Правительство РФ объявило 2014-й год Годом культуры в России. Каким этот Год культуры выдался для творческих деятелей Кубани, что он дал кубанской культуре, кроме новоназначенного министра? Об этом говорили участники круглого стола, в котором приняли
506
Правительство РФ объявило 2014-й год Годом культуры в России.
Каким этот Год культуры выдался для творческих деятелей Кубани, что он дал кубанской культуре, кроме новоназначенного министра? Об этом говорили участники круглого стола, в котором приняли участие представители творческих союзов Кубани.
"НГК": 2014-й год в России объявлен Годом культуры. Нам бы хотелось порассуждать вместе с вами, дорогие друзья, каким стал этот год для кубанской культуры, которую вы имеете честь представлять на нашем круглом столе. Наверняка, многие из вас надеялись, что со сменой руководителя министерства культуры в крае многое изменится.
С. ГРОНСКИЙ, председатель краевого отделения Союза театральных деятелей России (СТД), заслуженный артист России, лауреат губернаторской премии им. М.А. Куликовского, лауреат премии Правительства РФ им. Ф. Волкова: – Что изменилось за год в отношениях между нами и министерством культуры? В лучшую сторону не изменилось ничего.
Если раньше мы с экс-министром культуры Натальей Пугачёвой жили в режиме постоянной полемики, то сейчас…
На службу в министерство вместо ушедших на пенсию профессионалов пришли молодые амбициозные люди. Может, это и хорошо, но только если амбиции чем-то подкреплены. А когда в чиновничье кресло садится человек, не имеющий ни жизненного, ни профессионального опыта, не знающий специфики деятельности общественных, и тем более, творческих организаций, это неправильно. Это как раз то, чего не должно быть в стенах нашего министерства.
Отсутствие желания познать, вникнуть в уставные дела творческих союзов часто ведет к непониманию с их стороны, для чего, собственно, они нужны, чем живут и что, наконец, делают.
Наверняка, никто из них не знает, что кроме плановых мероприятий, с начала этого года 14 членам нашего союза были предоставлены льготные путевки в здравницы СТД РФ, в творческих командировках на фестивале "Золотая маска" в Москве побывали 2 человека, еще двое членов СТД были на фестивале "Поют артисты драматических театров", прошедшем в Нижнем Новгороде. В международную летнюю театральную школу в Москву мы делегировали молодого актера Алексея Мосолова, а в лабораторию по сценической речи при МХАТе — артистку Евгению Белову. Актер театра драмы Арсений Фогелев был направлен на учебу в режиссерскую лабораторию художественного руководителя "Театра Европы" Льва Додина (Санкт-Петербург).
Государственные стипендии (гранты) на общую сумму в 576 тыс. рублей получили 8 человек, еще восьмерым была оказана единовременная федеральная помощь по болезни на сумму 310 тыс.
С 2006 года по настоящее время 19 членов СТД получают негосударственную пенсию по дополнительному пенсионному обеспечению СТД РФ, а народная артистка России Анна Кузнецова получает ежемесячную помощь в размере 10 тыс. руб. Все это, разумеется, результат кропотливой работы центрального аппарата СТД РФ.
Год культуры, так ожидаемый театральными деятелями, настроения не поднял: принятая ещё в 2011 году концепция долгосрочного развития театрального дела на период до 2020 года, на мой взгляд, пока еще в стране не заработала. Несмотря на принятую и утверждённую постановлением губернатора так называемую "дорожную карту", финансовое положение у работников большинства театров не улучшилось – заработная плата уменьшилась; до смешного сократили субсидии творческим союзам: так, годовая субсидия нашему союзу из 212 членов стала равной полугодовой зарплате одного чиновника, курирующего нас.
Говорили о проблемах кубанских театров и с трибуны Южного театрального форума СТД РФ, состоявшегося в конце сентября этого года в Ростове-на-Дону. Остается сожалеть, что представители нашего министерства опять проигнорировали это важное совещание руководителей органов культуры и театров субъектов Российской Федерации, входящих в Южный, Северо-кавказский и Крымский федеральные округа, по актуальным вопросам организации театрального дела.
Хотелось бы, чтобы, наконец, у министра появился заместитель по искусству – профессиональный человек, знающий и любящий своё дело, с которым бы установились хорошие, деловые, партнёрские отношения и полное взаимопонимание. И тогда, думается, мы могли бы избежать многих разногласий. Да, год-то у нас какой-то урезанный получился. Нам только в середине апреля министерство объявило о том, что на Кубани тоже проходит Год культуры. Тогда не год, а полугодие получается.
Анатолий ТУЧКОВ, художественный руководитель и режиссер Нового театра (ТО "Премьера"), член правления ККОО СТД, заслуженный деятель искусств России:
– Этим летом наш театр участвовал в фестивале кукольных театров в Оренбурге, и я воочию убедился, как работает местное министерство культуры с творческими союзами.
Если та или иная творческая организация обращается в Минкультуры с проектом, то затем, в случае одобрения его, само же министерство культуры ищет средства для реализации творческой идеи или проекта.
Кстати, в Оренбург мы ездили за счет приглашающей стороны.
И еще, мне кажется, нашим чиновникам будет интересен такой факт: за этот год в Оренбурге силами местного Минкультуры и СТД провели целых три фестиваля кукольных театров, два из которых имели статус международного.
"НГК": Это вы в сказку попали. У нас все обстоит иначе. Пока ты сам на свой проект деньги не найдешь, в нашем министерстве никто и разговаривать с тобой не будет.
Анатолий ТУЧКОВ: Недавно Никита Михалков поставил жесткий диагноз нашей культуре такой фразой: "Настала эпоха непрофессионалов. Якобы писатели пишут якобы книги, якобы режиссеры ставят якобы спектакли".
Но я бы добавил, что такое происходит везде – не только в культуре. Нам нужно от этого лечиться – избавлять свою среду от непрофессионалов и давать дорогу квалифицированным кадрам.
Лариса НОВОСЕЛЬСКАЯ, заслуженный журналист Кубани, лауреат премии "Золотое перо Кубани", член Координационного совета Союза российских писателей, председатель краевой организации (СРП):
– Удивительная зацикленность на фольклоре и "старых песнях о главном" местных функционеров от культуры! Да вы посмотрите, чем народ, молодежь интересуется! Выйдите в выходной день в тот же парк Горького! Я была там в воскресенье и, честно говоря, порадовалась: в одном уголке шёл явно неофициальный конкурс барабанщиков, в другом дети лазали по натянутым альпинистами верёвкам, в третьем соревновались рэперы, тоже не "охваченные" официозом. Народу была тьма! Все веселились. А вот с большой сцены из уст профессионального и "одобренного худсоветом" певца неслось петое-перепетое "Из полей уходит грусть-печаль", и площадка перед сценой была абсолютно пуста!
Мы уже давно устали что-то доказывать, спорить – наше министерство не пробиваемо!
В конце концов, наша писательская организация приняла решение вообще отказаться от бюджетной субсидии. А то получается, как в старом анекдоте: и навар от яиц, и сам при деле. Размер выделенного писателям "денежного содержания" столь мизерный, что оно достаётся лишь бухгалтеру, без которого юридическое лицо, как известно, не может существовать. А в этом году и бухгалтер нас покинул, отказавшись работать за такую зарплату. Так что, будем преобразовывать "фирму" в представительство союза российских писателей на Кубани. Так сказать, бедные, но гордые! Шучу, конечно, но, как сказал Анатоль Франс, "ирония – последняя стадия разочарования".
"НГК": Такое ощущение, когда вас слушаешь, что творческие союзы на Кубани живут своей жизнью, а министерство культуры – своей.
Мне интересно одно: там знают, что у нас есть талантливые художники, актеры, композиторы и писатели, которые заявили о себе на разных конкурсах и фестивалях?
Светлана МАКАРОВА, председатель ККОО Союза писателей России (СПР):
– Думаю, что знают. И у нас действительно есть талантливые писатели. Например, в этом году в Орле проходил всероссийский конкурс молодых писателей "Хрустальный родник", на котором наша кубанская поэтесса Марина Тараненко заняла первое место. После этого, без всякой протекции с моей стороны, ее приняли в союз писателей, отметив Марину, как прекрасного детского поэта. Она же стала лауреатом международного литературного конкурса "Золотое перо Руси".
Мы уже десять лет издаем газету "Кубанский писатель", где имеют возможность заявить о себе молодые таланты. Кстати, газета издается на собственные средства, нам ни копейки на неё не дают. Тираж у нее небольшой – тысяча экземпляров, но типографские расходы в год составляют 48 тысяч рублей. Если учесть тот факт, что газета убыточная, то понимаете, что даже и подписка, которая сегодня заметно упала, не покрывает расходов на ее содержание. Хотя издание востребовано. Газетой интересуются библиотеки, преподаватели в школах. Для учителей это хорошее подспорье, поскольку у нас там есть даже такие разделы, как краеведение.
Возвращаясь к вопросу о новых именах в кубанской литературе, в этом году впервые проводился конкурс на соискание всероссийской премии им. Олега Неготурова. На вручении премии в Центральном Доме литераторов прозвучали имена сразу трёх кубанских авторов. Поэт из Кореновска Николай Зиновьев стал победителем в номинации "Поэзия", дипломами отмечены стихи темрючанки Любови Галицкой и мой рассказ.
"НГК": А информация об этом где-то была – в газетах, на телевидении?
МАКАРОВА: Мы писали об этом в "Кубанском писателе". К слову сказать, каждый свежий номер мы отправляем и в министерство культуры края. Если её там читают, то тоже должны быть в курсе.
"НГК": А как складывается этот год для краевой организации Союза художников России?
Владимир ЕГОРОВ, член правления ККОО ВТОО "Союз художников России", заслуженный работник культуры Кубани:
– Краевая организация нашего творческого союза насчитывает 280 членов, к тому же мы еще располагаем кое-какой собственностью – например, здание, в котором располагается ККО ВТОО "Союз художников России".
Так что, нам есть что терять, хотя кое-что из вышеперечисленного мы уже потеряли. Несколько лет СХР безуспешно пытался бороться против рейдерского захвата имущества союза. К сожалению, здание художественных мастерских на ул. Северной нам уже не принадлежит.
Министерство культуры края на протяжении многолетней тяжбы за имущество не проявило никакого участия. Если бы не вмешательство и помощь секретариата СХР, то мы могли бы потерять все. А так, мы сохранили мастерские на ул. Енисейской. Чтобы их сохранить, пришлось эти объекты перевести на баланс Союза художников России.
В прошлом году краевой организации СХР исполнилось 75 лет, мы хотели к этой дате выпустить альбом-справочник, первый за 75-летнюю историю организации. Альбом такого уровня, по расчетам издательства, должен был обойтись в 1,5 миллиона рублей. Нам, естественно, таких денег в крае не дали. Я уже не говорю о ежегодных субсидиях, которые нам тоже урезали. Наш собственный выставочный зал был и остается площадкой для проведения небольших выставок, которые мы устраиваем своими силами, практически, каждый месяц – больше 20 в год. Несмотря на то, что наша организация сегодня на две трети состоит из художников пенсионного возраста, мы всегда предоставляем возможность выставляться молодым художникам.
Но, помимо этого, мы ежегодно проводим выставки в Краевом выставочном зале изобразительных искусств, в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, а также и в других районах края. Для этого ранее выделялось порядка 500 тысяч рублей в год. Сейчас субсидии на организацию выставок снизили до 200 тысяч. Этого катастрофически мало, но, тем не менее, мы проводим и будем проводить выставки. Как раз на днях одна из таких крупных выставок – "Городской романс" – прошла в краевом выставочном зале на ул. Рашпилевской при финансовой поддержке мэрии Городской думы Краснодара. Она была приурочена к 221-годовщине основания Екатеринодара. В организации и подготовке выставки нам здорово помогли коллеги из управления культуры города Краснодара. Кстати, у нас с этим ведомством наметились конструктивные отношения, чего нельзя сказать, к сожалению, о министерстве культуры Краснодарского края.
Между прочим, если кто не знает, то хочу заметить, что Краевой выставочный зал на Рашпилевской был в свое время построен для выставочных проектов Краснодарской краевой организации СХР взамен изъятого выставочного зала на ул. Красной, 11.
А на Рашпилевской, 32 до сих пор еще находятся принадлежащие союзу помещения – три хранилища, из которых нас упорно пытаются выдавить.
А между тем, там до сих пор хранятся работы наших художников. Многих авторов, причем, давно уже и в живых нет.
Наталья БРАЖНИКОВА, журналист, лауреат премии "Золотое перо Кубани", заслуженный работник культуры Кубани:
– Обидно, но в нашем министерстве культуры не умеют гордиться достижениями своих деятелей искусства.
Где, как не в министерстве, должны представлять своих победителей всероссийских, а тем более, международных конкурсов? Почему не проводить пресс-конференции и не представлять хотя бы прессе края победителей, как, например, кубанскую поэтессу Марину Тараненко? Не выделить какую-то сумму денег на издание книг победителей? Почему не учредить, наконец, собственные конкурсы – литературные, музыкальные, театральные, награда в которых – прокат созданных произведений на радио, в печати, на сцене? Вам известны имена артистов, представленных за последнее время министерством культуры к присуждению звания "Заслуженный артист России"? Мне – нет. А разве в наших театрах нет достойных? Один ТЮЗ чего стоит!
Ярослав МИРОНЕНКО, член Союза композиторов России, доктор искусствоведения, профессор, преподаватель краснодарской консерватории при КГУКИ:
– К сожалению, с таким отношением со стороны власти сталкивается и наш союз композиторов. Мы пока не ощущаем поддержки сверху. Не только человеческую, но и финансовую. Для нас это крайне важно, и я объясню, почему.
Чтобы жители Кубани знали, что в крае есть своя качественная музыка, есть свои музыканты и композиторы, чтобы они могли оценить это творчество, музыка должна звучать, звучать в концертных залах, в радио- и телеэфире. Чтобы она звучала, нам, музыкантам и композиторам, нужен зал и в прямом, и в переносном смысле. У нас нет своей площадки для демонстрации широкой публике музыкальных произведений наших авторов. Найти зал для концерта сегодня несложно, но во сколько это выльется? Например, муниципальный концертный зал на Красной, 122 стоит 37 тысяч рублей в день. Концертный зал филармонии им. Г.Ф. Пономаренко следовало предоставлять кубанским композиторам без арендной платы. Например, известный в нашей среде антрепренер, скрипач и преподаватель консерватории Алексей Сидоренко недавно организовал свой концерт в филармонии за собственные деньги. Заплатил музыкантам, пригласил дирижера из Сицилии.
Председатель нашего союза Владимир Андреевич Чернявский многие концерты сам даже оплачивает, поскольку с финансированием у нас ничуть не лучше, чем и у других творческих союзов. Так, благодаря его материальной поддержке, удалось отправить на стажировку в московскую консерваторию нашу первокурсницу Катю Найданову. После просмотра в Москве ее пригласили на учебу в класс Татьяны Чудовой – ученицы Тихона Хренникова. Почему было сделано таким образом? А потому, что бесполезно обращаться в министерство культуры – все равно не помогут.
При этом я бы не сказал, что творчество моих коллег не востребовано в крае. Например, ни один ежегодно проводимый фестиваль "Кубанская музыкальная весна" не обходится без нашего участия. Этот фестиваль, можно сказать, лицо нашего союза, наших композиторов и музыкантов-исполнителей.
Музыка кубанских композиторов, как никакая другая, отражает жизнь самого региона, уникального в своем роде тем, что здесь существуют и развиваются неразрывно друг от друга сразу несколько культур, несколько традиций, и музыкальных в том числе.
То, что создавалось не одну сотню лет на Кубани, надо не только сохранять, но и развивать, передавать нашим детям, уделяя больше внимания музыкальному и эстетическому воспитанию юного поколения, как в общеобразовательных школах, так и в других учебных заведениях. В этой связи, как мне кажется, много зависит и от театральных деятелей. А нам, получается, нечего противопоставить тому, что круглосуточно вбивается в головы детей, подростков через телевидение и FM-радиостанции. У нас нет ни ТЮЗа, ни уж тем более – детского музыкального театра. А творческие коллективы, где бы занимались со способными талантливыми детьми, можно вообще по пальцам пересчитать.
Наталья БРАЖНИКОВА: Мне кажется, что отсутствие диалога с министерством культуры края объясняется просто – там до сих пор не осознали, для чего нужны творческие союзы. То, что представители министерства не посчитали нужным прийти на эту встречу, показывает полное пренебрежение к творческим союзам. Министерство решает каждодневные проблемы и практически не работает на перспективу; к сожалению, это тенденция нынешнего времени. Сегодня в Краснодаре, как в 60-х, набирают популярность "квартирники" – творческие вечера молодых поэтов, бардов, музыкантов. Вот где можно увидеть будущее искусство Кубани! Если, конечно, это будущее здесь останется – уедут ведь! Федеральные телеканалы не случайно сегодня сосредоточились на организации и проведении стольких популярных конкурсов: "Голос", "Хит", "Битва хоров", "Большая опера" и др. Страна ищет таланты. А наши таланты дают "квартирники", и не потому, что читают или поют что-то запрещённое, а потому, что собраться негде! Не министерство культуры, а хозяева некоторых ресторанов и кафе (заметьте: бесплатно!) предоставляют иногда свои площадки молодым исполнителям… "Хохот Пегаса" закрыли, конкурс актерской песни вытеснили в камерный зал, конкурс авторской песни я, вообще, в последний раз слушала в ДК железнодорожников… А где молодым авторам показывать свое творчество?
Найти и сберечь наши таланты – для этого, прежде всего, сегодня и нужны творческие союзы. Они нужны для создания среды, в которой таланты могли бы развиваться, а без такой среды одаренные люди сбегают туда, где она есть, где чувствуют себя нужными. У союзов обязательно должны быть свои помещения, и не на окраине, куда нынче вытеснили Союз писателей. Должно быть место, где можно показать свое творчество, поучиться и знать, что тебе помогут. И, заботясь о будущем культуры края, союзам нужно выделять деньги. Причем, речь не только о подрастающем поколении, мы ведь говорим не о самодеятельности, а о профессии – работник культуры, общение с профессионалами – здесь непременное условие развития. Раз уж наше министерство так скупо спонсирует участие деятелей культуры края во Всероссийских фестивалях, то именно через союзы могло бы приглашать известных мастеров России для проведения мастер-классов, проводить семинары и как-то вписывать своих работников искусства в культурное пространство страны.
"НГК": У нас есть свои писатели, свои композиторы, свои художники, свои артисты. Почему власть при реализации всевозможных проектов, организации зрелищных мероприятий не задействует свой "домашний" потенциал
С. ГРОНСКИЙ: Этот вопрос вытекает из другого, который озвучил на Южном театральном форуме председатель СТД Александр Калягин: почему в ведущем драматическом коллективе Кубани – академическом театре Драмы –
до сих пор нет своего режиссера, своего художника? А потому что нет кадров. Театрами порой приходят управлять некомпетентные люди, а профессионалы, извините, вынуждены уходить.
Между тем, наш край обладает огромным творческим потенциалом. У нас не только в Краснодаре есть таланты. Прекрасные творческие коллективы работают (чаще всего, практически бескорыстно) в Армавире, Туапсе, Новороссийске, Анапе, Сочи. А у нас создалось впечатление, что там, наверху, творческими кадрами в глубинке даже и не интересуются.
"НГК": С одной стороны, в оправдание наших чиновников можно сказать то, что такое бедственное положение в культуре сложилось не только в нашем регионе. Это происходит почти везде. Но это не должно означать, что мы не можем повлиять на тех должностных лиц в крае, которые принимают решение и управляют, с позволения сказать, культурой. Я думаю, что все вышепрозвучавшее из уст представителей всех наших творческих организаций должно подтолкнуть власть по-другому взглянуть на все процессы, происходящие в кубанской культуре. Сегодня практически прекращает существование союз российских писателей в Краснодарском крае. Непонятно, чем закончится история с самостийностью краевого отделения Союза журналистов. Делать вид, что все у нас в культуре в порядке, нельзя. Мы с вами все это понимаем. Хотелось бы, чтобы и там, в министерстве культуры Кубани, в администрации Краснодарского края, наконец-то это поняли.
Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ