В апреле на территории Кубанской области дважды наблюдались необычные природные явления
2534
Как сообщает «Казачья летопись» на сайте Кубанского казачьего войска, 7 апреля 1907 года в небе над Екатеринодаром пролетел болид. Как писала газета «Кубанские областные ведомости»:
«7 апреля около двух часов ночи, жители Екатеринодара, находившиеся на улице, стали свидетелями редкого природного явления: по направлению с юго-запада на северо-восток над городом пронесся яркий болид. Свет, исходивший от него, был настолько ярким, что можно было различить мелкие предметы. Явление длилось не более 3-4-х секунд».
Двадцатью годами ранее, в апреле 1887 года, на Кубани также замечались необычные природные явления. Так, вечером над северо-восточной окраиной города, за рощей Дубинка, появился, как писала газета «Кубанские областные ведомости», «большой метеор шарообразной формы яркого светло-голубого цвета, который при дугообразном полёте с юго-востока на северо-запад отбрасывал от себя во все стороны большие яркие искры». Спустя же несколько дней, 25 апреля, в первом часу ночи, с западной стороны на горизонте появился «блестящий, довольно большой величины, шарообразный метеор, медленно пролетавший на восток, за метеором тянулась в виде хвоста светлая полоса, в конце которой следовал небольшой, такого же цвета шар с маленьким светлым хвостом».
Появление комет, болидов и тому подобных явлений испокон веков считалось в русском фольклоре предвестием грядущих перемен и бедствий. И хотя с принятием христианства кометы и прочие небесные явления стали считаться знамениями всеведущего Бога, тем не менее взгляд на кометы как на живые существа, «своевольные» или порожденные всезнающей Природой, так и не был окончательно изжит ни в народном фольклоре. Об этом свидетельствует и само название «хвостатая звезда», а существо, имеющее хвост, которое может напоминать змея. Так в 1028 году в одной из летописей данное явление охарактеризовано так: «Знамение змиево явися на небеси, яко видети всей земле». В летописи же за 1091 год повествовалось следующее: «Спаде привелик змей с небесе; и ужасошася вси людье».
Огненный же змей, с которым нередко ассоциировались падающие звезды, болиды и метеоры, вообще известный персонаж славянского фольклора. Не стала исключением тут и Кубань: в статье В. И. Чурсиной «Заговорно-обрядовая культура на Кубани» об этих созданиях говорится так:
«О том, как умерший, превратившись в огненного змея, являлся жене в обличии живого человека, народное предание гласит следующее. Целый год летал змей, пока она не забеременела. Побудет до первых петухов и опять улетит. Знающие люди научили ее, что делать. «Змей плюнул и задом стал к печи отходить. Она вцепилась в него и просит: «Покажи спину, я узнаю, муж ты мне или нет». Змей бросился в трубу и с тех пор не бывал».
На правобережной Украине, откуда, ещё в XIX веке на Кубань переселилось немало поселенцев, летающий змей именовался обаяснык. Считалось, что если сильно горевать по умершему, то последний обращается в злого духа и по ночам летает к горюющему. Этот демон также известен под именем летавца, поверье о котором примыкает к обширному циклу сказаний о женихе-мертвеце.