Беседа с заслуженным работником культуры России Григорием Гибертом
1529
За последние три десятилетия Кубань превратилась в одну из главных российских съёмочных площадок. О том, что мешает региону выйти на передовые позиции в кинематографическом «табеле о рангах», истории и перспективах отрасли наш корреспондент беседует с киноведом, Заслуженным работником культуры России, профессором Краснодарского института культуры Григорием Гибертом.
– Проявляют ли сегодня «киношники» интерес к нашему региону?
– Да. Ежегодно на территории края снимается 40-50 фильмов. Повышенный интерес вызван, во-первых, тем, что на юге практически не осталось киностудий. По разным причинам таковыми перестали быть Одесская и Ялтинская, а во-вторых, повысился спрос на «южную фактуру», – море, горы, солнце и пр. Наш край по себе прекрасен, без всяких декораций. Что, ко всему прочему, значительно экономит деньги кинопроизводителям.
Сама мысль о создании «советского Голливуда» на юге не нова. Ещё товарищ Сталин хотел сделать что-то подобное в Сочи. Известно, что он любил американские фильмы и смотрел их в своём кинотеатре. Но сначала Берия настоятельно рекомендовал отказаться от проекта по соображениям безопасности. Потом началась война, и стало не до того. Второе дыхание идея получила в середине 60-х годов. Тогда Хрущев повелел закрыть все ВДНХ, кроме московской. Соответственно, освободились помещения в Краснодаре, которые тогдашний глава Союза кинематографистов СССР, выдающийся режиссер Иван Пырьев и «присмотрел» под будущую студию. Он в то время снимал в станице Марьянской фильм «Наш общий корреспондент». Кстати, по повести нашего кубанского писателя Виктора Логинова. Во время съёмок случайно увидел нашу ВДНХ, понял, что её павильоны – это готовая киностудия, и начал активно «продвигать» идею такой трансформации и создания филиала «Мосфильма». Однако, она натолкнулась на активное противодействие со стороны партийной верхушки региона. Дело в том, что первый секретарь райкома партии страстно ненавидел киношников. В силу личных причин. Была у него когда-то своя история с Марком
Бернесом. Узнав о планах Пырьева, он моментально собрал все детские сады в городе и перевёл их на ВДНХ. Представьте себе состояние мам, которым внезапно пришлось покинуть свой садик, расположенный по соседству, и отправиться в кое-как приспособленное помещение на окраине города. Каждое утро, ещё затемно, мотылять Бог знает куда на трамвае по непонятной никому причине. Но цель была достигнута, помещения оказались заняты, и «Советский Голливуд» в Краснодаре так и не состоялся.
И ещё одна географическая точка в регионе, которую регулярно предлагают в качестве места размещения киностудии, – Анапа. Я не против. Спрашиваю только: «А что мы здесь будем делать?» Авторы проекта мне с энтузиазмом начинают рассказывать о том, где будет, как в Голливуде, стоять пирамида Хеопса, где украинская хата, где городская улица, и как толпы туристов будут сюда приезжать, фотографироваться и т. д. Это всё, конечно, прекрасно, есть только одно «но». Чтобы получить интерес и «толпы» с коммерческой окупаемостью, надо быть Голливудом. Т.е. все эти декорации должны быть узнаваемыми, из всемирно известных фильмов. А если нет, сами по себе картонные пирамиды никому не интересны. И там должно сниматься кино, а без этого это – сад аттракционов.
Так что разговоры об анапской киностудии идут давно, но пока ни к чему конкретному не привели. Что не мешает активным съёмкам в самой Анапе, а также в Геленджике, Новороссийске и других местах. Я сам даже снялся в сериале «Ищейка» у хорошего режиссера Брусникина. Полковника ФСБ там играл, что послужило потом источником нескончаемых шуток и подначиваний из самых отдалённых уголков планеты, вплоть до Канады.
– А как Вы относитесь к идее компенсировать из бюджета часть затрат на съёмки фильмов в крае?
– Да, там обсуждается цифра в 8%. Что-то рациональное в этой идее есть. Но какую конкретно отдачу получит край от вложенных средств – не очень ясно. Хотелось бы точно понимать, на что пойдут деньги. А такие категории, как «пропаганда Кубани», – весьма расплывчаты и с трудом поддаются оценке, с точки зрения качества работы, её объёма, не говоря уже об эффекте.
Хотя, на мой взгляд, на Кубани – огромное количество достойных людей с интересной жизнью и судьбой, о которых можно было бы снять не один фильм. В целом я смотрю на перспективы кино в нашем крае с оптимизмом, но понимаю, что денег, скорее всего, по-прежнему не будет. А индустрия эта весьма дорогостоящая. Ну, в общем, как обычно по принципу «денег нет, но вы держитесь».
Если говорить о региональном кинематографе, то у нас в последнее время появился хороший пример – Якутия. Раньше в плане кино там не было толком ничего. А сейчас буквально на каждом фестивале они представляют очень интересные работы в разных жанрах, – от бытовых историй до триллеров. Причём в них активно используется современность и этнография, региональная и национальная специфика, умело «вписанные» в общечеловеческий сюжет, понятный каждому. Например, фильм «Вертолёт», получивший главный приз на «Киношоке». Там молодая семья из Якутска посещает родственников в глухой таёжной деревне. Разлившаяся река прерывает всякое сообщение с внешним миром, а внезапная болезнь девочки делает ситуацию драматической. Единственным средством спасения может стать вертолёт, который иногда прилетал в эту деревню. Но он что-то запропал. Отец отправляется искать врача. Через тайгу, переправляется через огромную реку Лену. В конце своего эпического похода он добирается до нужного места. Там собралось много людей. «А вертолета нет. Мы и сами ждем», – сказали ему. Фильм – настоящий сплав, соединение нового и старого. Например, бывший лётчик исполняет шаманские обряды.
В целом нам нужно стремиться сделать что-то интересное для самих себя. Тогда мы будем интересны другим. А не подражать Голливуду или ещё кому-нибудь. Так можно получить разве что второсортную копию с затертого оригинала.
– Вы можете в нескольких словах описать, что для Вас кино?
– Мне кажется, что кино, начавшись с аттракциона братьев Люмьер, сегодня возвращается к такому же аттракциону. Сделав большой круг. Основными темами стал показ технических достижений и спецэффектов. Тот же «Аватар» взять. Когда я прошу пересказать его сценарий, то у самого словоохотливого студента на это уходит минут 10. Все. Это говорит о бедности сюжета, ведь сам фильм идёт почти два часа. А сказать толком нечего, – на экране сплошные стрелялки, погони, чудеса техники. Конечно, когда зритель ощущает вонь или аромат – это добавляет реализма, но сущность и значение кино всё же не в этом. На мой взгляд, кино – это инструмент рассказывания историй, в центре которых стоит человек. А его-то как раз мы зачастую и не видим. Происходит дегуманизация искусства. Ориентир известен – Голливуд, и многие наши режиссеры, особенно молодые, мечтают превзойти его. Я не против коммерческого кино, не против развлечения, печально лишь, что оно стало инструментом отупения.
– Мы говорим о кино, но как вы оцениваете нынешнего зрителя? Он изменился за последнее время?
– Да. Сегодня молодые люди в подавляющем большинстве не умеют смотреть кино. Для них главное – экшн, действие. Когда мы смотрим с ними фильмы, например, «Кубанские казаки», они поминутно отвлекаются на свой телефон. А ведь кино – это такое искусство, в котором если пропустить один кадр, то цельность восприятия будет нарушена, ты совсем по-другому будешь оценивать последующие эпизоды.
К сожалению, в наш (и не только, конечно, наш) институт поступают хорошие, приятные, но фантастически необразованные люди. Чему их учили в школе – непонятно. Им чужд мир, сформированный русской и советской литературой и культурой. Слова «дед Щукарь» уже не вызывают улыбки как прежде, Екатерину II считают любовницей Петра I, а заодно почему-то испанской шпионкой. Молодая библиотекарь на мою просьбу выдать Пушкина, одну из повестей Белкина после недолгих поисков в компьютере отказала по причине отсутствия книги. Я изумился и вызвал директора. Оказалось, что она вбивала в поисковую строку – Белкин: повести. Т. е. фамилия Пушкин ей, видимо, ни о чем не говорила, а Белкин превратился в автора.
– Вы были членом жюри во многих фестивалях. Что бы Вы могли сказать о «фестивальном движении» на Кубани?
– У нас в регионе, как нигде, много фестивалей. Но я думаю, что это вовсе не плохо, их должно быть как можно больше. Причем время от времени появляются новые. Недавно, например, прекрасный фестиваль провели в Новороссийске. Очень жаль, что такого же праздника нет у Краснодара.
Помню, в первой половине 90-х годов, когда только начинался «Киношок», сколько было скандалов, дискуссий, мол, пир во время чумы. Времена действительно были трудные и бедные. Я убеждал всех, что это не прихоть, не роскошь, – каждый курортный город должен иметь свой фестиваль. Как Канны или Венеция. Это служит популяризации курорта, создаёт бренд, визитную карточку, привлекает гостей.
К сожалению, бывает, фестивали прекращают своё существование, как это случилось с подлинно народным фестивалем в Усть-Лабинске «Земля отцов – моя земля». Замечательный был праздник. Что называется, от души. А Курганинские «Зори над Лабою», а Ейская «Провинциальная Россия»? Так что не только Анапа и Сочи, «Киношок» и «Кинотавр».
Уже 17 лет проходит фестиваль «Молодой киновек» – конкурс молодых режиссёров. Но я убежден – и в этом моя принципиальная позиция – что регион ни в коем случае не должен замыкаться в своих административных границах. Культурное пространство намного шире. Поэтому пусть «расцветает тысяча цветов», и «все флаги мира в гости к нам», т. е. пусть кинематографисты из других регионов приезжают. Это придаст динамики событию, повысит интерес к нему. Такой подход нашел понимание, и к нам приехали коллеги из Москвы, Казахстана, Харькова и т. д. Не нужно забывать, что хотя мы живём в разных странах, но говорим на одном языке. И то, что наши призы уходят в те края, в том числе столичные, разве это плохо? На последнем фестивале мы, жюри, отсмотрели 60 короткометражек. Что радует, среди них практически нет «датских» фильмов, т. е. снятых к каким-либо датам (типа – 40 лет какому-нибудь елизаветинскому комбикормовому заводу).
Нельзя не отметить, как позитивный факт, большое количество интересных молодых режиссёров, сценаристов, особенно операторов. Достаточно сказать, что наша бывшая студентка Наташа Мещанинова была участником фестиваля в Каннах.
Итак, для того чтобы Кубань стала значимым кинематографическим регионом в России и, возможно, приобрела бы известность за её пределами, у нас есть такие важные слагаемые как подготовленные кадры и фестивальная инфраструктура. Нужно добавить ещё два – деньги и востребованность. Последняя может быть со стороны государства, крупных бизнес- и общественных структур. Ничего невозможного в этом нет. И я верю, если удастся обратить внимание руководства региона на проблемы развития кинопроизводства, о которых мы говорили, мы сделаем качественный шаг вперёд.