Культура:

Октябрь в «Типографии». Пространство непонимающего.

06.10.2021

В текущем месяце известный краснодарский Центр современного искусства планирует показ выставок, перформансов, импровизаций на любой вкус, кроме, пожалуй, того, что принято считать «вкусом нормального человека»

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1992

Лекции

Хотите послушать воскресную лекцию? «Их есть у меня». О французских мыслителях постмодерна. Иногда – знаменитых. Но всё же, скорее, «широко известных в узких кругах»: Лакан, Деррида, Бодрийяр, Барт. Их многие работы просто блестящи, и нынешнему образованному человеку узнать о них, по крайней мере, никогда не вредно. Единственное, что смущает в этом звездном списке (и далеко не только в нем, можно вспомнить того же Сартра), так это вирус левачества. Он захватил французских интеллектуалов почти поголовно. Они все тотально критикуют капитализм, при этом живя в его сердце, и предпочитая вовсю пользоваться его плодами. Ничего не предлагая взамен, хотя бы в форме Утопии. Просто поливая грязью. Хотя нередко и за дело. Но если ты ненавидишь человека. И не скрываешь этого, если постоянно действуешь в ущерб ему, не живи хотя бы у него дома, и за его счёт.

Французы здесь – полная противоположность древним грекам. Политические теории которых включали собственную модель идеального государства, которую они же стремились осуществить. Или хотя бы жить в соответствии со своими философскими представлениями (как, например, Марк Аврелий или Диоген).

Нынешних на это не подвигнешь. Хотя, может быть, это и к лучшему. Вон Сартр беседовал-беседовал со своим учеником, а потом тот уехал на родину, и начал воплощать их идеи. Результаты известны. Также как и сама личность замечательного ученика. Это был Пол Пот. Не всегда, конечно, столкновение с внешним миром было так трагично. Произведения Лакана, к примеру, произвели на Сальвадора Дали такое впечатление, что он даже написал картину «Гнилой Осел». Они и вправду были очень похожи. Лакан сам был немного сюрреалистом, и пытался подражать им в жизни, заполняя её весьма странными сюжетами, так не похожими на бытие классического философа. Например, он назвал свою собачку в честь сексуальной рабыни Маркиза де Сада, зачем-то постоянно переписывал собственное имущество, одевался в меха, усыпанные драгоценными камнями, заказывал причудливые костюмы, галстуки и прочие аксессуары, эпатируя публику. В нём, да и в других, и в атмосфере того времени, сплелись воедино философия, психоанализ, Фрейд, сюрреализм. А ещё структурализм и мир огромного количества других –измов, в изобилии поставляемых интеллектуалами эпохи постмодерна.

Выставки

8 октября открывается художественная выставка «Как исчезнуть полностью и никогда не быть найденной». В ней будут демонстрироваться работы авторов из России, США, Швейцарии, Германии, Франции. Девизом выставки стали слова Мишеля Фуко (кстати, ещё один очень известный французский философ, мыслитель, и не менее известный левак, коммунист и гомосексуалист, почему-то не заинтересовавший авторов вышеприведенных лекций): «Не спрашивай меня, кто я такой, и не проси меня оставаться тем же самым: это удел бюрократов и полицейских, проверять всё ли в порядке с нашими документами».

У выставки есть «кураторки» – это странноватое слово, видимо, образовано в рамках толерантности, борьбы феминисток за свои права и прочего нынешнего мэйн-стрима, подобно как кинофестиваль, рассказ о котором ниже, порадует нас «режиссерками». Этих кураторок двое. Поначалу их вообще можно принять за одну. Тем более, что в начале выставки под это подведен даже теоретический базис: «Слияние двух идентичных бюрократических личностей, оказавшихся в общем поле современного искусства, в одну стало началом для размышления о процессах и частицах творения идентичности». Да и зовутся эти «идентичные бюрократические личности» одинаково – Екатерина Щербакова. Только одна из Парижа (хотя родом из Новороссийска), а другая – из Москвы (родилась на Брянщине). Вообще в пространстве «Типографии» частенько эпатируют публику подобным раздвоением. Например, художник Татьяна Антошина (которая и из Москвы, и из Лоо, под Сочи) или Саша Демина (Москва-Краснодар). Но нет, на этот раз, похоже, всё по-честному. Щербаковы на портретах действительно разные. Хотя обе симпатичные.

Одна из Екатерин пишет, что выставка посвящена «зыбким границам идентичности», представленные проекты основаны на отсылках к «личным и территориальным мифологиям». Они «предлагают покинуть твёрдую основу парадигмы человеческого». Интересный, хотя и не очень новый подход, – дегуманизация искусства (он весьма подробно разобран ещё испанским мыслителем Ортегой-и-Гассетом). Хотя если заглядывать в совсем уж «старые, добрые времена», искусство и было способом проникнуть в эту «парадигму человеческого», о которой подавляющее большинство из нас до конца своей жизни так и не приобретает ни малейшего понятия.

Выставка состоит из инсталляций, фотографий, живописи, видео и графики. В них авторы, по заверениям Щербаковой, демонстрируют «проявление необычных способностей и чувствительности к реальности».

Так, «художница из Новосибирска, живущая в Москве», Светлана Холлис утверждает, что обладает неким синестетическим зрением и изображения на её полотнах – отражения её «видения мира». Как кричал персонаж одного произведения: «Я художник, я так вижу». Кстати, она нарисует ауры гостей, собравшихся на церемонию открытия выставки. Её живописные работы проникнуты чувственным наслаждением, в них гротескные образы соединяются с цветовыми пятнами, образуя сюжеты, «взятые из повседневной жизни нечеловеческих существ».

А вот её коллега Дарья Правда представит свой «партиципаторный перформанс» «Сквозь зеркало». В течение часа зрители, отключив мобильники, должны будут в абсолютной тишине наблюдать за процессом её рефлексии. Так они смогут попасть в одну из историй, которые она творит на стыке литературы и визуальных искусств, – инсталляции, фотографии, перформанса. Можно также поучаствовать в «коллективном акустическом действии в темноте». Чтобы это ни значило. Действие практикует Саша Демина, приправляя его музыкальной импровизацией. Слушатели к ней примкнут самыми разными способами, в том числе голосом или даже «внутренним голосом». Видимо, наиболее органично вписаться сможет тот, кто в своей импровизации учтёт, что увлечение Саши – это архаичные медиумы из малых народностей востока и севера России.

Организаторы обещают проведение встреч с такими удивительными людьми. При этом в официальных материалах прямо-таки намекается, что они если не посланцы, то, по крайней мере, общаются с представителями других миров (по крайней мере, в своем сознании).

Но самое главное, посетители на выставке должны получить некую новую, «свободную энергию, которая позволит жить иначе», измениться, стать другими, «радикально живыми». И действительно. Не всё же время дрожать от ковидного страха. Поскольку нет уже Фридриха Великого, способного с обнажённой шпагой броситься наперерез целой бегущей армии, с криком: «Стоять, канальи! Вы что, хотите жить вечно?», сегодня остаётся искусство.

Но чтобы стать «радикально живым», сначала нужно стать мёртвым. Или почти мёртвым. Как та девочка, о которой свидетельствует текст в самом начале выставки. Выпавшая за борт корабля в открытом море. Плывущая к берегу (неясно, зачем она тратит силы, если до земли сотни километров?) совершенно не обращает внимания на сию, мягко говоря, нетривиальную ситуацию и предаётся рассуждениям о художниках и их картинах. Размышляет над вопросами «Где заканчиваюсь я, и где начинаешься ты?», «Может, точнее говорить о человеке как о процессе текучих внутренних и социо-политических фикций?» и т.д. Если отвлечься от образа блаженной девочки в океане, то, конечно, потрясающую глубину подобных вопросов человечество раскрывало весь ХХ век да и позднее. В лице своих лучших представителей – от Мартина Бубера до Мартина Хайдеггера. Но это нисколько не умаляет их значения сегодня.

Фестивали

Последние три октябрьских дня можно будет посвятить международному кинофестивалю короткометражек Shnit-2021. Помимо Краснодара, он пройдет в Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Показ состоит из блоков «Sunny blue», «Heavy Orang», «Dramatic green» и «Midnight yellow». Что сие означает, нам неведомо. Русский эквивалент эту загадку никак не разрешает, поскольку анонс перед каждым состоит из стандартной записи о том, что в него «вошли короткометражные фильмы, выполненные в предельно разных жанрах и стилях». Что из них blue, что оrang, что green, – кто его разберет? Так что смысл деления на блоки не очень понятен, в этом, видимо, и есть его цель (чтобы сделать реальность алогичной и неясной).

Поэтому напоминаем, что поклонникам «нормального», т. е. обычного, в «Типографии» в целом и на фестивале в частности, как мы уже предупреждали, придётся туго. Облегчить их страдания, правда, может краткость повествования. А так… Многое тут странно. Даже то, что некий Ян Бава снимает фильм на 8-мм камеру. И это сегодня, в наше время. Причём фильм об отношениях с отцом, где отца играет… отец. Такой вот сюрприз. А Баву почему-то играет не сам Бава, а нанятый могучий бодибилдер. Сюр? Несомненно, хотя и без опускания в глубины человеческой психики. Такое погружение, правда, всякий раз декларируется, но в реальности происходит весьма редко. Может быть, конечно, всё так глубоко, что почти никому и не видно, кроме автора. А может, рассчитано на любителей понаблюдать за тренировками качков в спортзале.

Другая картина – «Акушер» – о страданиях молодого акушера, который никак не может найти общий язык со своими клиентками, одна из которых к тому же страдает из-за психологической травмы по причине изнасилования. Другой акушер – венгр в фильме «Ася» с ужасом узнаёт, что некую цыганку зачем-то стерилизовали. Вокруг этого закручивается сюжет. Насилие в роддомах плавно перетекает в насилие семейное в фильме «Тонущие корабли». Так скверно по отношению к жене Саре ведёт себя евонный муж. Сара полна местью. За её действиями на лоне природы подглядывает сын. Далее – компьютерная анимация о бунте городов, кукольный мультфильм о пожилом торреро… А в фильме «Последний матадор» ремесло героя уже не дает былого дохода, и он вынужден подрабатывать… продажей фотографий с российскими туристами (кому они интересны, и почему туристы именно российские? Ну, нужно же как-то объяснить последующий сюжет). А в нём – не менее нелепый эпизод – появление в баре… президента России! Вот так, случайно. Приехал, гулял, гулял, да и зашел. Видимо, забыли поменять жанр на «научная фантастика», подобно следующему кино, – «Мгновение», – где«поднимаются темы бездомности, домашнего насилия и войны с наркотиками».

Вдобавок к последним трем дням октября, 4 ноября пройдёт национальный конкурс Shnit-2021 – Made in Russia – с 16 фильмами: «Герой», «Зарница», «Руки», «Толя» и т. д. Перечислять фамилии авторов и участников нет смысла, поскольку они никому ничего не говорят. Впрочем, как и названия их произведений. В общем, фестиваль – сборная солянка, – всем любителям кино и всего нового на радость.

Beat Weekend

Для тех, кто склонен к более привычному киноформату, в октябре – Beat Weekend – кинофестиваль, проходящий, помимо Краснодара, ещё в 14 городах России и СНГ. В нём демонстрируются лучшие, по мнению организаторов, фильмы программы Beat Film Festival – московского фестиваля документального кино о новой культуре, основанного в 2010 г. Алёной Бочаровой и Кириллом Сорокиным. Фильмы в большинстве своём на иностранном языке, причём не совсем обязательно на английском, и даже не только французский, немецкий или итальянский, но и такие периферийные языки, как шведский или финский. Зато обязательно есть русские субтитры. Для любителей новинок, так как все киноленты произведены либо в нынешнем году, либо в прошлом. Сеансы идут каждый день, начиная с 19 октября.

Фильмы про историю танцевальной музыки, про самого известного электронного музыканта, про звезду скейтборда, про сразу двух скейтбордеров («атмосферный фильм»), «Чиллнобыль», отечественный, непонятно о чём, но «с хлестким матерком» и «абсурдистским юморком» и т. д.

В общем, октябрь в «Типографии» обещает быть напряжённым.