Культура:

О предательстве ангелов и нежности Зверя

25.10.2021

Исполнилось 30 лет с того дня, как в 1991 году во французском департаменте Од были найдены останки гигантской рептилии

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1511

Она получила прозвище Тараскозавра, в честь старинного чудовища. Огромный хищник на двух ногах ростом почти 10 метров с устрашающим рогом на голове. Его «предок» – Тараск – был не менее могуч. Но, как оказалось, у него была душа.

О предательстве ангелов и нежности Зверя

Жило-было в XII веке, на юге Франции, вблизи деревушки Нерлук страшное чудо-юдо. И звали его Тараск. Наполовину зверь, наполовину рыба, он обитал в зеленоватой воде тихой речной заводи. Как и положено драконам, Тараск обычно питался домашней скотиной, но если на лугу никто не пасся, поедал всех, кто под руку попадётся. Бывало, даже топил корабли, проплывавшие по реке. В общем, буянил и хулиганил. Жители боялись и ненавидели его. Они уверяли, что это исчадие ада произошло от противоестественной связи Левиафана, свирепого водяного змея, и онагра, и писали во все инстанции с просьбой извести гада. Как-то даже пожаловались королю, намекая на «государственную важность» дела и на угрозу целостности королевства. Но монарх лишь отмахнулся от «бредней невежественных простолюдинов», да ещё заподозрил в банальном нежелании платить налоги, ссылаясь на ущерб от мифического зверя.

Тогда крестьяне пригласили рыцарей сразиться с чудовищем. Но те, услыхав, что оно нищее и даже не охраняет никаких сокровищ, со смехом отказались. Мол, какая будет доблесть и слава убить бедного, старого дракона? В то время как другие рыцари успеют одолеть действительно серьёзных тварей и завладеть их драгоценностями. Чтобы над нами потешался весь Прованс с Аквитанией? Нет уж, увольте.

А Тараск жил очень одиноко. Он любил лирическую музыку и в душе был сентиментален. И вот как-то раз тишина речной заводи наполнилась нежными звуками. На прибрежном камне сидела девушка Марта. Ангельская внешность, белый хитон, божественный голос, волшебная мелодия лютни вмиг превратили милый и тихий берег в подобие райского сада. Дракон покинул свою заводь, подошёл к красавице и улёгся у ног,

словно домашняя собачка. Они подружились. Раз за разом прекрасные, мелодичные напевы, словно волны прибоя, накатывались на него и уносили в лазурную, манящую даль, пахнущую тёплым, прелым сеном и любимыми шоколадными вафлями. А потом он погрузился в сладкий сон, какой снится только маленьким детям и драконам. Марта допела, накинула на него красивую шёлковую ленточку и повела за собой в село. Зачем? Он не спрашивал. Лишь шёл, волоча свой длинный хвост. За своей святой, которая в одночасье изменила его мир, окутав счастьем упоённой безмятежности.

Но в Нерлуке их уже ждали. Обозленная толпа вилланов, вооруженных косами, мотыгами и топорами, набросилась на Тараска и стала убивать его. Их перекошенные от страха и ненависти лица сливались в беззвучном мельтешении. Расплываясь и всё больше заливаясь хлеставшей из многочисленных ран кровью, они медленно удалялись куда-то вдаль, пока вовсе не слились в единой точке. Затем и она потухла. Он не сопротивлялся. Потому что впервые в жизни ему было хорошо, и он знал, что так хорошо больше не будет.

Святая не пыталась остановить расправу, ограничившись лишь робким замечанием «а может не надо», сказанным куда-то в пустоту и больше для «очистки совести». Она отошла в сторонку, дав волю ярости мстителей, а после осталась жить в «освобождённом» селении, время от времени являя им разные чудеса. Страх и постоянное напряжение жизни пропали, но вместе с ними и любовь безвозвратно покинула эти края. А ведь только она могла бы явить настоящие чудеса: чудо прощения и чудо красоты, скрытой под маской безобразного, после чего, душа, пронзенная жалостью, увидела бы в чудовище прекрасное Творение. Только она могла бы предотвратить расправу.

Позже, правда, до прагматичных и безжалостных местных жителей всё же дошло, что произошло непоправимое. Из их жизни ушло нечто важное, что делало их особенными, выделяя на фоне сограждан из множества других городков и селений. Они не стали жить счастливо, нет, они лишь утратили врага, который их сплачивал, придавал цель и смысл всей жизни, вдохновлял на большие дела, о которых раньше жители Нерлука и мечтать не могли. Одна только аудиенция у самого короля чего стоит! Теперь же на смену сплочения в благородной, возвышенной борьбе с чудовищем пришли вспыхнувшие с прежним ожесточением склоки и повседневные мелкие хлопоты. Великие опасности и великое противостояние против мелочности и ничтожности бытия обывателей. Увы, Тараска было не вернуть. Поэтому решили поступить по-человечески – прославить его. В этом местным крестьянам очень помогли жители других регионов и стран. Первым делом селение Нерлук было переименовано в Тараскон, на гербе которого, разумеется, изобразили побежденного Зверя. А в 1469 году герцог Лотарингии Рене Добрый, который очень любил гостить в местном замке, повелел ежегодно проводить торжества в честь самого знаменитого жителя тех мест. Спустя пять лет был создан рыцарский Орден (!) Тараска, в обязанности которого, в частности, входит ежегодно во время праздника проносить его чучело. Недавно, кстати, праздник отметили в юбилейный, пятисотый раз, и в 2005 году он был даже зарегистрирован ЮНЕСКО как один из шедевров «культурного наследия». Увы, грохот литавров и шум праздной толпы давно уже заглушил нежность ревущего зверя.

А в 1991 году, неподалеку от Тараскона, палеонтологи обнаружили останки неизвестного науке чудовища. Оно получило название Тараскозавр. Ну и конечно, миллионам людей на планете имя нашего героя известно по знаменитому роману Доде «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», в котором он частенько упоминается.