А пока есть идея создавать концерты оперы и оперетты в чистом виде.
1897
В Краснодаре с давних пор любимым жанром была оперетта. Еще живы те зрители, что в послевоенные годы отогревали свои детские сердца в маленьком зальчике театра. Они видели много горя, но все забывали, заслышав стремительную музыку Кальмана или совершенные мотивы Штрауса. Сегодня, когда залы стали большими, а костюмы дорогими, оперетта уже не та. Забываются ее тайны, уходят артисты, знающие, как очаровать публику. Но есть такие места, где еще есть тот стиль, та энергетика, те брызги шампанского, что дают зрителю ощущение какой-то цельности и полноты бытия.
Театр ветеранов сцены собрал в своих стенах тех, кто служит оперетте, как верный солдат. Чтобы поправить настроение и вернуть хорошее расположение духа, я время от времени отправляюсь туда. Здесь поют заслуженный артист России Владимир Генин, Александр Гагава и, конечно, Наталья Кушнова. Слушая ее, думаешь, какой же это ветеран. Перед нами молодая женщина с прекрасным колоратурным сопрано, которой самое место на большой сцене. Но она когда-то добровольно сделала свой выбор в пользу именно этого театра. Жаль только, многие зрители не знают подчас, где отыскать эту так полюбившуюся когда-то актрису ипевицу. Театр ветеранов сцены имеет публику самую что ни на есть избранную.
Но когда-то в течение одиннадцати лет блистала актриса на подмостках краснодарского музыкального театра. И какие были роли! Потом было замужество, рождение ребенка, второй дочери, смена фамилии (теперь ее официальная фамилия Базлова, но сценический псевдоним тот же – многие слишком хорошо запомнили Наталью Михайловну как Кушнову), и понимание того, что совместить все и сразу невозможно. Она делает выбор в пользу семьи, понимая, что в свободном плавании она сможет лучше решить материальные проблемы. Правда, уход не был долгим: шаг – и вот она уже встречается с замечательным человеком Дмитрием Павловичем Вайлем, первым директором театра ветеранов сцены, личностью в театральном мире Краснодара легендарной. Впервые они встретились еще в начале ее артистической карьеры в Нальчике. И вот теперь она так же легко, как в оперетте, меняет судьбу, переходя из одного состояния в другое.
Но кем все же была для Краснодара Наташа Кушнова. И чем был для нее Краснодар. Здесь она родилась. В семье пела только тетя. Родители были далеки от искусства. Но им тогда, как мне, кажется, был пропитан тогда весь город. В начале 70-х вслед за легендарными Владимиром Гениным, Евгенией Белоусовой, Нелли Роман, Кларой Крахмалевой появляется плеяда молодых артистов театра оперетты. Казалось, таких "звезд" перепеть невозможно, но жизнь театра не позволяет останавливаться на достигнутом. Нужно было обновление, и оно пришло в лице Юрия Дрожняка, Владимира Круглова, Людмилы Чайкиной. Для такого вдруг стремительно выросшего уровня всегда есть какая-то причина. В те годы театром управляла выдающийся режиссер оперетты Тамара Гагава. Она и собрала такую труппу, в которой каждый нашел свое и только свое причитающееся ему место. Тогда родился уникальный ансамбль, способный решать сложнейшие задачи. Жанр оперетты снова процветал, а краснодарская оперетта числилась в числе лучших театров страны в своем жанре.
Заслуженная артистка России Людмила Чайкина, блестящая героиня двух десятилетий, стала для юной девочки, мечтавшей о сцене, путеводной звездой. И трудно было тогда не восхититься ее чарующим голосом и какой - то неземной красотой. Сегодня сказали бы – "Голливуд отдыхает". Людмила Чайкина ушла со сцены где-то в начале 90-х, добровольно приняв решение, бросив по-королевски: "Хочу, чтобы все меня запомнили Люсей". Это был поступок. Но вот достаточно ли хорошо помнят? С того дня, как она покинула сцену, я не припомню ни одной статьи об этой удивительной актрисе и певице. Да и человек она была цельный, замечательный. Как будто ничего не было. Оказывается, в Краснодаре очень хорошо умеют забывать хорошее, талантливое, красивое, наконец.
А ведь остались не только поклонники, но и последователи. Талантливая девочка Наташа поступила вслед за Чайкиной в музыкально-педагогическое училище, где она несколько лет ходила мимо фотографии своей героини. Закончив его с красным дипломом, Наташа поехала по тому же маршруту, что и Чайкина, – в Саратовскую государственную консерваторию. Поступление состоялась. Первая пятерка, полученная по профессии, дала ей шанс учиться в престижном вузе. Здесь были любимые педагоги, немалые усилия в искусстве оперного пения. Здесь она впервые вышла на профессиональную сцену. В оперном театре ей довелось сначала исполнить партию Розины в "Севильском цирюльнике" Россини, затем Иоланты Петра Чайковского. К роли Розины она еще вернется. Это случится, когда Краснодар возьмется, наконец, за освоение оперного жанра. И это будет блестящая победа.
Но тогда, в конце 80-х, по окончании вуза Наташу ждали совсем другие города. Сначала был Нальчик, затем Барнаул. В государственном театре Музыкальной комедии Алтая она за пять лет получит свой самый лучший и главный опыт. Она будет и субреткой и лирической героиней, она продвинется к высотам жанра, который потребует и легкости, и подвижности, и пластичности. Ее музыкальные качества вызреют, придет уверенность, артистизм, без которых в легком жанре делать нечего. Но Алтай не родина. Душа потянется назад, к маме в Краснодар. Все дальнейшее снова будет легким, ненатужным. И хотя театр был на тот момент переполнен женскими голосами, ее взяли. На просмотре подыгрывал Сергей Калинский, ныне успешный актер театра драмы. Они с блеском исполнят знаменитый дуэт Фалька и Адели из оперетты Штрауса "Летучая мышь". Поддержит ее кандидатуру и ныне народный артист России Юрий Дрожняк.
Их будет порядка 30, разных ролей, в разных стилях и жанрах. Марк Самойлов, известный композитор, предложит театру свою оперетту "Любовь моя – эскадрилья", и, увидев на премьере в роли Маши Наталью Кушнову, признает ее лучшей исполнительницей этой роли в стране. Я почему-то запомнила очень ярко и отчетливо свою первую встречу с этой актрисой, с этим голосом. Это был Соловей "В стойком оловянном солдатике". Я как-то не припомню, чтобы этот персонаж Андерсена имел столь точное воплощение на сцене. Соловей – это, прежде всего, голос. Он определяет характер и судьбу. Здесь это присутствовало в полной мере. Колоратурное сопрано приподнимало, возвышало нас и всю ситуацию над суетой, определяя романтический настрой в полный накал. Не помню сегодня, был ли тот спектакль шедевром, но роль накрепко отпечаталась в памяти, как одно из ярчайших событий. Затем будет ее шаловливая Дениза из оперетты "Мадемуазель Нитуш" Эрве, двусмысленно – легкомысленная Розина из оперы "Севильский цирюльник". Здесь произойдет важная встреча с легендарным дирижером Большого театра Фуатом Мансуровым. С ним же певица создаст своих Микаэлу и Фраскиту в опере Бизе "Кармен", будет долго работать над партией Виолетты в Фиалке Монмартра Имре Кальмана. Роль эту потом сыграет уже другая актриса, на опыт не уйдет никуда. И сегодня шаловливая, искрометная ария "Карамболина, Карамболетта" – одна из самых любимых в репертуаре Натальи.
Были и еще события, о которых она очень любит вспоминать. Одно из таких – второй Всероссийский конкурс артистов оперетты и мюзиклов, проходивший на рубеже веков в Краснодаре. Здесь она стала дипломантом, обойдя в упорной творческой борьбе не только коллег по театру, но и гостей из других театров, в том числе и столичных. Воспоминания, воспоминания… Нет им числа. Но только ли до них у нее сейчас дело. Есть сегодняшняя творческая жизнь, такая милая и дорогая сердцу. Есть любимый кумир молодости, Владимир Бониславович Генин. Герой Героич – так она его тогда называла. Он действительно статен, породист, держит форму, несет высокий стиль. На его концерты стремятся поклонники, а петь он может перед любой аудиторией. Это великое послевоенное воспитание. Но есть моменты, особенно дорогие сердцу. Когда-то давно он пел со своей женой Тамарой Гениной дуэт из оперетты Заславского "Искатели сокровищ". После ее ухода из жизни он спрятал ноты и отказывался петь с кем-то другим. Но шло время, и вот наступил момент, когда он сказал Наташе: "Давай!" И дуэт снова, спустя годы, снова зазвучал.
Вместе они поют и знаменитый дуэт Сильвы и Эдвина "Помнишь ли ты?" из оперетты Кальмана. И как мне говорила Наташа, он всегда поет это, как в последний раз. "Выходит так эмоционально, – говорит певица, – что называется, навзрыд. Мне очень близка эта манера. У меня такой принцип: лучше переиграть, чем недоиграть. Это свойство жанра. Он должен быть раскрепощен. Все же не драма. Как говорят мастера, все немножко с шампанским".
В ней самой не только на сцене, но и в жизни есть этот шарм и веселость жанра. В нем не работают, не трудятся, а живут. А как это будет дальше – покажет время. Планов много разных и интересных. Сегодня есть идея создавать концерты оперы и оперетты в чистом виде. Думается, это будет успех. И не потому только, что в Краснодаре традиционно любят этот жанр. А будет это еще и потому, что в актерах – певцах не угасла жажда творчества. Позади бури, социальное неустроенное бытие. Многие, а может, и все приходят сюда только по одной причине – за творчеством. А когда игра ведется по-честному – зал это чувствует. А в начале следующего сезона театр готовится отметить свой 20 юбилей. Готовится новый репертуар, шьются костюмы. Актеры в приятном предвкушении встречи со зрителем. Я ни секунды не сомневаюсь, что и зритель ждет этой встречи тоже. И полна сил и желания творить одна из самых молодых актрис театра – Наталья Кушнова, которой, по ее словам, здесь разрешают петь все, что она захочет.
Елена Петрова
Театровед
Фото Татьяны Зубковой