Культура:

Уж «Ночи» близятся, а Гельмана уж нет

01.07.2013

Сравнительно недавно имя известного галериста Марата Гельмана вновь всплыло на страницах разнообразных СМИ в связи с его отставкой с должности директора музея современного искусства в Перми. Занятно, но данная отставка, пусть опосредованно, но связана

743

Сравнительно недавно имя известного галериста Марата Гельмана вновь всплыло на страницах разнообразных СМИ в связи с его отставкой с должности директора музея современного искусства в Перми. Занятно, но данная отставка, пусть опосредованно, но связана
с Краснодарским краем

Р ешение о расторжении трудового договора с Маратом Гельманом, директором музея PERMM и одним из идеологов "пермской культурной революции", было принято местным министерством культуры по п. 2 ст. 278 ТК РФ, где сказано, что "работодатель не обязан мотивировать такое решение". Сам Гельман подтвердил, что приказ о его увольнении подписан, и сказал, что связывает это решение с тем, что ранее он открыл в рамках фестиваля "Белые ночи в Перми" несколько выставок, запрещенных к показу местным министерством культуры: "Я занял довольно непримиримую позицию". Выставка художника Слонова под названием "Welcome! Sochi-2014" содержала сатиру на символику предстоящих зимних Олимпийских игр и была закрыта министерством. Выставка художника Каменного "Российское барокко" содержала фотографии с московских митингов, и тоже была закрыта. Эти выставки заменили работами израильской художественной группы "Новый Барбизон", но и они вызвали недовольство министерства культуры. Несмотря на запрет, Марат Гельман открыл все запрещенные выставки, написав в своем блоге: "Выставки Слонова, "Новый Барбизон" и Каменного открываются. Чиновники должны понять, что цензура не только незаконна и контрпродуктивна, но и невозможна сегодня".
С "олимпийской сатирой" дело обстояло совсем интересно. Рисунки красноярского художника Василия Слонова и впрямь, мягко говоря, эпатажны. Звериный оскал медведеобразного чебурашки с клыками и когтями, симпатичный белый мишка, снимающий улыбчивую маску, за которой обнаруживается клыкастая рожа дракулообразного Сталина, еще один белый медведь, величиной с Кинг-Конга, задирающий лапу над парочкой фигуристов, обнажая при этом первичные половые признаки, и тому подобная красота. Это уже вызвало крайне нервную реакцию некоторых чиновников, приравнивавших "русофобские демонстрации" художников к пропаганде Геббельса. Конкретно в картинах Слонова, по словам Марата Гельмана, были замечены признаки экстремизма. "Потеряв надежду найти что-то в бухгалтерии музея, они отдали работы Слонова на проверку "на экстремизм", – написал он в твиттере. "Интересно, что оскорбление Олимпиады, судя по последствиям, поболее преступление, чем чувств верующих", – позже добавил галерист. Впрочем, сотрудница пресс-службы пермского регионального главка МВД Галина Хамицкая опровергла информацию об обвинении в экстремизме. Вместо этого художника обвинили в "незаконном использовании олимпийской символики".
5 июня в интернете появились сообщения о том, что некие пермские чиновники обнаружили в центре города "WelcometoSochi" и "пришли в ужас от увиденного". Один из них пожаловался сайту "Ура.ру", что "этот скот придаёт значению Олимпиады такой контекст". "Команде Басаргина придется ответить за политическую сатиру на тему "Сочи-2014", пообещало издание "Znak.com". А 6 июня пермская газета "Звезда" опубликовала гневные заявления депутата Госдумы Григория Куранова и сенатора Андрея Климова. Суть обоих сводилась к тому, что Слонов занимается "глумлением над национальным достижением России". Таковым и Куранов, и Климов считают саму возможность провести в Сочи зимние Олимпийские игры.
"Благодаря усилиям Президента страны Владимира Путина Международный Олимпийский Комитет признал Россию победительницей, выигравшей право принять Олимпиаду, — говорится в тексте за подписью Куранова. — Это величайшая победа для России. Национальная гордость! Победа! А что мы видим в Перми? Пренебрежительное, уничижительное отношение к успеху нашей великой державы".
Странно, что к этому гневному хору возмущенных чиновников и депутатов еще не подключился губернатор Краснодарского края, Александр Ткачев, ну или кто из краевых чиновников, рангом пониже. Сочинская олимпиада – это же "наше все", в пропаганде последних 6 лет она объявляется величайшей победой не только всей России, но и Кубани, в частности, всех ее жителей. Возможно, наш местный агитпроп еще не раскачался, чтобы разразиться гневной тирадой по поводу выставки "Welcome! Sochi-2014", а, может быть, наши чиновники и не сочли ее достойным внимания – что тоже странно. Однако возможен и третий вариант. Не далее, чем в прошлом году Марат Гельман организовывал выставку и в Краснодаре, что вызвало резкую реакцию патриотической, казачьей и православной общественности. Но прибыл-то Гельман в Краснодар по приглашению краевой администрации и чуть ли не лично губернатора Краснодарского края. А тут, не прошло и года, и вот уже он отстаивает право на выставку экспозиции, пародирующей, можно сказать, "детище" Александра Николаевича. Если его это и зацепило, то лучше промолчать. Скажешь " хорошо" – не поймет никто, скажешь "плохо" – возмутятся: "А чего же ты этого Гельмана приглашал?!"
Очень хорошо охарактеризовала эту ситуацию краснодарская художница, преподаватель Краснодарского государственного университета культуры и искусств Лусинэ Джанян, известная работами социально-политической тематики. После увольнения Гельмана в официальном заявлении она потребовала исключить из экспозиции фестиваля свой проект "Диалог", посвященный взаимодействию власти и общества. "Диалог окончен", – заметила художница в своем блоге.
А сам Марат Гельман теперь с полным правом может считать Кубань "проклятым" для себя регионом. В прошлом году его тут оплевали и не дали развернуться, в этом – из-за Олимпиады, ожидающейся все в том же Краснодарском крае, его сняли с его пермской "вотчины". Мистика, одним словом.

По материалам СМИ