Культура:

Судом делу не поможешь!

06.07.2023

Объект культурного наследия регионального значения Первая городская больница Краснодара и храм при ней оказались под судом

Автор: Галина Ташматова

2299

С одной стороны, стать ответчиком в судебном процессе – радости мало. Но в данном случае именно суд может стать толчком, который вскроет застарелый «фурункул», мешающий объекту культурного наследия «Комплекс зданий войсковой богадельни и городской больницы» полноценно жить.

Надо сказать, что этот ценнейший для краевого центра памятник давно терзают жестокие «болезни» нашего времени. Расположенный в самом сердце Краснодара земельный участок под больницей не раз оказывался объектом вожделения оголтелых девелоперов. «НГК» довелось поучаствовать в этих войнах на стороне культурной общественности края и истинных патриотов города. В августе 2015 года в нашем издании вышел материал «1-я городская – островок милосердия». И надо сказать, что совместными усилиями общественности и СМИ удалось спасти от сноса эту жемчужину казачьего града даже во времена хахалевщины. Но сегодня над памятником нависла новая угроза.

В Арбитражном суде Краснодарского края 27 июля состоится рассмотрение иска Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 города Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края и православному приходу Храма во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской православной церкви. В качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования город Краснодар.

Администрация края вчинила больнице и храму иск о понуждении исполнить обязательные требования, предъявляемые охранными обязательствами к комплексу зданий войсковой богадельни и городской больницы. Законные владельцы – администрация больницы и храм обязаны были до 25.12.2022 г. организовать работу по разработке проекта сохранения памятника на ремонтно-реставрационные работы и приспособление к современному использованию в соответствии с разработанной и  согласованной научно-проектной документацией. Стоит это по нынешним временам немалых денег – десятки миллионов рублей. И если больнице требуется время на то, чтобы попросить администрацию Краснодарского края (по сути, истца) запланировать необходимую сумму на разработку документации в бюджете на очередной год, то для храма самостоятельно найти такие деньги (часть помещений принадлежит приходу) эта задача неисполнима.

– Нашим главным инвестором являются прихожане. На их пожертвования мы сохраняем храм в удовлетворительном состоянии. Спонсоры могут пожертвовать на строительство, реставрацию храма, но убедить их пожертвовать огромные деньги на технический проект, документацию – невозможно. Я пытался сделать это неоднократно, но понял, что это безуспешно. Давать деньги на проектные бумаги никто не хочет, и даже относятся к этому предложению с подозрением… Поэтому в своих письмах в   Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края мы просили о переносе сроков исполнения охранного обязательства на более поздние сроки. Возможно, наше обоснование о том, что храм не в состоянии исполнить обязанности по причине резкого снижения количества прихожан в ковидные годы, показалось чиновникам неубедительным. Не предвидится увеличения доходов и в ближайшие годы. Прихожане и так делятся последним, нынешнее время тучным не назовешь, и нашему небольшому Храму решить вопрос оплаты проектной документации не по силам, даже если суд и обяжет нас это сделать своим решением, – пояснил «НГК» настоятель  Храма во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» Алексей Касатиков.

Иск органов власти является необходимой формальностью, и  решение суда – удовлетворить его в полном объёме, вполне ожидаемо. С точки зрения юриспруденции всё верно. Но с точки зрения исторической ответственности без участия истца – самой администрации Краснодарского края, её материальной поддержки и воли, сохранить этот объект для потомков не представляется возможным. А значит, решение – заведомо неисполнимо, и нужно всем вместе искать реальные способы сохранить исторический комплекс.

P. S. По сохранению объекта культурного наследия ответы не поступили.