Культура:

Слово мастеров культуры

01.03.2022

«Новая газета Кубани» решила узнать у деятелей культуры Краснодарского края – что они думают о ситуации на Украине и проводимой там спецоперации?

Автор: Редакция «НГК»

2727

Светлана Макарова-Гриценко, Секретарь Союза писателей России, председатель Краснодарской краевой писательской организации:

Я поддерживаю спасение народа Донбасса и проведение спецоперации на Украине. Все эти годы я внимательно следила за тем, что там происходит: смотрела видео, общалась с беженцами, очевидцами тех событий, следила за информационной лентой. И теперь для меня совершенно очевидно, что эта спецоперация, по сути, – борьба за спасение России. Все эти восемь лет Украина высказывала беспричинную агрессию не только против нашей страны, но всех этнических русских. Украину накачивали оружием, всячески милитаризировали, никаких надежд на мирное разрешение не осталось. Конечно, наша русская душа всегда очень отзывчива на чужую боль, нам всем ненавистна слово «война», мы помним, что самая кровопролитная война в истории, Великая Отечественная, прошла на нашей земле. И сейчас у нас в России никто не ликует и не бравирует, все понимают, сколь это критический момент. Никто из нас не хочет смертей и жертв. Россия ждёт мира! ...Хотя я уверена, увы, что если бы сейчас наступление шло в обратном направлении, то вся Украина бы скакала и прыгала от счастья. Восемь лет русского медведя дёргали за усы, несмотря на все наши попытки договориться – не столько даже с Украиной, это бесполезно, сколько со стоящим за ней Западом. Нам просто сейчас не оставили иного выбора. Начались какие-то переговоры, не знаю зачем, по-моему, это просто фарс. Но нужно использовать все  механизмы, способствующие скорейшему завершению спецоперации, завершению восьмилетней бойни.

Владимир Малюк, председатель Краснодарского краевого союза архитекторов:

Самое главное сейчас, я считаю, – сохранять спокойствие и не делать каких-то опрометчивых заявлений. Конечно же, ни один человек не скажет, что какие-то боевые действия – это хорошо. Но я вспоминаю одного из наших сотрудников, который не может попасть на Украину, чтобы повидать могилы родных, и который больше всего хочет, чтобы там был мир. Другой наш архитектор выложил в Instagram фото убитого ребенка в возрасте трёх лет, как бы спрашивая: где все эти сегодняшние критики были все эти восемь лет, когда на Донбассе шла бомбёжка, когда убивали детей? А вообще, на мой взгляд, сейчас не лучшее время для таких дискуссий. Даже если кто-то и не согласен, лучше об этом помолчать – обсудить это можно будет потом, когда все утрясётся.

Григорий Гиберт, заслуженный работник культуры России, профессор Краснодарского института культуры:

Всё это, конечно же, трагично, и у меня двойственное отношение ко всему происходящему: с одной стороны, у меня в Киеве – семья, брат и племянники. Но, с другой стороны, трагично и то, что за восемь лет люди не могли решить свою судьбу. Я это знаю, я всё это видел – у нас в университете были студенты из Луганска, они поступали, сдавали экзамены и рассказывали про всё, что там было. Потом все эти нацистские шествия в Киеве, факельные парады и всё остальное – мне очень тяжело на это смотреть. Думаю, время расставит по своим местам, где правда, а где ложь. Ситуация, повторюсь, трагичная для нас и для Украины, но я надеюсь, что всё, в конце концов, будет хорошо.

Диана Горбань, председатель Краснодарского краевого союза журналистов России:

Сегодня прочла сообщение, что прокуратура Гаагского Международного суда начала расследование против должностных лиц России. Их подозревают в совершении преступлений против человечества. События в Одессе, когда националисты жгли и расстреливали несогласных с украинской властью, восемь лет обстрелов и бомбёжек мирных жителей Донбасса, Гаагу, как и многие международные институты, не интересовали. Никто не грозил украинскому правительству санкциями, отлучением от спортивных соревнований за возрождение нацизма, за лозунги на митингах типа «Москаляку на гиляку». Многие коллеги, кто сегодня публично стыдится своей страны, тогда хоть и осуждали, но обошлись без громких заявлений. Я не стыжусь своей страны: нам не оставили шанса поступить по-другому. Понимаю, что будет трудно. Но санкции давно стали инструментом давления на Россию по любому поводу. По-моему, мало кто сомневается, что они ужесточались бы и без сегодняшних событий. Искренне сочувствую тем, чьи мужья и сыновья задействованы в спецоперации. Им сейчас тяжелее всех. Очень хочется хотя бы морально поддержать жителей Украины. Как и у всех, у меня там много знакомых. Мира всем нам!