Культура:

Талант и провинция

24.02.2021

Модные коуч-тренеры в журналистике делают упор на коммерциализацию. Но на Кубани есть свои примеры получше.

Автор: Светлана Светлова

1868

Так совпало, что 23 февраля этого года главный редактор многотиражной газеты «Кировец» племзавода «Урожай» Ноха Султханов отметил полувековой юбилей своего редакторства. К служебному юбилею коллеги Султханова в районной газете «Каневские зори» опубликовали очерк «Аксакал журналистики и станичная многотиражка». Достойна и поучительна судьба сельского журналиста – выпускника Чечено-Ингушского государственного педагогического института, в трудовой книжке которого отмечено единственное место работы. Это тот самый случай, когда не место красит человека, а человек место. 

Молодые коллеги, не успев получить диплом журфака, рвутся в столицу, уверенные в том, что только там можно состояться в профессии журналиста. Ноха Алаудыивич опровергает это распространённое заблуждение всей своей жизнью. Больше того, он доказывает, что именно провинция с её неспешным укладом жизни, нетронутой целиной интереснейшей информации даёт неограниченные возможности для раскрытия талантливой личности. В его стихотворном творчестве есть такие строки:

Дышу казачьим вольным краем,
Ласкаю, взглядом зеленя.
Зачем искать дорогу к раю,
Когда Кубань есть у меня!

(Ноха Султханов, «Кубань», 2009 год).

Те самые многотиражки, которые глашатаи перестройки иначе как «колхоз-навоз» не называли, сохранились на Кубани там, где редактор и руководитель базового предприятия совпали в своём уважении к людям труда, истории района и желании преобразовывать вокруг себя жизнь к лучшему. Менялось название колхоза, его собственники и руководители, однако Султханову удавалось всех их убедить в необходимости выпуска многотиражной газеты. И тут уже ему помогал авторитет многотиражного издания, которое пользуется в Каневском районе вот уже 50 лет заслуженным спросом и уважением. Кроме традиционных для корпоративных изданий рубрик: «экономика предприятия», «кадры», «наши передовики» и т.д., в «Кировце» одной из самых любимых читателями тем является тема краеведения. В последнее время интерес к собственным корням заметно развился у кубанцев, обширные семьи создают даже  семейные музеи. Ноха Султханов, член Союза журналистов России с 1976 года, превратил помещение редакции многотиражной газеты в музей истории станицы Новоминской, а его жителей – в добровольных внештатных корреспондентов. Ведь для того чтобы выпускать полноценное издание, одного редакторского пера явно недостаточно – нужно многоголосие точек зрения, да и авторских стилей тоже. Со временем часть собранных экспонатов пришлось передать в народный музей, который располагается сегодня в бывшем жилом доме Ивана Переверзева, Героя Социалистичекского Труда, кавалера трёх орденов Ленина, возглавлявшего колхоз имени Кирова с 1960-го, целых 22 года.

Получая таким образом уникальнейшие материалы о прошлом района и его жителей, Султханов был просто обречён на то, чтобы стать писателем. В материале, размещённом недавно на сайте Союза журналистов Кубани, Ноха дал исчерпывающее объяснение, почему главной темой его литературного творчества стала тема Великой Отечественной войны: «Мы – последнее поколение журналистов, которое застало поколение победителей и знает правду о Великой Отечественной войне от её непосредственных участников. То, что выпало пережить нашему народу в беспокойном ХХ веке, мы обязаны сохранить для потомков»! Это не эффектная поза юбиляра. Из двадцати книг, выпущенных автором Нохой Султхановым, девять повествуют о событиях Великой Отечественной войны, и написаны они на местном материале. 

Рассматривая эти издания, невольно обращаешь внимание на то, что обложки иллюстрированы живописными работами военной тематики. Судя по авторской манере, автор один. Самая известная из работ художника Валентина Папко «Даже не снилось. 22 июня 1941», украшающая обложку одной из книг Султханова, сомнений не оставляет – речь идёт о творческом союзе двух ярких личностей. 

В галере работ советского и российского художника-монументалиста, Заслуженного художника России Валентина Фёдоровича Папко тема Великой Отечественной войны – одна из основных. Валентин Папко родился в сентябре 1939 года в станице Новоминской Краснодарского края, в годы войны был совсем маленьким ребёнком, впечатления военного детства врезались в его память неизгладимо. Стремление описать словами и кистью стремительно уходящее военное время его очевидцев объединяет Папко и Султханова в творческий симбиоз. Их творческие задумки по своей значимости столь важны, что деньги на издание книг выделяет то, администрация поселения, то хозяйство, – одним словом, деньги на нужное дело дают не какие-то столичные меценаты, а сельские жители, местная власть, предприятия. Вот вам ещё одно доказательство старой как мир истины: «где родился, там и пригодился».

Готовится к изданию книга о жителе страницы Новоминской, легендарном казаке Тимофее Ящике, который, рискуя собственной жизнью, спас во время революции в Новоминской младшую сестру царя Николая II княгиню Ольгу Романову. В станице идут разговоры о том, что интерес к этому изданию проявили якобы в дальнем зарубежье. Будто бы местная власть даже оспаривает право выпустить новую книгу Нохи Султханова первой. И, конечно же, на обложке новой книги появится очередная репродукция картины новоминчанина Валентина Папко. Валентин Федорович не порывает связи со своей малой родиной, несмотря на успешность и признанность в столицах всего мира. Здесь, в родительской хате, располагается основная мастерская художника, здесь каждый с детства знакомый вид вдохновляет его на новые произведения.

Понятие «провинция» в век цифровизации и вовсе исчезает. Человек нуждается в личном пространстве, желательно неизгаженном цивилизацией. Люди бегут из загазованных городов поближе к природе, к своим истокам, у кого они ещё сохранились. В сущности, к той самой творческой среде и полноте жизни, которыми наполнена судьба двух новоминчан – Нохи Султханова и Валентина Папко.