Культура:

В поисках краснодарского «Монмартра»

10.07.2024

Где собирались для творчества наши художники?

Автор: Наталья ЩУРИК, искусствовед

2340

Во многих российских городах есть места концентрации мастерских известных художников. Например, московский Городок художников на Масловке. С ним соревнуется уникальный в архитектурном смысле московский двор художников на Пречистенке, 32. А что же Краснодар? Где собирались для творчества наши художники?

Приезжая в Париж, более 10 миллионов человек в год ищут встречи с легендами мирового изобразительного искусства на Монмартре. Повышенное внимание к этому месту (в столице Франции оно второе по посещаемости, после Нотр-Дам) связано с интересом туристов к жизни художников и их творческому наследию. Уже давно «Монмартр» стал именем нарицательным и употребляется, как место обитания художников. А есть ли у Краснодара свой Монмартр?

Первые екатеринодарские художники были тесно связаны с деятельностью Картинной галереи Ф. А. Коваленко, участвовали в выставках, проводимых её создателем. Они же были опорой Фёдора Акимовича в деле продвижения идеи о необходимости давать здесь, в Екатеринодаре, своим художникам профессиональное образование. С этой целью в 1909 году при галерее был создан Художественный кружок, в который вошли известные горожане, благотворители и художники-соратники Ф. А. Коваленко. Прежде всего, это Г. А. Аветисьян, К. Г. Григорьянц, П. С. Краснов, А. Н. Курочкин, А. И. Марин, В. М. Ступников. Кружок активно действовал 10 лет. К сожалению, после кончины Фёдора Акимовича деятельность объединения постепенно прекратилась, но положила начало работе в нашем городе художественного училища, выпускники которого составили костяк местного объединения художников уже советского времени.

Детище Коваленко переросло в краевой художественный музей, который стал главной выставочной площадкой краснодарских художников после создания в 1938 году Союза Советских Художников. В годы войны после освобождения Краснодара в художественном музее разместилась студия Союза Художников, в которой работали мастера, не попавшие на войну (Н. Д. Шариков, Е. И. Чичкан и др.). Руководил студией и. о. председателя организации К. Я. Матцев. После войны художники получили в пользование соседний с музеем двухэтажный дом с небольшим выставочным залом и мастерскими. Около 30 лет здесь била ключом художественная жизнь, проводились краевые и региональные выставки, каждая из которых сопровождалась обсуждением, публикациями в прессе.

Выставочный зал СХ на Красной, 9

Но в связи с окончанием строительства в 1977 году Дома политического просвещения Выставочный зал Союза Художников был снесён. Взамен власти города выделили организации здание Евангелической лютеранской кирхи с крохотным выставочным залом и попросили подождать, постройки нового на Рашпилевской, 32. Ждать пришлось 16 лет.

Если посмотреть на карту расположения художественных мастерских Союза Художников, то становится очевидным, что они сосредоточены в основном в историческом центре города. И именно они составляют тот самый краснодарский Монмартр. Условным центром его можно считать мастерские художников, прилегающие к скверу Дружбы (Скверу со Слоном). Но всё по порядку.

Мальчик на слоне

Скульптурная композиция авторства одного из членов местного Союза Художников М. В. Ружейникова появилась здесь в далёком 1957 году. Многие поколения краснодарских детей считали его символом своего безмятежного советского детства. И мало кто из них знал, что выпускник Строгановского училища Михаил Ружейников был плоть от плоти старой дореволюционной художественной школы. Ему посчастливилось вместе с выдающимися русскими художниками М. В. Нестеровым, П. Д. Кориным, архитектором А. В. Щусевым заниматься убранством Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве по личному заказу Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. По окончании работ устроительница обители наградила М. В. Ружейникова Почётной грамотой и пенсионерской поездкой в Европу. После трагических событий Октябрьского переворота художник обосновался в Краснодаре, работал в Краснодарском художественном техникуме (позже преобразованного в училище), по мере сил участвовал в жизни нашего Союза. В сквере «Со Слоном» было написано много этюдов первыми преподавателями худграфа Кубанского пединститута (ныне государственного университета). Ведь почти все они жили рядом, в институтском семейном общежитии по улице Орджоникидзе (между Рашпилевской и Октябрьской).

М. В. Ружейников у своего детища-скульптурной композиции «Мальчик на слоне»

Дом мещанки Д. Э. Карасуловой

Вдоль восточной границы сквера «со Слоном» находится несколько домов, которые после расселения советских коммуналок городские власти отдали под мастерские художникам. Первым из них был добротный двухэтажный дом екатеринодарской благотворительницы Дарьи Эммануиловны Карасуловой. Дом в самом центре Краснодара со стенами в четыре кирпича, большими окнами и подвалом в целый этаж был мечтой любого художника. В 1981 году здесь получили мастерские заслуженный художник России, ведущий педагог худграфа КубГУ профессор А. М. Мельников, самый известный кубанский искусствовед, легендарный педагог, вырастивший несколько поколений художников В. А. Гребенюк, будущий создатель собственной ремесленной школы М. И. Скворцов. Насельниками дома стали также выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова В. А. Мурашко, заслуженный деятель искусств Кубани И. К. Ведерников.

Мастерская А. М. Мельникова, который был тогда заместителем председателя Правления краснодарской организации Союза Художников, воспринималась не иначе, как штаб, где обсуждались творческие проблемы организации, где формировалась её многонаправленная деятельность. В ней побывали все без исключения члены молодёжного объединения организации. На фото к этой статье (публикуется впервые!) сохранился момент, когда все участники молодёжной выставки 1983 года, пришедшие в мастерскую Мельникова для её обсуждения, вышли в Сквер Дружбы, чтобы запечатлеть момент встречи. Молодёжное объединение СХ в крае было мощным и состояло из ярких самобытных художников. Заслуженный художник России В. В. Монастырный как-то недоуменно заметил: «Не понятно, кто при ком: молодёжное объединение при СХ или СХ состоит при молодёжном объединении?» Эти слова ушли в народ и живут поныне, и могут быть эпиграфом к этой позднесоветской странице истории изобразительного искусства Кубани.

Молодежное объединение СХ в Сквере Дружбы напротив мастерских художников на Рашпилевской, 26

Выставочный зал для художников

К 1988 году заканчивалось строительство многоквартирного дома по Рашпилевской, 32. И как это часто бывает, власти забыли об обещании предоставить в нём художникам выставочный зал, соразмерный возросшим творческим потребностям и возможностям СХ. Когорта молодых амбициозных художников (будущие заслуженные художники РФ А. М. Мельников, С. Д. Воржев, В. В. Коробейников, А. М. Зайцев и др.) под руководством тогдашнего Председателя Союза Н. П. Калугиной поспешили за помощью к первому секретарю Краснодарского крайкома И. К. Полозкову. Иван Кузьмич, как опытный политик, предвидя, что выставочный зал и хорошие художники нужны городу больше, нежели ещё один универсам, помог также выделить СХ в этом доме ещё и 5 мастерских на верхнем техническом этаже. Вот так краснодарский Монмартр обрёл и свою выставочную площадку.

Лучшие времена

В 1990 году одной из краевых вставок открылся Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств. Небывалое событие – открывал выставку народный художник СССР В. М. Сидоров! Творческая жизнь здесь забила ключом. Выставочный зал стал центром художественной жизни в городе. В 1993 году здесь прошла легендарная выставка картин Константина Васильева, позже Евгения Вахтангова, множество зарубежных, региональных. Но главное, что экспонаты местных выставок занимали все 1000 квадратных метров зала и его стены от пола до потолка. А выставки репродукций, которые бесконечной вереницей тянутся в нынешний краевой выставочный зал, не могли никому в то время присниться даже в самом страшном сне.

В 1990-е Выставочный зал был центром художественной жизни города. По центру играет на гитаре М. В. Архангельский

Искусствоведы на задворках

В 1993 году часть площадей краевого выставочного зала власти отобрали в пользу новой телекомпании. И целый научно-просветительский отдел переселили во двор Дома мещанки Карасуловой (на Рашпилевскую, 26). Художники с округи, у которых по соседству были мастерские, и их гости (Рашпилевская, 24, В. Волкова, Рашпилевская, 28, Н. П. Ватамана) стали собираться у краснодарских искусствоведов (в отделе работали искусствоведы В. А. Гребенюк, А. Н. Костигина, Т. И. Соколинская, Л. К. Бондаренко и автор этой публикации). Много громких проектов родилось в этих стенах, сколько талантливых художников перебывало здесь!

Штаб кубанских краеведов в доме мещанки Карасуловой

Переезду научно-просветительского отдела на Рашпилевскую, 26 особенно был рад легендарный кубанский искусствовед В. А. Гребенюк, ведь в соседнем Доме конца XIX века у него была мастерская. Было удобно после работы встретиться за чашкой чая с друзьями-краеведами В. П. Бардадымом, И. Г. Федоренко, В. И. Лихоносовым и др. Именно так, здесь, в доме Карасуловой, родилась идея воссоздания памятника императрице Екатерине II. На таких встречах с краеведами бывал будущий заслуженный художник России, академик А. А. Аполлонов. Помогая друг другу, делясь научными находками, они изучали многие забытые страницы славной истории края. Отсюда шли письма в разные инстанции о необходимости возвращения на Кубань утраченных святынь и сокровищ. В. А. Гребенюком в этой мастерской были написаны статьи о выдающихся русских дореволюционных художниках И. П. Похитонове, Н. В. Харитонове, Л. Р. Сологубе, скульпторах Б. В. Эдуардсе, М. О. Микешине и др. Прошли годы, и только теперь в полной мере можно оценить гражданский подвиг наших краеведов, которые, не боясь казаться «странными» людьми в глазах чиновников, настойчиво продвигали идеи, лучшим образом повлиявшие на будущие времена. В газете Международной ассоциации по связям с соотечественниками «Голос Родины» В. А. Гребенюк в статье, посвящённой памятнику Екатерине II в Екатеринодаре, озвучил одну из таких идей – его воссоздания: «Пока это, увы, романтическая мечта… инициатива кубанцев, однако, не бесперспективна. Она близка не только им, но и зарубежным землякам. Хорошо бы объединить ради неё усилия всего кубанского казачества, рассеянного по белу свету. Тогда легче будет преодолеть препоны на пути к заманчивой цели. Благородное начинание патриотов стоит того». И всё это было написано задолго до настоящего воссоединения казачества, задолго до возвращения казачьих регалий на Кубань.

Школа Сергея Воржева

Заслуженный художник России С. Д. Воржев был одним из счастливчиков, кто получил светлую мастерскую на Рашпилевской, 32 над краевым выставочным залом. Кто только не посетил её за долгие годы существования! После открытий выставки гости, а часто и совсем незнакомые люди, запросто шли к Воржеву. В интервью журналу «Юный художник» Сергей Дмитриевич об этом вспоминал: «Долгое время веду просветительскую работу. Ко мне приходят начинающие художники и просто знакомые, тяготеющие к живописи. Нередко с детьми. Отсюда и известность. А дальше – «детский телеграф». Иной раз собирались стайками. Становилось тесно, суетно, шумно. Это обстоятельство послужило толчком к созданию школы, где было бы просторно, обустроено и предельно демократично. Так появилась «Школа профессиональной живописи Сергея Воржева».

В. А. Самойленко на открытии выставки Школы Сергея Воржева с учениками и преподавателями в Муниципальном концертном зале.

Под школу была отремонтирована 70-ти метровая мастерская заслуженного деятеля искусств Кубани И. К. Ведерникова в доме мещанки Карасуловой. Здесь было просторно, всё в шаговой доступности центра города. Первыми педагогами, кто вёл занятия с детьми по живописи, рисунку и композиции были профессиональные педагоги, члены СХ – заслуженные художники России С. Д. Воржев и А. М. Зайцев, заслуженные деятели искусств Кубани А. И. Фурсов, И. К. Ведерников. Очень скоро школа Воржева приобрела известность далеко за пределами города. По личному приглашению тогдашнего градоначальника Краснодара В. А. Самойленко большая выставка учеников Сергея Дмитриевича прошла в Муниципальном концертном зале. Затем были выставки в Краевом художественном музее, Выставочном зале и т. д. Из стен школы вышло много талантливых замечательных профессиональных художников. Многие краснодарцы с гордостью произносят: «Я – ученик Воржева».

Сергей Воржев на крыше над своей мастерской Рашпилевская, 32

Судьба краснодарского Монмартра во многом повторяет судьбу исторического центра столицы Кубани. Один за другим исчезают старинные екатеринодарские дома, в которых не так давно кипела творческая жизнь художников. Сочтены дни мастерской Н. П. Ватамана на Рашпилевской, 28, позже её занимал известный краснодарский художник А. С. Саидов. Город безжалостно и очень быстро расстаётся со своей историей, на смену которой приходят бездушные и примитивные, с точки зрения столичной архитектуры, «Хилтоны», «Хэмптоны», «Мортоны» и прочая иностранщина. Там, откуда пришли все эти названия, очень бережно относятся к каждому старинному дому. От тотального уничтожения старины советских лет начинает просыпаться Москва. И нам бы пора остановиться, ведь Краснодару в отличие от почти девятивековой Москвы всего 230 лет, за которые построено не так много, как в столице. Дома, о которых выше шла речь, пережили разрушительные Гражданскую и Великую Отечественную войны, но переживут ли они наш, благополучный и высокотехнологичный XXI век? Сегодняшние технологии позволяют сохранить любую старую постройку. Но помнят ли об этом те, кто на помойку истории выбрасывают улицу за улицей старый Краснодар?

В июне этого года мною было подано заявление в Росохранкультуру с просьбой включить уникальный дом мещанки Д. Э. Карасуловой, о жизни которого рассказано в этом материале, в перечень объектов культурного наследия. Может, сбудется мечта тех, кто жил и учился в этом доме, увидеть, как на парижском Монмартре, памятную табличку, на которой будет надпись о том, что в этом доме работали выдающийся кубанский искусствовед В. А. Гребенюк, заслуженные художники России А. М. Мельников, С. Д. Воржев, А. М. Зайцев, заслуженные деятели искусств Кубани И. К. Ведерников, А. И. Фурсов, М. И. Скворцов и В. А. Мурашко, и о том, что в ней работала школа Сергея Воржева»?

Ярыгина А. «Заброшенный дом (Мастерская Ватамана)»

Наталья Щурик, член ВТОО «Союз Художников России»,

руководитель культурно-просветительского проекта «Кубань в лицах».

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала руководителю интернет-ресурса «Съ любовью изъ Екатеринодара» М. В. Юрьева, краеведа А. В. Чугунова, художников А. М. Мельникова, А. М. Зайцева, Н. С. Воржеву, Ю. С. Суховееву.