Культура:

Власть, общество и писатели: диалог при открытых дверях

29.06.2022

В Краснодаре под эгидой городской общественной палаты прошла встреча участников дискуссионного клуба

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1317

На встрече обсуждался один вопрос: «Насколько приспособлен Краснодар для развития литературного творчества его жителей»? Иными словами, что делается в городе для популяризации занятий литературой и имён местных писателей? Для того, чтобы в нашем «маленьком Париже» появлялись новые литераторы, которые прославят Кубань и Краснодар. Такие вопросы поставила перед собравшимися модератор дискуссии Галина Ташматова.

Первой на них выпало отвечать члену правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России, поэту и детскому писателю Любови Мирошниковой.

– Когда-то я возглавляла краевое литературное объединение. Здесь встречались писателя и поэты со всех уголков нашей Кубани. Были разные люди, как профессионалы, так и те, кто просто писал «по зову сердца».  И как же было важно, когда люди, достигшие вершин в своей деятельности, передавали свой опыт новому поколению профессиональных писателей. Хотя, конечно, не все из благодарных слушателей ими стали. Но ведь писатели и поэты живут среди нас, вне зависимости от того, удалось им оказаться среди признанных авторов.

После окончания института я работала в нашем Союзе писателей литературным консультантом, и у меня был удивительный случай, когда принесли стихи, написанные очень корявым почерком одним дедушкой. Я даже до сих пор помню его фамилию – Данилов. И ещё помню своё потрясение, когда я начала читать его. Потрясение было от таланта этого человека и от того, когда он раскрылся. Ему ведь было за 80!  

А с другой стороны, сколько талантливых молодых людей! Вот у меня есть знакомая девочка, которая уже в 14 лет заняла первое место со своей книгой на книжной ярмарке в Москве. Потом она закончила медицинский институт, но всё равно продолжила писать стихи. Одно другому не мешает, как никакая профессия не мешает писать, если у тебя есть призвание. Я ведь тоже по первой профессии – бухгалтер.

Вот уже несколько лет мы проводим краевой фестиваль бардовской песни, где выступают поэты, композиторы и ещё много-много талантливых людей. Мы много раз проезжали по городам и районам края. Были в Курганинском районе, Новороссийске, Анапе… В Анапе вообще есть одно из самых сильных писательских объединений в России. Нужно сказать, что наших, кубанских писателей переводят и издают во многих странах мира, в самых отдалённых точках планеты. Даже в Эквадоре.

И ещё о профессионализме. В Тихорецке, Гулькевичах, например, наши организации возглавляют очень профессиональные люди. Благодаря во многом им здесь открываются широкие возможности для профессионального роста членов этих объединений. Но, увы, не везде так. Есть люди, прямо скажем, бесталанные, графоманы. А писать хочется, руководить – тоже. Может, кому-то эта проблема покажется неважной, но для меня это просто катастрофа. Невероятное количество графоманов, обладающих к тому же огромными «пробивными способностями». С 90-х годов буквально вал их пошел. Они, как бурьян, уничтожают культурные растения. То есть заглушают голос подлинно талантливых людей.

Но возможность быть услышанным в любом случае есть. Недавно мы на целый день в Краснодаре снимали органный зал. Организовали свободный микрофон, и каждый получил возможность прочесть свои стихи. Было жюри, каждый мог получить свою оценку. Проводим конкурсы, фестивали. Хотя недавно лишились своего помещения. Зала, в котором мы регулярно собирались после шести вечера и решали свои вопросы. Сейчас собираемся на ул. Ленина, 89. Там небольшое помещение, метров 15. Но к нам приезжает очень много народа со всего Краснодара – от Прикубанки до Копанского. Множество талантливых людей. И не просто так. Вот в 2019 году мы издали сборник лучших стихов наших самодеятельных авторов. Для них это было большое событие. В дальнейшем эта книга была удостоена премии им. Анатолия Знаменского.

А для встреч будем искать помещения в библиотеках. В той же некрасовской есть шикарный зал. Хорошо было бы, конечно, чтобы у нас в городе был Дом творческих союзов, где бы собирались самые разные люди – писатели, художники, композиторы и т. д. Может быть, даже, как в 60-е годы, выступали бы перед широкой общественностью, студентами. Интерес, думаю, был бы не меньше.  

Председатель комитета по образованию и культуре Городской Думы Краснодара Павел Попов.

– Я думаю, ни одна библиотека не откажет писателям предоставить помещение. Так же, как и бывший Дом учёных. Да и городской Дом культуры. И ни о какой плате там речи быть не может.

Модератор: Главное – сохранить атмосферу общения, творчества, обмена идеями. А то она была, а теперь её не стало. В Краснодаре нужно создать места, типа литературных кафе, где можно было бы посидеть с писателями. Люди нуждаются в общении друг с другом. Как в профессиональных беседах, так и просто в дружеских. Читаю переписку и воспоминания Бунина, так он был знаком почти со всеми выдающимися людьми того времени. Это ведь настоящая интеллектуальная элита. А у нас сейчас таких неординарных, талантливых личностей хоть кто-нибудь узнает на улице? Они пользуются уважением в обществе?

Любовь Мирошникова: Несмотря на трудности, о которых я говорила, мы, конечно, не прекращаем работу. Когда-то нас учили, теперь учим мы. Проводим семинары, выпускаем сборники, готовимся к юбилеям. Сейчас, например, ведём подготовку к юбилею освобождения Краснодара, который будет в следующем году, и к 75-летнему юбилею нашей писательской организации, который будет осенью. Наши авторы получают заслуженные награды. Николай Зиновьев удостоен Патриаршей премии.

– У нас сейчас все писатели и поэты, – отозвался писатель и общественный деятель Александр Ряхин. – Но самая большая проблема в том, что никто финансировать не хочет. Я написал и издал книги о герое войны за свой счет.

Нина Антоновна Стрижова, председатель попечительского Совета Краснодарского регионального отделения Союза писателей России,  руководитель частной художественной галереи «Сантал».

– Я задаю себе вопрос: а нужны ли, востребованы ли писатели нынешним обществом? Мы можем говорить о пониженном внимании, но это очень мягко сказано. Да что и говорить, нынешнее время литературоцентричным назвать сложно. И тем не менее я помню, соглашусь с Любовью Кимовной, нам предоставляли органный зал, мы проводили свои литературные вечера, мероприятия, и полный зал был молодежи. Значит, как бы то ни было, интерес есть. Важно, чтобы в культуру, искусство начали вкладывать деньги. Я дважды вложила свои.

Что касается места для встреч, то да, конечно, помещение, у них было, на мой взгляд, очень даже хорошее, но после того, как их попросили его освободить, они стали приходить к нам, на ул. Коммунаров, 58. Там комнатка совсем маленькая, – шкаф, стол, несколько стульчиков… Возможности провести собрание нет, особенно, когда приезжают члены Союза писателей со всего края. Я думаю, что такие собрания должны быть знаковыми, а не напоминать междусобойчик. Но писатели у нас сейчас зачастую живут не благодаря, а вопреки. И мне остаётся только пытаться создать им как можно более сносные условия. Делаю всё, что могу.

И всё равно, как говорится, природа не терпит пустоты. И как рождались поэты и писатели, так они и будут рождаться. Они будут выживать, искать своего читателя, пытаться донести до него своё Слово. Но я считаю, что не стоит рассчитывать только на то, что талант прорастёт и прорвётся сам. А если на него едет асфальтовый каток? Ведь за талантом, как за культурным растением, надо ухаживать, его надо «поливать» и т. д. Это нужно для всего общества. Ведь посмотрите, в каком состоянии сейчас, к примеру, русский язык. Мягко говоря, не в очень хорошем. Это связано, в том числе, с состоянием литературы и современной прозы, поэзии.

В 2019 году к нам приехал китайский писатель, профессор, учёный. Он проводил исследование, как обстоят дела писательские здесь у нас на юге. Он прекрасно говорил по-русски, совершенно без акцента. В частности, поведал нам, что в китайских школах все изучают Конфуция и Пушкина. Потому как у Пушкина «чистый язык», и это «нам необходимо». «Пушкин, говорит, – наш». Он в Китае идёт по общеобразовательной программе. И мне, честно говоря, стало очень обидно. За нас.

А что касается нынешних писателей, то я уже говорила об их трудностях. И всё равно они не так уж мало сделали. 14 лет выпускалась газета «Кубанский писатель». Издавалось издание при поддержке администрации города «Краснодар литературный». Есть клуб молодых литераторов. Краснодарское отделение Союза писателей России признано лучшим в стране – высочайшая оценка. Они продолжают традиции писателей-ветеранов. Это важнейшее дело, ведь связь времён прервать нельзя. Иначе на чём она будет держаться? Чем связать эти времена? Как писала, обращаясь с просьбой к Виталию Бакалдину, одна автор: «… помогите, и связь времен восстановите Своей бесхитростной строкой». 

Модератор: У меня скептическое отношение, и это моё личное мнение, к молодежным литературным объединениям, да и вообще, чисто молодежным профессиональным собраниям. Я тоже творческий человек, и я помню, как входила в профессию, помню, как когда приезжала, с какой радостью и удовольствием общалась с известными журналистами. Они мне были безумно интересны. Это естественно, молодым всегда интересны те, кто состоялся, у кого есть, чему поучиться.

И ещё об образовании и просвещении. Я не помню, чтобы у нас в Краснодаре проводились публичные открытые лекции. А почему бы на выходных не заняться просвещением себя и своей семьи? Что есть у нас в городе в этом плане?

Мы сегодня, можно сказать, проводим ревизию. Вот скажите, может быть, это мне просто кажется, что ничего этого – ни подобных лекций, ни просветительства, в старом, традиционном, высоком, можно сказать, значении этого слова, – нет? Или, может быть, просто никому это больше не нужно?

У нас здесь Игорь Васильев. Он не только литератор, но и учёный. Расскажите нам об этой стороне жизни. Оппонируйте, пожалуйста.

Игорь Васильев, научный сотрудник отдела фольклора и этнографии Кубанского казачьего хора.

– Кое-что, конечно, есть. В настоящее время регулярно проводятся экскурсии по старому Краснодару, которые ведут местные историки, журналисты. Конечно, нужны помещения, финансовые вливания. Ведь город очень бурно развивается, постоянно расширяет свои пределы, очень много людей приезжает, меняется состав населения. Но не надо питать иллюзий: никаких выступлений в духе политехнического музея 60-х годов больше не будет. ХХ век уже закончился, и в XXI веке мы перешли на уровень XVI-XIX столетия.

Любовь Мирошникова: А я не согласна. Просто людям надо больше рассказывать, больше заниматься просвещением, о котором мы говорили. Я вот выступала перед детьми. Рассказывала им, читала стихи. Слушали прекрасно. А после выступления обступили и стали ощупывать. Я даже не сразу поняла, что происходит. А они говорят: «Хотим удостовериться, что вы  – живой поэт. Мы думали, что они все давным-давно умерли». И показывают на портреты Пушкина, Лермонтова… Так что стоит хотя бы иногда рассказывать детям, да и вообще людям, что не все поэты уже умерли. Понимаете, им важно это знать.

Конечно, нужно оповещать. Иначе просто никто не придёт. А приезжие все будут считать, что, кроме «кубаноидов», на этой земле никто больше не живёт. Я считаю, что мы не должны пренебрегать рекламой. Она нам очень даже не помешает.

Игорь Васильев: Конечно, какой-то уровень востребованности будет и в XXI веке, но не стоит забывать, что попытки возродить интерес к устному изложению литературного творчества предпринимались, и не раз, но все они закончились безрезультатно. Увы, собирались слушатели в количестве аж трёх человек. Да и где востребованные в Краснодаре поэты? Чтобы получить более-менее значительную аудиторию, поэты договариваются, собираются в некоем городе и слушают друг друга. Например, в Москве или Санкт-Петербурге, словом, туда, куда можно привести сразу несколько сотен поэтов, и только таким образом создать массовость.

И тут у меня конкретное предложение. Надо подумать о выпуске издания, может быть, многотомного, по страницам журнала «Родная Кубань». Это воспоминания о кубанской старине, Гражданской и Великой Отечественной войне. Думаю, их стоит собрать под одной обложкой.

Александр Травников, член Краснодарского регионального отделения Союза писателей России, эксперт городской Общественной палаты.

– А у кого сейчас права на издание журнала? Канашкин умер… У Лихоносова журнал финансировал бюджет. Сейчас такого делать никто не будет. Хотя получить бюджетные средства сейчас не представляете, как легко. Вот депутат, он может вам выдать три миллиона. Но что вы с ними потом делать будете? Как отчитаетесь?... Левченко занимался этим. Но он сейчас в Донецке. А Лихоносову говорили, чтоб он де-юре оформил передачу прав, но он так и не собрался.

Модератор: А министерство?

А. Травников: Так они не против, они «за». Только говорят: «Ну так возьмитесь кто-нибудь. Вопрос – кто? Я бы хотел вас всех обрадовать, что месяц назад была зарегистрирована такая организация, как Союз писателей Краснодара. За короткое время своего существования уже успели провести презентацию одной книги про наших ветеранов войны, спортсменов-легкоатлетов.

Вот у меня есть журнал «Мир искусства». Это дягилевский журнал, он в Нью-Йорк зарегистрирован. Я его правообладатель. У меня журнал «Екатеринодар». Он выходил, там Лихоносов печатался. Но чтобы возродить издание, им кто-то должен заняться. И писатели чем-то должны заниматься. Я переговорил с Андреем Зайцевым, общество «Знание». Там всё есть, любые лекции, пожалуйста. Хотите, чтоб лекцию организовали кому-то из писателей? Тоже нет проблем. Только надо, чтобы кто-то этим конкретно занялся.

У меня общий тираж 50 книг составляет более двух миллионов. 22 миллиона читателей. Я ни копейки не взял ни у бюджета, ни у спонсоров, ни у кого ещё. Издательства, там, АСТ сами выходят и предлагают издать. Но это уже совсем другая история. Это про бизнес, коммерческие, деловые отношения. А не про благотворительность. А Лара Королева? У неё сколько детективов? Восемь? И она тоже ни копейки ни у кого не взяла. Она раньше занималась журналистикой в криминальном отделе «Краснодарских известий», так что книги пишет со знанием дела, на своём личном опыте. И сейчас издательство само заинтересовано в сотрудничестве с ней: шикарную, красивую книгу издало – «Тайна трёх подруг».  

Возглавляет наш Союз писателей Миша Курчин. У него три книги, он пишет песни, которые исполнялись не только у нас, но и в других странах. Площадки, говорите, для встреч? Да нет проблем. Заходите ко мне, на Октябрьскую, у меня 200 кв. метров. По субботам в три часа собираемся. Уже в течение лет семи-восьми. Поделюсь помещением без каких-то проблем.

Сюда к нам Левченко, Лихоносов приходили. Сейчас Серёжа Бакалдин, сын писателя, говорит: «У меня целый кабинет с книгами. Куда бы их пристроить? Понимаете, дома они не нужны. Хорошо бы в музей. Хотели в краевой, но там говорят: «Он же ваш, краснодарский. Это не сложно сделать, но этим, опять же, предметно надо заниматься.

И я хочу в завершении процитировать Апулея. Это автор, по-моему, первых романов на латинском языке. Почему писателям нередко сложно согласиться друг с другом, тем более прийти к единому мнению? Читаем Апулея: «После пауков писатели вторые по доброжелательности к себе подобным». Этим всё сказано. А я приглашаю, приходите, всё есть, не проблема.

А ещё я вам покажу девочку. Нашу, краснодарскую. Она молодая, но успела стать народным поэтом Абхазии. Ей присвоили звание за книгу «Легенды Абхазии». Потом вышли её же «Крымские каникулы». Её стихи разошлись по всему интернету и растащены на цитаты. И на мелодии положены, песни поют. Уже авторство забыли. Я не зря же Апулея процитировал.

Что касается жалоб на недостаток финансирования в издании патриотической литературы. Ну, это кто как работает. Прикубанский Совет ветеранов одну книжку издал, а их коллеги из Карасунского округа – уже пять. И никто никаких денег не просил. А кто знает про легендарного генерала Люфи? Ему уже больше 90 лет, а сколько он книжек написал!

Когда-то мы, ища своего читателя, со своими книжками, рассказами и выступлениями просто приходили на книжный рынок. Рассказывали, беседовали, отвечали на вопросы, показывали и продавали. Всё в одном. Просто, на рынке. Без всякого пафоса, максимально близко к народу. И дело прекрасно пошло.

А в 90-е годы я был участником клуба детективов. В нём состояло много знаменитых личностей: братья Вайнеры, Шакуров и многие другие, пусть и второго эшелона (по известности), но тоже очень интересные люди. В феврале, не в сезон, ежегодно мы любили собираться в Геленджике. Было интересно: пустой курорт, пустой кинотеатр, никто не мешает, – какой простор для творчества! И народ пошел, потянулся к нам: пустой зал вдруг оказывался забитым. Сейчас всё можно возродить и создать новое, аналогичное. Или просто новое. Но нужна поддержка. Хотя поддержки сколько угодно. Никто не против, если вы будете выступать или осуществлять другие свои идеи. Ну пришел Терновский, принёс пять книжек. Все пять книжек издали.

Модератор: Наталья Алексеевна, а как, на Ваш взгляд, достаточно сегодня возможностей у творческой личности для самореализации?

Широбокова Наталья Алексеевна, детский писатель, прозаик, поэт, член правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России.

– В нашей организации более 50 человек. Нас кто-нибудь знает? Нас приглашают выступать в библиотеки. Я рассказываю о своём творчестве, о творчестве других авторов. Но о нас очень мало знают. Я вот думаю: почему бы нам не внести изменения в школьный курс «Кубановедения»? Ведь в нём сейчас только история, начиная с самых древнейших времен и до современности. А почему бы не включить культуру? В частности, литературу, творчество наших писателей, в том числе современных. Вот, говорят, в интернете всё можно найти. Но прежде чем начать искать этого автора, надо его знать. Хотя бы знать о его существовании. А ещё лучше – заинтересовать молодого человека его творчеством.

Павел Попов: К вопросу о помещении для писателей. Если у вас проблемы с ним, приходите ко мне хоть завтра, хоть послезавтра, я с вами лично схожу в Дом учёных и договорюсь. Вот уже два месяца другие писатели проводят там свои мероприятия. Абсолютно бесплатно. В целом проблем с площадками для проведения собраний или выступлений в городе нет. Их просто море. Любых размеров и на любой вкус.

Модератор: А как обстоят дела с представленностью наших писателей в библиотеках? Наверное, Вера Кимовна сможет нам что-то сказать.

Разживина Вера Кимовна, заместитель директора по проектной деятельности и связям с общественностью муниципального учреждения культуры МО г. Краснодар «Централизованная библиотечная система г. Краснодара».

– Мы – посредники между писателями и читателями. Мы закупаем книги, приглашаем поэтов и писателей на встречи с детьми, взрослыми. И просто приятно видеть, как рассказывала Любовь Кимовна,  как дети после встречи бегут, просят автограф. Некоторые авторы от такого живого общения выходят весьма растроганными. В школах мы нередко вместе с писателями выступаем совместно. Много хороших, профессиональных литераторов. Мы их всех знаем. Но с другой стороны, в последнее время появилось много самодеятельных объединений, представители которых прорываются на наши площадки, и зачастую там демонстрируют далеко не лучшие образцы поэтического творчества.

Они требуют от нас встречи с молодёжью, хотя их поэзия вызывает немало вопросов. О чём она вообще? Что пропагандирует? Естественно, мы пытаемся от них отгородиться, согласовать всё с Союзом писателей, чтобы приглашать проверенных людей.

С другой стороны, не могу не вспомнить, что уже два десятка лет в Краснодаре проводится городской поэтический конкурс «Крылатые качели». Люди на нём работают на энтузиазме, бесплатно, обучают детей технике стихосложения, проводят мастер-классы, обсуждают стихи. Прошедшие первичный отбор произведения попадают на конкурс. Их оценивает уже профессиональное жюри. И надо видеть лица этих ребят – победителей, лауреатов. Первый успех! Он всегда дорогого стоит, запоминается на всю жизнь. А потом издаются сборники стихов. Представьте себе: первое опубликованное произведение. Это тоже успех. Да ещё какой!

Всего более 2000 человек участвовало в конкурсе за время его проведения. Они представляли свыше 100 учебных заведений. Конечно, далеко не всем им суждено было стать профессиональными поэтами. Но опыт конкурса, общения с коллегами, опыт изложения своих мыслей на бумаге, опыт радости и, быть может, мига триумфа – бесценны. Эти люди остались нашими преданными читателями, их души и сердца теперь навсегда открыты для поэзии. А это дано далеко не всем.

И среди них, конечно, встречаются таланты. Подлинные бриллианты. Вот, смотрите, вышло более десятка коллективных сборников «Крылатые качели». Трижды наши лауреаты праздновали победу и во всероссийском масштабе – на конкурсе «Золотое пёрышко». Их произведения печатались как в Краснодаре, так и в Москве. Победительница самого первого городского конкурса Мурашова Людмила связала свою жизнь с тем детским увлечением. Она преподаёт на филологическом факультете КубГУ, по-прежнему пишет стихи, которые издаются в Краснодаре, Москве и даже в Англии. Другая победительница готовит уже четвертую книгу стихов, третья дважды выигрывала всероссийский конкурс и была признана «Открытием года».

Я рада, что наша библиотечная система тоже имеет отношение, пусть и небольшое, к поддержке талантов в нашем крае.

Модератор: А как принимается решение, книги каких авторов стоит закупать для библиотек, а каких – нет? Интересуют, в первую очередь, конечно, книги кубанских писателей. 

В. Разживина: У нас есть тематические планы издательств, так что мы заранее планируем, что закупать. Работаем непосредственно с авторами, узнаём, кто, что издал и стараемся получить всё. Два обязательных экземпляра наша некрасовская библиотека получает от всех книг, изданных в крае. Правда, только в Краснодаре и только муниципальных библиотек у нас насчитывается 38. А ведь есть ещё краевые, учебные.

А. Травников: А вы закупаете «популярную» ныне литературу?  

В. Разживина: Мы не закупаем книги типа «Воров в законе».

Модератор: А в библиотеках есть полки кубанских авторов?

В. Разживина: Есть, конечно.

Модератор: А в магазинах нет. А должны быть. Так же как и передачи на телевидении.

И. Васильев: А насчет площадок я думаю, что литераторам нужно активнее осваивать Парк Галицкого.

А. Травников: А с чего бы им это частный парк осваивать? Пусть идут в Парк Горького или в Парк Жукова. В чём проблема? Людей в Парке Галицкого ходит много? Так они ж не к вам пришли. А вы сделайте, чтобы шли к вам.

Модератор: Что касается популяризации творчества, то и у нас в крае немало хороших примеров. Вот Сочи. Красивый и старинный особняк, дом-музей. И все знают, что сегодня в шесть часов с балкона этого особняка будет читать свои стихи поэт такой-то. Поэтому зрители и слушатели уже ждут-поджидают… Народ приходит. И горожане, и отдыхающие. Они слушают, аплодируют, даже дарят подарки. И это уже стало частью города, частью атмосферы, частью традиции. 

Михеева Светлана Владимировна, заведующая кафедрой театрального искусства краснодарского государственного института культуры.

– Ежегодно все наши вступительные экзамены строятся на литературном материале. Поэтому для нас такое значение имеет литература, и, безусловно, мы постоянно говорим со студентами о литературном выборе. Но, к сожалению, современных кубанских писателей, поэтов,  драматургов ребята почти не знают. Бывает, когда к нам приезжают студенты из Абхазии, Армении и других, как раньше говорили, «национальных республик», они выбирают именно своих, местных авторов. Чем отличаются от наших, местных, кубанских студентов.

Как родитель, мама троих детей, я сегодня узнала много нового и полезного. Моя средняя дочь интересуется литературой, и очень важно постоянно поддерживать интерес. К сожалению, школа этого дать явно не в состоянии. Теперь я понимаю, к каким единомышленникам направить дочь, чтобы и впредь развивать её таланты. У себя на кафедре мы регулярно проводим среди студентов чтение стихов, но, согласна, проблема современной литературы в регионе и её популяризации существует.

Павел Попов: Город Краснодар – единственный в Краснодарском крае, в котором оказывается поддержка, в том числе материальная помощь, членам различных творческих союзов. С этого года её сделали в 20 тысяч рублей в год. Городская Дума увеличила сумму до 30 тысяч рублей. Существует и множество иных форм поддержки. В первую очередь, это гранты, конкурсы и т. д.

Конечно, можно говорить, что не хватает отдельного здания, не хватает финансирования и ещё много чего. Но нужно также понимать, что Краснодар – это бурно развивающийся город. Причем, заметьте, по многим признакам мы считали, что перепись покажет не то около 2 миллионов человек, не то даже 2,5 млн человек населения. Итог оказался обескураживающим – 1,1 млн. А всё почему? Потому что по-прежнему прописаны в Норильске или Салехарде. Где и платят налоги. А живут здесь. И вся социалка, весь транспорт, все прочие инфраструктурные расходы здесь. Они «висят» на городе, который часто не успевает за бурным темпом строительства и вынужден вкладывать всё больше и больше. Сейчас одновременно строится 36 социальных объектов. Никогда такого не было. Вот здесь приоритеты городской  политики.

Но и при такой напряжённой ситуации мы всё-таки продолжаем изыскивать средства и возможности. Возьмите новую 106 школу на Московской. Зайдите в библиотеку. Я никогда такой школьной библиотеки не видел! В целом город 250 миллионов выделяет на библиотеки, 6 миллионов – на закупку книг для них.

Да, Вера Кимовна, дайте нам справочку, какие книги на эти 6 миллионов были закуплены? Какие авторы, в каком количестве. Вообще, касается любой литературы, чтобы мы посмотрели и хотя бы имели представление, на что уходят деньги.

И в заключение. Мы всегда помогали творческим союзам. Если будут хоть какие-то проблемы в определении площадки для выступления писателей или поэтов, в поиске места для проведения совещания, конкурса или любого другого мероприятия – обращайтесь ко мне.

Модератор: Мы благодарны Общественной палате города Краснодара, что она поддержала эту тему, предоставила нам возможность обсудить её, после чего, уверена, эти проблемы будут вынесены на обсуждение широкой общественностью. Да, и ещё предложение: давайте сделаем вместе книгу по истории города Краснодара, людях, которые творили её.

Павел Попов: Согласен, давайте. Пусть будет, условно, «Золотая книга культуры».

Модератор: Завершая сегодняшнюю встречу, хочу подчеркнуть ещё один важный её итог: сегодня мы установили множество горизонтальных связей. Споры, дискуссии – это нормально. Без них ведь нет подлинного взаимодействия. Может быть, в результате нашей встречи, наконец, утратит свою остроту проблема с помещением для писателей, а может быть и примет старт целый ряд начинаний, новых проектов, которые скоро превратятся в новые книги.

 

Обсудить эту новость вы можете в наших соцсетях: 

https://vk.com/ngkub
https://t.me/ngkub