Культура:

Николай Садовой. К 70-летию со Дня рождения

28.06.2021

В Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко с 1 по 18 июня проходит юбилейная выставка художника Николая Садового

Автор: Татьяна Соколинская

3574

В Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко с 1 по 18 июня проходит персональная юбилейная выставка живописи кубанского художника Николая Алексеевича Садового, посвященная его семидесятилетию. В экспозицию вошли 45 картин, созданных за 25 лет творческой деятельности.

Николай Алексеевич Садовой родился 28 сентября 1949 года в Краснодаре. Окончил Детскую художественную школу №1 им. В.А. Пташинского. Среди своих учителей он выделял Анатолия Вячеславовича Ингручевского. В одном классе с Николаем учились будущие известные художники: Леонид и Ольга Ковтун (Волкова), Владимир Суевалов, Александр Сулима, Константин Трапицын. Окончил Краснодарский политехнический институт в 1974 году по специальности промышленное и гражданское строительство. Работал в качестве инженера на строительных объектах с 1973 по 1986 год. С 1987 по 1991 г. работал художником в Краснодарском экспериментальном комбинате торговой рекламы, с 1991 по 1992 г. в кооперативе «Информ-Реклама-Сервис». С 1992 года занимался только творчеством. Член СХ России с 2000 г. Участник городских, краевых, региональных, республиканских выставок, Краевого конкурса на лучшее произведение изобразительного искусства «Биеннале». Художник вел активную выставочную деятельность. Все его персональные выставки – это проекты, посвященные Краснодару или кубанским станицам.

Свой творческий путь Николай Садовой начал в 1988 году, когда поехал на свой первый, длительный пленэр по селам и станицам Краснодарского края и побережью Крыма. Именно в это время он окончательно осознал, что пейзаж является его главным и любимым жанром в изобразительном искусстве. Первые работы - это были небольшие сельские пейзажи и марины, написанные маслом на картоне в этюдной реалистической манере. С 1992 года возникла серия работ «Кубанская древность», в которой художник

обратил внимание не только на выбор мотива, колорит, передачу чувств, состояния, но и историю кубанской земли. Впрочем, историческим живописцем он не стал, потому что его всегда интересовала природа и простые люди, связанные с ней родственными, генетическими узами. Человек на холстах Николая Садового всегда останется стаффажной фигурой, вписанной в природный, городской, сельский ландшафт.

Так ежегодно он ( один или с друзьями-художниками) совершал поездки на пленэры, совершенствуя свой язык, философию, вступая в продуктивный диалог с мировым художественным наследием и современниками. Любимыми местами пленэров в это время стали станицы Андреевская, Эриванская, Шабановская, Творческая дача «Сосновая дача» в Абинске. По итогам пленэров, уже в мастерской, создавались многочисленные пейзажи-картины, которые, сохраняя непосредственность и этюдность, все же несли в себе нечто большее, чем впечатление от натуры. В них уже присутствовал символический код художественной культуры Юга России, в котором прослеживается идея любви к своей «малой» родине. Пейзажи Садового созерцательные, гедонистические, подчеркнуто живописные. Эстетической доминантой выступает цвет как носитель «энергии», символического и знакового значения. Семиотическая роль цвета выражается в создании образа мира, праздничного, счастливого. Цвет преобладает над формой, используется не линейная, а световоздушная перспектива, корпусный мазок. Все эти особенности обусловлены общностью территории, изобилующей светом и солнцем, географической близостью южных стран.

Помимо сельского пейзажа Садовой много внимания уделял и городскому. По словам самого автора, он старался изобразить и современную жизнь Краснодара, и воспеть его историческое наследие. Старые исторические здания соседствуют с новостройками, меняя облик города, его душу. Наступление урбанизации заставляет художника успеть запечатлеть старый город, «наш маленький Париж», его провинциальную архитектуру, фасады домов, покосившиеся заборы. Он чутко чувствует сегодняшнее время, но его сердце принадлежит историческому прошлому, уходящей натуре. Фиксируя приметы разрушительного времени, он своей виртуозной кистью колориста добивается гармонии, видит в руинах романтическую поэзию.

Образ рая возникает в сериях пейзажей Средней полосы России. Православные храмы, не всегда отреставрированные, возникают как видения, как сны среди руин древнерусских городов. Это уходящая в прошлое Россия, которая остается только в памяти поколений, трансформируясь в культурные коды, способные пережить века.

Натюрморт – другой любимый жанр, не менее значимый, чем пейзаж. Он чаще сельский, природный, но это своего рода «окультуренная» природа, созданная человеческими руками. В них тоже присутствует ностальгия по утраченному раю. Цветы, фрукты, овощи встречаются с «ретро-тележными» колесами, традиционными кубанскими глиняными кувшинами и другими символами бытовой культуры казачества. Художник предоставил нам возможность вживаться в материальный мир, насыщенный витальными силами, сливаться с плотью земных вещей, переживать движение сока цветов, фруктов и плотной материи керамических сосудов. Картина «Благодатная Кубань» (2008. Холст, масло) – это натюрморт, в котором художник изложил свою теоретическую программу, мироощущение и миропонимание. Языком символов и метафор он раскрыл образ Кубани как сельского казачьего региона. Предметы, которыми пользовались сельские жители в старину, наделены скрытыми смыслами. Они представляются фрагментами прошлой жизни, которой уже нет, но которую художник стремится сохранить. Колесо от старой телеги воспринимается как колесо сансары, яблоки в плетеной корзине и огромная тыква – это символы плодородия, две старинные бутыли ( явно с самогоном и домашним вином), словно античные колонны, фланкирующие вход в храм. Сушеные вязанки красного перца и лука вносят в статичную композицию динамику, приглашая войти. Теплый желто-коричневый с элементами красного колорит ассоциируется с осенью, изобилием, полнотой жизни.

Широкая декоративная манера письма, которую культивировал Садовой, приводила его к поиску родственных связей в мировой художественной культуре. Ему были близки две живописные школы, равно удаленные друг от друга в пространстве и во времени: это Венецианская школа эпохи Возрождения и русское искусство конца ХIХ -ХХ веков. Звучность цвета, фактурность широких мазков, жизнерадостность, праздничный колорит, мажорность и музыкальность позволило отказаться от прозы жизни в сторону ее поэтического переосмысления. Садовой синтезировал в своем творчестве искусство импрессионистов, постимпрессионистов, Серебряного века, «Бубнового валета», советских пейзажистов 1930-50 годов и Владимирской школы 1960-1970-х. Садовому близки оказались слова Валентина Серова, который искал в искусстве «отрадного».

Среди представителей современной кубанской школы живописи имя Николая Садового стоит в одном ряду с Михаилом Архангельским, Андреем Акатьевым, Алексеем Паршковым, Александром Отрошко, Лидией Самокиш, Виктором Каменевым, Вячеславом Оноприенко, Вячеславом Тахтамышевым. Все они – гении места, активно участвующие в формировании региональных социокультурных процессов, начавшихся в конце 1980-х и продолжающихся до сих пор.

Николай Садовой умер 2 января 2015 года. Все его творчество целиком принадлежит самой яркой эпохе изобразительного искусства Кубани. Вместе с художником мы видим творение нового мира.