Культура:

Прикосновение к вечной России

01.03.2019

Выставка «Судьба державы», без сомнения, станет главным культурным событием этого года

2429

Выставка «Судьба державы», без сомнения, станет главным культурным событием этого года

В минувшую среду журналистский коллектив «Новой газеты Кубани» приобщился к высокому искусству: в ходе визита в Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко корреспонденты «НГК» посетили выставку работ Павла Рыженко «Судьба державы». Автор, заслуженный художник России (1970 – 2014), в грандиозной серии большеформатных холстов представил историю России – от князя Святослава до гражданской войны и казни последнего русского императора Николая Второго. Всего в экспозиции представлено около 100 исторических картин, отличающихся оригинальностью и четкой продуманностью композиционных решений, живописной свежестью письма и внимательным отношением к историческим деталям.

Огромные холсты, поражающие глубиной прописанных образов, отображающие душу, вложенную художником в свое творение, проходят перед нашими глазами. События, известные нам еще из школьных учебников истории, проходят перед нами во всей полноте своего исторического значения: вот – поражение на Калке, с торжествующими монголами и казнимыми русскими князьями, вот – князь Александр отдыхает после победоносной Невской битвы, а вот – и Куликово поле, где русское войско громит орду Мамая. С портретов смотрят на нас Сергий Радонежский, Иван Грозный, опричник Малюта Скуратов, царь Алексей Тишайший…

– Павел Рыженко учился у Ильи Глазунова, – рассказывает экскурсовод, – еще раньше, в детстве, поступил в художественную школу при Суриковском институте. А после армии как раз и поступил в воссозданную народным художником СССР Ильей Глазуновым Российскую академию живописи, ваяния и зодчеств. Там же преподавали и Закон Божий, да и сам Павел Рыженко все свои работы так или иначе связывал с православной культурой, православным мировоззрением. Сегодня в музее каждые два часа устроители проекта проводят экскурсии, где с православной точки зрения показывают русскую историю и русскую монархию.

Экскурсию от создателей выставки нам тоже довелось послушать – возле картин, изображающих особо значимую для художника тему: расстрел царской семьи и падение монархии в России. Здесь, рассказывая школьникам о событиях, изображенных на холстах, экскурсовод, уже из числа организаторов выставки, преображается, вдохновенно, с искренним чувством говорит о трагедии цареубийства:

– Сам Павел Рыженко никогда не верил ни в какое отречение. И дело даже не в том, что документ, который нам предлагается в качестве доказательства, весьма сомнителен. Дело в другом: если бы допустить, что такое могло бы и происходить, то это должно быть юридически грамотно, сделано так же, как и в Германии, где кайзер отрекся по всем существовавшим тогда правилам. Русские же государи прекрасно понимали, что в нашей духовно-юридической практике не существует такого правила, как отречение, – они понимали, что в таинстве венчания на царство сам Господь вручает им скипетр и державу. И в случае с Николаем Вторым, когда к нему приходили заговорщики из офицеров, одетые в красные банты и ждущие от него слов об отречении, услышали только: «Братцы, спасибо за прекрасный парад». Нужно было огромное мужество, чтобы сказать это, особенно при том, что царь прекрасно понимал, что он обречен. И убийство царской семьи – не просто расстрел, не просто банальное «история так сложилась». Нет, это был осознанный акт религиозного и ритуального характера со стороны тех богоборческих сил, которые насмерть сражаются с христианским мировоззрением и, естественно, с государями, как с носителями и защитниками этого мировоззрения.

Всё вышесказанное нашло свое отражение на картине «Прощание с конвоем», о которой сам Павел Рыженко сказал следующее:

«…Может ли человек в ослеплении злобой убивший своего отца, быть счастлив, пребывая в мире и благоденствии? Весь народ наш, к которому я и себя причисляю, до сих пор в огромной своей массе причастен к греху цареубийства. Но убит был не только отец народа – царь, убиты были и его невинные дети, и жена-императрица. Сегодня, когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды – цареубийстве, нельзя отделаться неведением. Почему же мы не идем к покаянию, не просим прощения?.. Этот наш грех – как загнанная внутрь болезнь, его нельзя забыть, а нужно честно признать и постараться искупить…»

– Павел Рыженко – это великий художник современности, – убежден заместитель атамана Екатеринодарского отдела Кубанского казачьего войска и ответственный секретарь инициативной группы по проведению выставки Павла Рыженко, Александр Соловьев, – обычно, когда говорят о «современном искусстве», подразумевают нечто сиюминутное, «виртуальное». А он тоже современен: я чувствую это, я через себя это пропускаю, глядя на эти картины, особенно – на «Куликово поле». Это вообще моя любимая тема, я там был несколько раз, ночевал у Непрядвы. Я чувствую себя частью этого процесса… Современность Павла Рыженко в том, что он будит наши глубинные пласты: те гены, подсознание наше и те ассоциации, которые нас возвращают к своим истокам, говорит нам: «Ребята, вы здесь, судьба державы в ваших руках». Павел Рыженко – и историк, и философ, и художник, и трибун – всё его творчество и его личность нужно рассматривать именно через эту призму.

По признанию тех, кто оставил многочисленные записи в книге отзывов, столь масштабного выставочного проекта в Краснодарском крае еще никогда не было. Возможен он стал, благодаря нашей землячке, женщине-меценату, которая оплатила все расходы, связанные с организацией этой грандиозной во всех смыслах выставки и пожелала остаться неизвестной. Выставка «Судьба державы», без сомнения, станет главным культурным событием этого года.