
Социокультурные изменения, произошедшие в последние десятилетия в российском обществе, вызвали изменения всей художественной модели. Востребованными стали те художники, которые прежде не укладывались в систему советского искусства. Среди них - краснода
866
Николай Павлович Черняк родился 28 декабря 1952 года в Краснодаре. С отличием окончил Краснодарскую художественную школу
№ 1, где учился у заслуженного художника РСФСР Владимира Пташинского, который направлял талантливого мальчика на учебу в Художественную школу при Третьяковской галерее. Затем, в 1972 году, тоже с отличием, -Краснодарское художественное училище. Двадцать восемь лет работал в Творческо-производственном комбинате.
За это время в Краснодаре и Краснодарском крае им создано множество монументально-декоративных работ. Среди них – мозаика, резьба по дереву, садово-парковая скульптура, витражи, рельефы. Принимает участие в выставках с 1987 года, с 1991года - член ВТОО "Союз художников России".
Социокультурные изменения, произошедшие в последние десятилетия в российском обществе, вызвали изменения всей художественной модели. Востребованными стали те художники, которые прежде не укладывались в систему советского искусства. Среди них - краснодарский живописец Николай Черняк, вошедший в художественную жизнь в конце 1980-х.
Рожденный в постмодернистской среде мегаполиса, Черняк мыслит и работает как полистилист: в диапазоне от постимпрессионизма и неосимволизма до абстракции. Он наследует ту логику развития современной живописи, которая родилась в русском искусстве Серебряного века и стремится сохранить черты принадлежности к высокой культуре. В отличие, например, от американских абстракционистов, которые предложили способ полной спонтанности и выхода за пределы холста, краснодарский мастер остается в пространстве картинной плоскости.
Уходя от реализма, Черняк не разрушает традиционную жанровую иерархию. Он - мастер не только свободной беспредметной и полуабстрактной картины, но и пейзажа, портрета, натюрморта мифологической композиции. Его произведения скорее обобщенные, чем жанровые и бытовые. В них используется условный язык, позволяющий не конкретизировать, а создавать образы, сотканные из свободных ассоциаций. Человек понимается как часть Вселенной, а не в контексте истории и социума. Редукция материального мира дает возможность обратить свой взор к миру чистого Духа. Переживание гармонии и осознание непостижимости высших сил толкает художника к рефлексии и созерцательному восприятию реальности.
Созерцательность и способность передавать на холстах состояние сознания проявляется и в реалистических, и в беспредметных произведениях. Порожденные причудливой фантазией, материализуются женские образы ("Зеленый взгляд". Холст, масло. 2007; "Дама в белом" (Холст, масло, 2009), возникают мифологические персонажи ("Пан и нимфа". Холст, масло.2012; "30 серебряников". Холст, масло. 2010), воспоминания об увиденных ландшафтах выплескиваются в композиции ("Утро серебряного дня. Холст, масло".2007; "Композиция с птицей". Холст, масло. 2009; "Вечерняя мелодия". Холст, масло. 2005). Сам материал - язык живописи: акриловые фактуры, лессировки - "ведет" мастера, и он растворяется в потоках линий и пятен.
Получив классическое образование, наследующее традиции русской академической и реалистической школы, Николай Черняк идет своим путем – путем импровизации, эксперимента, активного использования подсознательного. Когда он садится за работу, то, вероятно, сначала прислушивается к голосу свыше. Он вспоминает те платоновские эйдосы (первообразы), которые кружат в пространстве липтонового поля.
Искусствовед, член АИС
Татьяна Соколинская
Художественная галерея "Сантал"
ул.Коммунаров,58
приглашает на персональную, юбилейную выставку
Черняка Н.П., члена Краснодарской краевой общественной организации ВТОО "Союз художников России" "Полеты над стихиями"
Представлено 35 живописных работ (с 2005-2013г.г.)
Выставка работает с 17 июня – 07 июля 2013г.
Без выходных. Вход свободный.