В кубанской столице с огромным успехом прошли спектакли выпускников московской школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова
721
В кубанской столице с огромным успехом прошли спектакли выпускников московской школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова
Не знаю, на что рассчитывают организаторы подобных "антреприз" – может, на театральную недоразвитость местной публики? Должен заметить, что кто так думает, глубоко заблуждается. Театральные зрители – это не футбольные фанаты, которые деградируют с каждым годом: тупеют, становятся агрессивнее, а зачастую даже не разбираются в этом спорте. Театралы наоборот: развиваются, становятся взыскательнее, требовательнее к театрально-сценическому продукту, к его качеству, они способны заметить любую фальшь, халтуру и в режиссерской работе, и в актерской.
К чему это я все? А к тому, что привезти в город с театральными традициями коллектив молодых необстрелянных юнцов-артистов с полноценным спектаклем, да еще и не одним – это большой риск.
В этом смысле художественный руководитель выпускного курса актеров школы-студии МХАТ Константин Райкин пошел на риск, когда согласился в рамках гуманитарного проекта "Молодой МХАТ – Кубани" благотворительного фонда "Вольное Дело" Олега Дерипаски представить на суд краснодарского зрителя спектакли своих учеников.
Тут дело даже не в деньгах (понятно, что Фонд взял на себя всю финансовую составляющую). Вопрос был в другом: примут, или не примут?
В среду, 6 июня, на сцене Краснодарского академического театра Драмы при полном зале выпускники мхатовской школы показали спектакль "У нас в Камергерском", над постановкой которого работали сразу четыре мастера: Константин Райкин, режиссёр спектакля Сергей Шенталинский, Сергей Земцов и Елена Бутенко-Райкина. Название этого сценического действа – "У нас в Камергерском" – идет от названия Камергерского переулка, где находится сам театр и школа-студия при нем. А вот жанр постановки создатели определили как "класс-концерт", и это действительно так. За два часа театрально-концертного нон-стопа зрители увидели и актерские миниатюры, и хореографические номера, и пантомиму, и музыкальные пародии. В общем, концерт, он и есть концерт, а в нем молодые актеры показали все, чему они научились.
Читатели постарше хорошо, наверное, помнят эстрадные номера молодого Райкина, в которых он весьма талантливо изображал разных животных. Да и сам он признавался не раз, что обожал изображать животных еще с детства и даже собирался стать зоологом.
Вот и в класс-концерте его ученики не менее талантливо показали зрителям кота-британца, игуану, панду, спародировали звезд шоу-бизнеса.
Пародии на Вупи Голдберг, Антонио Бандераса, "Битлз" и "Шу-ру" также произвели впечатление на зрителей. Как тут не вспомнить учеников курса Аркадия Кацмана, которые выдали в далеком 1983 году дипломный спектакль "Ах, эти звезды!" (актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии). Спектакль, в котором вживую, без "фанеры" совсем молодые актеры (Максим Леонидов, Ирина Селезнева, Петр Семак, Татьяна Рассказова и др.) показали Элвиса Пресли, Челентано, МирейМатье, Дассена, Пугачеву, Марлен Дитрих. Вот это было чересчур смело! Тогда дипломный спектакль (неслыханное дело!) выпускников ЛГИТМиКа с аншлагами прошел не только на ленинградских площадках, но и в других городах Союза.
Похоже, что Константин Аркадьевич Райкин знает о триумфе кацмановского шоу тридцатилетней давности и не боится идти по тому же пути. Помнится, Кацмана отговаривали от этого проекта: не дело, мол, театр мешать с легковесной эстрадой (тогда и понятия такого не было – шоу-бизнес).
Райкин привнес в постановку немало своего – "райкинского", не боится "мешать театр с легковесной эстрадой", что и старается привить своим ученикам, ибо настоящий артист обязан быть профессионалом везде, будь то театральная сцена, эстрада или киносъемочная площадка. Двадцать два юных таланта (по сути, полноценная театральная труппа), самому старшему из которых – Андрею Полякову – 28 лет, а Владимиру Надеину и Даниилу Стеклову – всего 20, показали, что могут играть не хуже "заслуженных". Многие из них уже заняты в серьезных спектаклях на сцене "Сатирикона" и в других театрах. То есть ребят заметили, да и как тут не заметить, если те работы, что увидит кубанская публика, молодые мхатовцы уже показывают без малого три года.
Вот он, поучительный пример для нашей творческой молодежи, представителей которой не часто видишь на сцене кубанских театров. Как не тужатся педагоги из КГУКИ, а свежих актерских кадров театры так и не дополучают. Хотя ведь есть таланты не хуже и у нас. Только никто их не видит. Несправедливо было бы все списывать на молодежь, которая, получив актерскую профессию, не идет в театр. Это беда нас, взрослых – чиновников от культуры, педагогов, руководителей театральных коллективов, что не можем заразить, привить во время обучения будущим актерам любовь к театру.
Спасибо Константину Аркадьевичу и его коллегам из мхатовской школы-студии, что лишний раз дали нам повод призадуматься.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ