О художнике Константине Матцеве
1652
В преддверии 130-летия кубанского живописца и графика Константина Яковлевича Матцева (1892-1966) в галерее искусств «Кубань в лицах» состоялась презентация монографического исследования кандидата исторических наук Натальи Щурик о его жизни и творчестве.
Совсем недавно имя Матцева можно было встретить только в путеводителях по Краснодарскому краевому художественному музею советского времени и в списке лиц, стоявших у истоков образования Краснодарской организации Союза Советских художников. При этом художник был одним из самых активных участников становления советского художественного образования и изобразительного искусства на Кубани в предвоенные и первые послевоенные годы.
Об издании и художнике высказались те, кто принял участие в подготовке данного издания.
Н. Л. Щурик, автор, руководитель культурно-просветительского проекта «Кубань в лицах»:
Данному изданию предшествовала большая научная работа. Отмечу особую роль заместителя директора Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского Ольги Александровны Рябчиковой, которая первой заинтересовалась этим художником и открыла масштаб его художественного дарования для кубанских исследователей. Ведь в Воронеже хранится лучшая коллекция его дореволюционных произведений.
Накопив интересный материал, с коллегой, главным специалистом Крайгосархива Сергеем Владимировичем Самовтором, мы выступили с научными статьями о творчестве К. Я. Матцева на различных площадках, в том числе на конференциях, организованных Государственным Эрмитажем, посвященным Великой Отечественной войне.
В годы войны К. Я. Матцев был и. о. председателя нашей организации Союза Художников. О чём его коллеги-художники умалчивали, а следующие поколения уже об этом не знали. В первые дни после освобождения Краснодара в феврале 1943 года именно Константин Яковлевич ещё до возвращения коллекций краевого художественного музея и его руководства из эвакуации взял на себя все тяготы по восстановлению учреждения. Всё это было чрезвычайно трудно в разрушенном городе с обессиленным оккупацией населением.
В 1948 году он был исключен из рядов организации под предлогом, что получил заказ на художественное оформление детской книги, минуя Союз Художников. В действительности, коллег-коммунистов раздражало его участие в послевоенном восстановлении росписей Свято-Екатерининского собора в качестве руководителя бригады. В книге опубликовано много материалов, которые доселе не были известны.
А. В. Бондаренко, директор Краснодарского художественного училища:
Мы рады, что документы предвоенных лет из архива училища помогли восстановить биографию этого замечательного художника. Он был директором нашего учебного заведения в самое трудное время. Началась война. Матцев пытался обеспечить оставшихся без работы преподавателей хоть какой-то работой. Надо было прятать от подступавших к городу немцев оборудование, архив, фонды и прочее, ведь город вскоре был оккупирован. Константин Яковлевич был последним директором училища, располагавшегося в здании на ул. Гимназической (в так называемом Доме Аведова). После освобождения Краснодара его заняли связисты, а училище ещё долго скиталось по разным адресам.
И. В. Озерский, директор Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко.
В коллекции нашего музея находятся девять произведений Константина Яковлевича Матцева, среди них есть восемь графических листов и одна живописная работа, почти все они относятся к советскому периоду творчества и созданы в 1930-1940-е годы. В эти же годы они были закуплены музеем у автора.
Одно произведение, опубликованное в данном издании («Городок»), было приобретено ещё Фёдором Акимовичем Коваленко. Имя К. Я. Матцева представляет для нас большое значение. Он относится к той плеяде художников, которые пережили в Краснодаре оккупацию, стояли у истоков профессионального изобразительного искусства Краснодарского края и были первыми членами Союза советских художников, организованного на Кубани в 1938 году.
Александр Шпак, внук художника:
Мы, потомки Константина Яковлевича, благодарны всем, кто участвовал в издании. Особая благодарность выражается «Новой газете Кубани», которая не раз писала о художнике, а также двум новороссийским врачам, оказавшим помощь в печати книги – это истинные патриоты города-героя – Юрий Иванович Ходорченко и Евгений Анатольевич Панов, известные в Новороссийске своим активным участием в поисковом движении. Замечательно, что после долгих лет забвения имя моего деда было возвращено в культуру края. Только через сорок лет, после кончины К. Я. Матцева, подаренные им городу работы, находящиеся в фондах Новороссийского исторического музея-заповедника с 1978 года, наконец, увидел зритель. Очень хочется, чтобы с ними познакомились и в Краснодаре – городе, с которым так много было связано в его судьбе. Мы, наследники, мечтаем объединить усилия трёх музеев края, в чьих коллекциях есть работы деда, с частными коллекционерами для организации большой памятной выставки. Ведь Константину Яковлевичу выпала судьба быть представителем разных эпох – Серебряного века и советской. Их черты можно проследить в его большом творческом наследии. Думаю, такая выставка могла быть интересной не только с искусствоведческой, но и с исторической точки зрения. Ведь то, что он оставил о войне и послевоенном времени – это подлинно документальный материал.
Н. И. Павлова, член ВТОО «Союз Художников России», уроженка и жительница Новороссийска, почетный член ККОО «Плацдарм»:
К.Я. Матцев – замечательный художник, о котором я, к сожалению, ничего не слышала от старших коллег. В нашем городе он жил на красивой улочке, которая поднимается в гору, которую я не раз писала, когда мастер был ещё жив. Писала с натуры в 1960-е годы под стеной его дома. Прикосновение художника к живой действительности военных и трудных послевоенных лет,
ставшей теперь важной частью героической истории Новороссийска, не может оставить равнодушным.
В. Ф. Бугай, член ВТОО «Союз Художников России»:
Только художник может по-настоящему оценить тот гражданский подвиг, который совершил Константин Яковлевич. Он, шаг за шагом, сидя посреди разбомбленного города, писал его руины. Это десятки маленьких натурных этюдов и графических листов. Думал ли он о вознаграждении? Конечно, нет. Он писал то, что отзывалось болью в сердце у тех людей, кто помнил довоенный город. Когда он дарил эти работы городу Новороссийску, думаю, всё же надеялся, что они будут нужны тем поколениям, которые не знали войны. Властям обязательно надо помочь с устройством его выставки и в Краснодаре, и в Новороссийске. Это нужно сегодняшней молодёжи. Справедлива мудрость: «Лучше один раз увидеть…» Его работы – уникальны с точки зрения достоверности.
Наталья Щурик:
Встречаясь с общественностью Новороссийска, я часто слышу о том, что было бы справедливо установить мемориальную доску в честь Матцева, человека, который в своих произведениях сохранил память об истории города в самые трагичные его дни, который жил и работал в нём, бескорыстно подарил значительную коллекцию своих работ. Из документа Крайгосархива известно, что с 1 по 30 мая 1945 года в помещении новороссийского Дворца пионеров (ныне здание на ул. Советов, 40) К. Я. Матцевым была организована выставка 29 художников, которую посетили почти 1000 человек. Можно лишь догадываться, какие трудности приходилось преодолевать для устройства такой экспозиции в городе, который с трудом залечивал раны войны. Может, именно там уместно было бы поместить памятную табличку о художнике?
В книге опубликованы ранние произведения художника и из коллекции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского. По окончании полного курса обучения в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова под руководством выдающихся русских художников И.С. Горюшкина-Сорокопудова и Н. Ф. Петрова, художник вынужден был отказаться от мечты продолжить обучение в Императорской Академии художеств, хотя был рекомендован руководством училища. Началась Первая Мировая война. Молодой художник уехал в Воронеж и устроился преподавателем в местную гимназию.
Значительная часть произведений была подарена их автором Новороссийскому историческому музею-заповеднику. Это самая большая государственная коллекция его произведений.
Ещё в 1945 году Матцев был назначен руководителем бригады художников по работе в Новороссийске. Она заключалась в фиксации разрушений города и его восстановления. Здесь был создан живописный триптих «Бои за Новороссийск». В хорошо знакомый и полюбившийся художнику Новороссийск стал его последним пристанищем. В Городе-герое он провёл последние годы жизни и похоронен в нём. «Наш общий долг – сохранить и увековечить память об этом замечательном человеке – истинном патриоте Кубани», – высказала пожелание Наталья Щурик.