Культура:

Портрет Виктора Лихоносова вернулся на Кубань

19.12.2023

Чувство, что нашёлся он не просто так, а зачем-то, не покидает

Автор: Галина Ташматова

4648

Написан портрет был при жизни выдающегося российского писателя Виктора Лихоносова в 1979 году известным осетинским художником Таймуразом Айларовым . При жизни Виктора Ивановича портрет этот ни разу не экспонировался на выставках, не публиковался в печати и книгах , да и просто фотографий, сделанных с этого портрета, найти мне не удалось. Возможно, потому что в нём много личного.

В дневниковых записях Лихоносова за 1979 год, опубликованных в издании «Русская скорбь», есть строки «Как всегда серьёзны, взрослы молодые люди на фотографиях! Сколько в облике подчинения самостоятельности, достоинству, правилам приличия. Это исчезло даже в наших писателях…» В тот год шла работа над его портретом. Виктор Иванович не мог не задуматься над тем, каким он сам предстанет на портрете перед современниками, потомками, вечностью. Понимая, что портрет увидят жители Кубани, он всё же пожелал, чтобы на заднем плане был изображён милый его сердцу пейзаж родной заснеженной Сибири, а не бескрайние кубанские поля, ерики с камышом и тополиные аллеи, уходящие за линию горизонта.

Когда шла работа над портретом, писателю было 43 года. Уже опубликован роман «Когда же мы встретимся». Главная его вещь «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» только прорастала в нём. Русские берёзы, избы, занесённые снегом, сибирский зимний вечер, изображённый на портрете, – спресованная на холсте тоска по родной Сибири, выходит, уже тогда была с ним. Была даже тогда, когда он с упоением собирал в казачьем кутке Пашковской живые свидетельства казачьей бывальщины для будущего романа. Возможно, именно это чувство утраченной родной почвы и определило ту самую шемящую горечь прозы Лихоносова, когда писал он «Люблю тебя светло» о Тамани или «На долгую память» о жизни в Сибири.

Красив Виктор Лихоносов на портрете мужской красотой, но страдающая русская душа считывается в нём прежде. Портрет хочется разгадывать и домысливать. Да и история его обретения сродни чуду.

Именно после того, как стало известно, что музея-квартиры Виктора Лихоносова в Краснодаре не будет, поскольку его наследники поспешно продали квартиру писателя по улице Ленина, а рукописи, архив его продаются в Интернете и антикварных лавочках, портрет возник, словно из небытия.

Месяца полтора назад в редакцию «Новой газеты Кубани» позвонила из Владикавказа незнакомка и сказала, что к ней случайно попал портрет Виктора Лихоносова. Прочитав в Интернете публикацию «НГК» полуторагодичной давности «Лихоносов в розницу», Анжела Ивановна Ворожко, так представилась звонившая и её знакомая Мария Ильинична Александриди, присутствовавшая при нашем телефонном  разговоре, высказали готовность передать портрет в редакцию.

В конце ноября 2023 года вместе с коллегой мы отправились на поезде во Владикавказ. Неделя непрерывных проливных дождей на юге и Северном Кавказе не предвещала удовольствий от путешествия. Но вышло иначе. Хотя времени на общение с новыми знакомыми у нас было всего несколько часов, осталось ощущение долгой, доброй, светлой встречи с родными по духу людьми. Встреча с Анжелой Ивановной и Марией Ильиничной проходила в Академическом русском театре имени Евгения Вахтангова, расположенном в историческом центре Владикавказа. В этом театре начинал свою карьеру Евгений Вахтангов, Михаил Булгаков ставил здесь свои первые пьесы. Неожиданно объявили тревогу и потребовали покинуть здание театра. Спешно захватив верхнюю одежду и портрет Виктора Лихоносова, под проливным дождём мы поспешили к машине Марии. К счастью, тревога оказалась учебной, но портретный Виктор Лихоносов как будто окунулся вместе с нами в это тревожное время. Подумалось, как бы воспринял его писатель, что печатал бы на страницах «Родной Кубани», журнала, который он редактировал вплоть до последнего дня жизни.

Гостеприимные хозяева устроили для нас экскурсию в музей и даже прогулку по центральному проспекту с дегустацией осетинских пирогов. Было ощущение, что мы давно знаем друг друга и понимаем с полуслова.

В том, что портрет Виктора Лихоносова должен служить людям, а не пылиться в запасниках наших новых знакомых, убеждать не пришлось. Идея передать портрет средней общеобразовательной краснодарской школе № 97, которая носит имя Виктора Ивановича Лихоносова, Анжеле и Марии пришлась по душе. Кто знает, может, с этого портрета начнётся школьный музей писателя, который со временем перерастёт во что-то большее? Руководствуясь этой благой целью, вместе определили мы будущую судьбу портрета Виктора Лихоносова, где он молод и открыт. Известен ещё один портрет Виктора Ивановича, на нем  он изображён уже в зрелом возрасте, и  находится он  в одном из музеев г. Краснодара.

Анжела и Мария – люди высокой культуры. Они отлично знают истинную цену этому портрету. Их желание – послужить бескорыстно развитию российской культуры, литературы – укладывается в понятие «истинный интеллигент». Цепь добра непрерывна, пока есть такие люди.  

Жаль было расставаться с новыми знакомыми, о многом ещё хотелось поговорить. Я пригласила их в гости на Кубань. Надеюсь, что выберут время и приедут. Тогда мы обязательно расскажем о них подробнее, ведь их поступок – прекрасный пример для подражания.

В Краснодар из Владикавказа возвращались в переполненном вагоне поезда. Бережно упакованный в целлофан портрет невольно притягивал взгляды попутчиков. Занятым сугубо житейскими проблемами незнакомым людям мы рассказывали о кубанском писателе Викторе Лихоносове, осетинском художнике Таймуразе Айларове, написавшем 44 года назад его портрет. Лица попутчиков менялись, они становились мягче, добрее.

Портрет уже необычен тем, что у него есть своя история, как говорят ценители, «картина с легендой». Чувство, что нашёлся он не просто так, а зачем-то, не покидает меня до сих пор. Таким открытым, с распахнутым воротом рубашки, Виктора Ивановича видеть мне при жизни ни разу не доводилось, хотя общались мы много и часто. Просыпается робкая надежда, что вдохнёт воскресший портрет  энергию в изучение творчества Виктора Лихоносова на Кубани. Возможно, откроется и новое окно возможностей для организации в Краснодарском крае дома-музея Виктора Лихоносова, где суждено было раскрыться его таланту.

Галина ТАШМАТОВА

На главном фото: Мария Александриди и Анжела Ворожко

Перепечатка портрета В.И. Лихоносова (худ. Айларов) только с разрешения редакции НГК