лет назад прошёл первый в мире военный трибунал над пособниками нацистов. Краснодарский процесс широко освещался не только в местной прессе, но и во всех крупных печатных изданиях СССР. Дела в судебном заседании слушались с 14 по 17 июля. Один из исследователей краснодарского суда над военными преступниками А. Верт в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: «Это был первый открытый судебный процесс в СССР, на котором всему миру были показаны с массой подробностей зверства гестапо – а в то время о них ещё почти ничего не было известно… они были первым конкретным примером зверств немцев и произвели глубокое впечатление, как на военных, так и на население».
Первый открытый суд над военными преступниками завершился приведением в исполнение приговора – казнью через повешение восьмерых пособников гитлеровцев. Казнь состоялась в 13 часов 18 июля 1943 года на бывшей Базарной площади Краснодара. Присутствовавшая на процессе корреспондент газеты «Правда» Е. Кононенко этому событию посвятила свою статью под названием «Правосудие свершилось!», где описала, как к месту казни стекались потоки жителей Краснодара, его пригородов и кубанских станиц. Эта кульминация военного суда сохранилась на кадрах кинохроники, где в присутствии 50 тысяч человек, состоялась казнь членов «зондер-команды СС 10А» из числа бывших советских граждан, изменников Родины.
Мы видим волнующуюся массу людей, пришедших своими глазами запечатлеть акт возмездия над теми, кто помогал гитлеровцам уничтожать земляков, мирных жителей Краснодара.
Узнаем ли мы на кадрах кинохроники наш город, доказавший миру, что возмездие неминуемо, укрепивший в умах людей мысль о скорой победе над гитлеровской Германией? Да, пока такой город, то есть его часть в виде домов по улице Рашпилевской вдоль бывшей Базарной площади, есть. На кадрах кинохроники позади людей виден одноэтажный дом №28, двухэтажный №26, в открытых окнах которого видны люди. На крыше дома №24 также мы видим горожан, наблюдающих за происходящим. Вот это – то немногое, что напоминает нам о важнейшем судебном процессе Великой Отечественной войны, заклеймившем саму человеконенавистную нацистскую систему, ставшем предтечей главного, Нюрнбергского процесса, открывшегося в ноябре 1945 года.
Здания в большей степени, нежели люди, являются хранителями исторической памяти. Сегодня и они нуждаются в защите государства, которое в наши дни ведёт непримиримую борьбу с неонацизмом.
Наталья Щурик, кандидат исторических наук,
руководитель культурно-просветительского проекта «Кубань в лицах».
Автор выражает благодарность краеведу Андрею Чугунову за предоставленные фотоматериалы.