В текущем месяце известный краснодарский Центр современного искусства планирует показ выставок, перформансов, импровизаций на любой вкус, кроме, пожалуй, того, что принято считать «вкусом нормального человека»
1992
Лекции
Хотите послушать воскресную лекцию? «Их есть у меня». О французских мыслителях постмодерна. Иногда – знаменитых. Но всё же, скорее, «широко известных в узких кругах»: Лакан, Деррида, Бодрийяр, Барт. Их многие работы просто блестящи, и нынешнему образованному человеку узнать о них, по крайней мере, никогда не вредно. Единственное, что смущает в этом звездном списке (и далеко не только в нем, можно вспомнить того же Сартра), так это вирус левачества. Он захватил французских интеллектуалов почти поголовно. Они все тотально критикуют капитализм, при этом живя в его сердце, и предпочитая вовсю пользоваться его плодами. Ничего не предлагая взамен, хотя бы в форме Утопии. Просто поливая грязью. Хотя нередко и за дело. Но если ты ненавидишь человека. И не скрываешь этого, если постоянно действуешь в ущерб ему, не живи хотя бы у него дома, и за его счёт.
Французы здесь – полная противоположность древним грекам. Политические теории которых включали собственную модель идеального государства, которую они же стремились осуществить. Или хотя бы жить в соответствии со своими философскими представлениями (как, например, Марк Аврелий или Диоген).
Нынешних на это не подвигнешь. Хотя, может быть, это и к лучшему. Вон Сартр беседовал-беседовал со своим учеником, а потом тот уехал на родину, и начал воплощать их идеи. Результаты известны. Также как и сама личность замечательного ученика. Это был Пол Пот. Не всегда, конечно, столкновение с внешним миром было так трагично. Произведения Лакана, к примеру, произвели на Сальвадора Дали такое впечатление, что он даже написал картину «Гнилой Осел». Они и вправду были очень похожи. Лакан сам был немного сюрреалистом, и пытался подражать им в жизни, заполняя её весьма странными сюжетами, так не похожими на бытие классического философа. Например, он назвал свою собачку в честь сексуальной рабыни Маркиза де Сада, зачем-то постоянно переписывал собственное имущество, одевался в меха, усыпанные драгоценными камнями, заказывал причудливые костюмы, галстуки и прочие аксессуары, эпатируя публику. В нём, да и в других, и в атмосфере того времени, сплелись воедино философия, психоанализ, Фрейд, сюрреализм. А ещё структурализм и мир огромного количества других –измов, в изобилии поставляемых интеллектуалами эпохи постмодерна.
Выставки
8 октября открывается художественная выставка «Как исчезнуть полностью и никогда не быть найденной». В ней будут демонстрироваться работы авторов из России, США, Швейцарии, Германии, Франции. Девизом выставки стали слова Мишеля Фуко (кстати, ещё один очень известный французский философ, мыслитель, и не менее известный левак, коммунист и гомосексуалист, почему-то не заинтересовавший авторов вышеприведенных лекций): «Не спрашивай меня, кто я такой, и не проси меня оставаться тем же самым: это удел бюрократов и полицейских, проверять всё ли в порядке с нашими документами».
У выставки есть «кураторки» – это странноватое слово, видимо, образовано в рамках толерантности, борьбы феминисток за свои права и прочего нынешнего мэйн-стрима, подобно как кинофестиваль, рассказ о котором ниже, порадует нас «режиссерками». Этих кураторок двое. Поначалу их вообще можно принять за одну. Тем более, что в начале выставки под это подведен даже теоретический базис: «Слияние двух идентичных бюрократических личностей, оказавшихся в общем поле современного искусства, в одну стало началом для размышления о процессах и частицах творения идентичности». Да и зовутся эти «идентичные бюрократические личности» одинаково – Екатерина Щербакова. Только одна из Парижа (хотя родом из Новороссийска), а другая – из Москвы (родилась на Брянщине). Вообще в пространстве «Типографии» частенько эпатируют публику подобным раздвоением. Например, художник Татьяна Антошина (которая и из Москвы, и из Лоо, под Сочи) или Саша Демина (Москва-Краснодар). Но нет, на этот раз, похоже, всё по-честному. Щербаковы на портретах действительно разные. Хотя обе симпатичные.
Одна из Екатерин пишет, что выставка посвящена «зыбким границам идентичности», представленные проекты основаны на отсылках к «личным и территориальным мифологиям». Они «предлагают покинуть твёрдую основу парадигмы человеческого». Интересный, хотя и не очень новый подход, – дегуманизация искусства (он весьма подробно разобран ещё испанским мыслителем Ортегой-и-Гассетом). Хотя если заглядывать в совсем уж «старые, добрые времена», искусство и было способом проникнуть в эту «парадигму человеческого», о которой подавляющее большинство из нас до конца своей жизни так и не приобретает ни малейшего понятия.
Выставка состоит из инсталляций, фотографий, живописи, видео и графики. В них авторы, по заверениям Щербаковой, демонстрируют «проявление необычных способностей и чувствительности к реальности».
Так, «художница из Новосибирска, живущая в Москве», Светлана Холлис утверждает, что обладает неким синестетическим зрением и изображения на её полотнах – отражения её «видения мира». Как кричал персонаж одного произведения: «Я художник, я так вижу». Кстати, она нарисует ауры гостей, собравшихся на церемонию открытия выставки. Её живописные работы проникнуты чувственным наслаждением, в них гротескные образы соединяются с цветовыми пятнами, образуя сюжеты, «взятые из повседневной жизни нечеловеческих существ».
А вот её коллега Дарья Правда представит свой «партиципаторный перформанс» «Сквозь зеркало». В течение часа зрители, отключив мобильники, должны будут в абсолютной тишине наблюдать за процессом её рефлексии. Так они смогут попасть в одну из историй, которые она творит на стыке литературы и визуальных искусств, – инсталляции, фотографии, перформанса. Можно также поучаствовать в «коллективном акустическом действии в темноте». Чтобы это ни значило. Действие практикует Саша Демина, приправляя его музыкальной импровизацией. Слушатели к ней примкнут самыми разными способами, в том числе голосом или даже «внутренним голосом». Видимо, наиболее органично вписаться сможет тот, кто в своей импровизации учтёт, что увлечение Саши – это архаичные медиумы из малых народностей востока и севера России.
Организаторы обещают проведение встреч с такими удивительными людьми. При этом в официальных материалах прямо-таки намекается, что они если не посланцы, то, по крайней мере, общаются с представителями других миров (по крайней мере, в своем сознании).
Но самое главное, посетители на выставке должны получить некую новую, «свободную энергию, которая позволит жить иначе», измениться, стать другими, «радикально живыми». И действительно. Не всё же время дрожать от ковидного страха. Поскольку нет уже Фридриха Великого, способного с обнажённой шпагой броситься наперерез целой бегущей армии, с криком: «Стоять, канальи! Вы что, хотите жить вечно?», сегодня остаётся искусство.
Но чтобы стать «радикально живым», сначала нужно стать мёртвым. Или почти мёртвым. Как та девочка, о которой свидетельствует текст в самом начале выставки. Выпавшая за борт корабля в открытом море. Плывущая к берегу (неясно, зачем она тратит силы, если до земли сотни километров?) совершенно не обращает внимания на сию, мягко говоря, нетривиальную ситуацию и предаётся рассуждениям о художниках и их картинах. Размышляет над вопросами «Где заканчиваюсь я, и где начинаешься ты?», «Может, точнее говорить о человеке как о процессе текучих внутренних и социо-политических фикций?» и т.д. Если отвлечься от образа блаженной девочки в океане, то, конечно, потрясающую глубину подобных вопросов человечество раскрывало весь ХХ век да и позднее. В лице своих лучших представителей – от Мартина Бубера до Мартина Хайдеггера. Но это нисколько не умаляет их значения сегодня.
Фестивали
Последние три октябрьских дня можно будет посвятить международному кинофестивалю короткометражек Shnit-2021. Помимо Краснодара, он пройдет в Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Показ состоит из блоков «Sunny blue», «Heavy Orang», «Dramatic green» и «Midnight yellow». Что сие означает, нам неведомо. Русский эквивалент эту загадку никак не разрешает, поскольку анонс перед каждым состоит из стандартной записи о том, что в него «вошли короткометражные фильмы, выполненные в предельно разных жанрах и стилях». Что из них blue, что оrang, что green, – кто его разберет? Так что смысл деления на блоки не очень понятен, в этом, видимо, и есть его цель (чтобы сделать реальность алогичной и неясной).
Поэтому напоминаем, что поклонникам «нормального», т. е. обычного, в «Типографии» в целом и на фестивале в частности, как мы уже предупреждали, придётся туго. Облегчить их страдания, правда, может краткость повествования. А так… Многое тут странно. Даже то, что некий Ян Бава снимает фильм на 8-мм камеру. И это сегодня, в наше время. Причём фильм об отношениях с отцом, где отца играет… отец. Такой вот сюрприз. А Баву почему-то играет не сам Бава, а нанятый могучий бодибилдер. Сюр? Несомненно, хотя и без опускания в глубины человеческой психики. Такое погружение, правда, всякий раз декларируется, но в реальности происходит весьма редко. Может быть, конечно, всё так глубоко, что почти никому и не видно, кроме автора. А может, рассчитано на любителей понаблюдать за тренировками качков в спортзале.
Другая картина – «Акушер» – о страданиях молодого акушера, который никак не может найти общий язык со своими клиентками, одна из которых к тому же страдает из-за психологической травмы по причине изнасилования. Другой акушер – венгр в фильме «Ася» с ужасом узнаёт, что некую цыганку зачем-то стерилизовали. Вокруг этого закручивается сюжет. Насилие в роддомах плавно перетекает в насилие семейное в фильме «Тонущие корабли». Так скверно по отношению к жене Саре ведёт себя евонный муж. Сара полна местью. За её действиями на лоне природы подглядывает сын. Далее – компьютерная анимация о бунте городов, кукольный мультфильм о пожилом торреро… А в фильме «Последний матадор» ремесло героя уже не дает былого дохода, и он вынужден подрабатывать… продажей фотографий с российскими туристами (кому они интересны, и почему туристы именно российские? Ну, нужно же как-то объяснить последующий сюжет). А в нём – не менее нелепый эпизод – появление в баре… президента России! Вот так, случайно. Приехал, гулял, гулял, да и зашел. Видимо, забыли поменять жанр на «научная фантастика», подобно следующему кино, – «Мгновение», – где«поднимаются темы бездомности, домашнего насилия и войны с наркотиками».
Вдобавок к последним трем дням октября, 4 ноября пройдёт национальный конкурс Shnit-2021 – Made in Russia – с 16 фильмами: «Герой», «Зарница», «Руки», «Толя» и т. д. Перечислять фамилии авторов и участников нет смысла, поскольку они никому ничего не говорят. Впрочем, как и названия их произведений. В общем, фестиваль – сборная солянка, – всем любителям кино и всего нового на радость.
Beat Weekend
Для тех, кто склонен к более привычному киноформату, в октябре – Beat Weekend – кинофестиваль, проходящий, помимо Краснодара, ещё в 14 городах России и СНГ. В нём демонстрируются лучшие, по мнению организаторов, фильмы программы Beat Film Festival – московского фестиваля документального кино о новой культуре, основанного в 2010 г. Алёной Бочаровой и Кириллом Сорокиным. Фильмы в большинстве своём на иностранном языке, причём не совсем обязательно на английском, и даже не только французский, немецкий или итальянский, но и такие периферийные языки, как шведский или финский. Зато обязательно есть русские субтитры. Для любителей новинок, так как все киноленты произведены либо в нынешнем году, либо в прошлом. Сеансы идут каждый день, начиная с 19 октября.
Фильмы про историю танцевальной музыки, про самого известного электронного музыканта, про звезду скейтборда, про сразу двух скейтбордеров («атмосферный фильм»), «Чиллнобыль», отечественный, непонятно о чём, но «с хлестким матерком» и «абсурдистским юморком» и т. д.
В общем, октябрь в «Типографии» обещает быть напряжённым.