Культура:

О появлении белых пятен истории

21.04.2025

Продолжение обсуждения статьи А.В.Дюкарева «Скорбеть и помнить, или простить и забыть?»

Автор: Редакция «НГК»

116

В начале февраля 2025 г. в разделе «Культура» на сайте «Новая газета Кубани» опубликована статья, в которой говорится о круглом столе ( ред. в г. Усть-Лабинске), посвященном казачеству, на котором выступили ведущие специалисты по вопросам изучения казачества из Москвы, Краснодара, Волгограда, Минеральных Вод.

Такого уровня мероприятие, как представляется, должно нести научные и просветительские цели. А это значит, критерий достоверности представляемой информации, должен неукоснительно соблюдаться. Через подобного рода обсуждения распространяются именно научные знания, востребованные среди молодежи. Словосочетание «историческая память» в опубликованном материале используется четыре раза. Это сильный посыл хранителям сведений об исторических событиях. В любой цивилизации носителем культуры, научных знаний и продолжателем подлинных традиций общества является молодежь. Использование неоднозначных, непроверенных фактов в рамках образовательных мероприятий не корректно.

В начале обозначенной выше статьи А. Дюкарева говорится «о пресловутой директиве Свердлова». 24 января 1919 года». Существовала ли такая директива в реальности? В 1997 г. известный историк О.В. Ратушняк пишет о большом количестве мотивов эмиграции казаков, но ни разу не упоминает о циркулярном письме, которое, по словам А. Дюкарева, «…впоследствии определило политику новой власти по отношению к казакам, и стоило жизни многим тысячам казаков». Такой «важный» документ, информация о котором опубликована в «Известиях ЦК КПСС» в 1989 г., не могла пройти мимо историка казачества. В 2018 г. О.В. Ратушняк защищает диссертацию доктора исторических наук, где пишет о репрессиях казаков, но и в этот раз в библиографии не указывается документ, знаменующий собой  «….начало репрессий советской власти против казачества». Указанный документ, по крайней мере, сомнителен, и на культурно-просветительском мероприятии может быть использован, но только в качестве версии, которая подлежит дальнейшей проверке. Некоторые исследования появления циркулярного письма в прессе (не в научном обороте) будут изложены позднее.

Автор статьи ссылается на выступление Губенко О.В. Якобы,  казачество не настроено было участвовать «в разгорающемся пожаре новой российской Смуты». Слово «Смута» написано с большой буквы. Научная подоплека использования лексики в таком формате не совсем понятна, однако смысл исторических событий  этими словами передан точно: некие силы втянули казачество в гражданскую войну. Автор пишет о «холодно-нейтральном приёме Добровольческой армии» казаками. На самом деле, так называемой «добровольческой армии» на Кубани был уготован горячий огненный прием. С первых же дней похода в никуда М. Алексеев, Л. Корнилов поняли, что их на Кубани и Дону не ждут. Боялись заходить в населенные пункты, и пробирались по безлюдным местам. В поисках продовольствия «добровольческая армия» начала грабить население: нападали на банки, оружие добывали, нападая на воинские части ночью, разоружая их. «Здесь против добровольцев с оружием в руках выступили не только пришлый элемент и иногороднее крестьянство, но и кубанские казаки» (Ушаков А.И., Федюк В.П. Корнилов / Александр Ушаков, Владимир Федюк. – 2-е изд., испр. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 399 с.: ил. стр. 320). «Крайняя жестокость, с самого начала характеризовавшая поведение белых, во многом обусловила их конечное поражение в Гражданской войне» (там же стр. 314). В марте 1918 г. Корнилов провел мобилизацию в ст. Елизаветинской и молодых, необученных казаков под страхом смерти направил в бой против екатеринодарского гарнизона РККА. После гибели большого числа новобранцев и Л. Корнилова, А. Деникин, новый полевой командир, направил «армию» в прямом и переносном смысле, по дорожке расходования денег из иностранных государств и, как следствие, полного уничтожения.

В таких научных дискуссиях, описываемых автором статьи, нельзя обойти вниманием один культурологический момент. В начале 20 века армия была очень значимым каналом социализации личности. Несмотря на то, что казаки имели, в основном, низкий образовательный уровень (75%, О.В. Ратушняк), прошедшие горнило Великой войны, понимали преступность намерений отдельных вождей, призывающих противодействовать с оружием в руках государственной власти. Кубанские казаки не хотели участвовать в разбое и разбегались по домам, не доезжая до линии соприкосновения с РККА (А.И. Калинин «Русская Вандея»).

В советской историографии период 1917-1920 гг. рассматривается как период обороны. От кого оборонялось государство? Приведу цитату В.И. Ленина от 20 июля 1919 года: «Условия, на которых мы согласны заключить мир с Колчаком, Деникиным и Маннергеймом, мы вполне точно, ясно, письменно излагали много раз, например, Буллиту, который вел переговоры с нами (и со мной лично в Москве) от имени правительства Соединенных Штатов *, в письме к Нансену ** и т. д.

Не наша вина, если правительства Соединенных Штатов и других стран боятся напечатать полностью эти документы, скрывая от народа правду. Напомню лишь наше основное условие: мы готовы заплатить все долги Франции и другим государствам, лишь бы мир был на деле, а не на словах только, миром, т. е. чтобы он был формально подписан и утвержден правительствами Англии, Франции, Соединенных Штатов, Японии, Италии, ибо Деникин, Колчак, Маннергейм и пр. — простые пешки в руках этих правительств».

Прекрасный ответ гостю круглого стола из Москвы на вопрос о возможности примирения сторон в Гражданской войне. Надо полагать, что из этой цитаты можно найти некоторые ответы и на сегодняшние вызовы.

Добавить нечего, несколько слов в качестве комментария. 19 век – это история появления нигилизма в России. В обществе утрачивается доверие к власти, идея самодержавия себя девальвировала и создалась ситуация, при которой многие люди, даже приближенные к царю, посчитали возможным ликвидацию института царской власти. Царизм пал в марте 1917 года, но это не послужило укреплению стабильности общественной жизни и власти в России. Присягавшие Николаю Второму военные, чиновники, депутаты после его отречения продолжили раскачивать лодку государственности. Такие люди, как генералы М. Алексеев, Л. Корнилов сначала предали царя, затем, в августе 1917 года – Временное правительство. Л. Корнилов был арестован, обвинялся по статье 108 уголовного уложения – измена Родине.  Уже при Советской власти отстраненные и сбежавшие с фронта генералы решили организовать смуту там, где им привиделось это возможным – на Юге России. Особо следует подчеркнуть, безнравственные, лишенные морали действия Алексеева, Корнилова совершались в период защиты государства от внешнего врага – шла Первая мировая война.

Прошло относительно немного времени, казаки вытеснили с территории Кубани бандитов, а затем, остатки тех, кто хотел казачьей крови, были уничтожены.

В Новороссийске на набережной стоит памятник, на нем изображен мужчина в английском (французском) пальто, тянущий лошадку в море. Конь упирается, что подчеркивает неестественность исторического сюжета. 16-18 тысяч кубанских казаков в марте 1920 года по воде ушли в Крым, а через полгода растворились в мировом пространстве. Но остался вопрос: куда подевалось остальное казачество многомиллионной Кубани? Если говорить неправду, пренебрегая фактами и научными данными, ответ на этот вопрос перейдет из исторической памяти в разряд исторических загадок. Станет рукотворным белым пятном истории.

         

Азиат Астраханов

Калинин, И. М. Русская Вандея [Текст] / И. М. Калинин. - Москва; Ленинград : Госиздат, 1926. - 359 с.

Ответ В.И. Ленина на вопросы американского журналиста. 19 июля 1919 г. // Печат. По тексту Сочинений В.И. Ленина, изд. 4 т.29, стр. 476-480. Электронная библиотека исторических документов (дата доступа 04.04.2025).

Ратушняк О.В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (1920-1939 гг.) : учеб. пособие / О.В. Ратушняк; кгу. - Краснодар: Кубгу, 1997. - 164 с. isbn 5-230-21709-х.

Ушаков А.И., Федюк В.П. Корнилов / Александр Ушаков, Владимир Федюк. – 2-е изд., испр. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 399 с.: ил.

Фото: фрагмент картины «Уйти от погони» Сергея Морозова