С 27 декабря 2021 г. по 30 января 2022 в «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит персональная выставка живописи сочинского художника Александра Отрошко
2330
В экспозицию вошло 40 работ: пейзажи, натюрморты, евангельские и библейские композиции, созданные с 2006 по 2021 год. Выставка посвящается Новому году, Рождеству и прекрасным российским временам года – от зимы до зимы.
Александр Отрошко родился 14 октября 1955 года в станице Калниболотской Краснодарского края. Окончил Краснодарское художественное училище в 1980 г. Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации ЮНЕСКО с 2000 г. Член ВТОО «Союз Художников России» с 2005 года. Принимает участие в международных, всероссийских, краевых и групповых выставках. Работы находятся в Сочинском художественном музее, Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, частных собраниях России, Германии, Франции, Китая, Турции, США.
Сочинский художник Александр Отрошко – из тех авторов, о которых говорят: «гений места». Его искусство евразийское, черноморское, связанное корнями с южно-российской природой и интернациональной культурой местных жителей. С другой стороны, он - европейский мастер, вышедший из недр Серебряного века, пленэрист и виртуоз кисточки. В юности его питали творчество Николая Фешина, Константина Коровина, Михаила Врубеля, французских импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов. Ему близки наши современники: санкт-петербургский художник Юрий Калюта, краснодарцы Михаил Архангельский, Валентин Черный из Крымска, ярославская школа живописи.
Его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается академическая основа, импрессионистические и постимпрессионистические элементы и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему, где основным является соединение свежих натурных впечатлений с условной режиссурой. Процесс важнее результата, поэтому работы иной раз выглядят не вполне законченными, этюдными.
Отрошко уводит нас от бытовой действительности в область мечты. Натура художнику необходима, но все же он преображает видимый мир. Он создает образ не реального Сочи, а сказочного города, подобного романтическому Зурбагану Александра Грина.
Энергетика работ Отрошко синхронна с ритмами бытия и сознания интернационального сочинского анклава. Пограничное положение окна в Азию диктует и стихийный ориентализм, и любовь к своему городу, растянувшемуся вдоль черноморского побережья на сто с лишним километров. Нет, наверное, ни одного из мест в районе Большого Сочи, где не побывал бы Александр на своем верном «мустанге» с этюдником, холстами, красками и кистями. Одно из любимых мест – это чайные плантации самого северного в мире Краснодарского чая. Сочи для пейзажиста Александра Отрошко - то же, что Арль для Ван Гога, Таити для Гогена, Живерни для Клода Моне. Этому городу посвящены сотни картин («Зимний день на Красной поляне» (2020), «Зима в Сочи (2020), «Разливы на Мзымте» (2020), «В поселке Солох-аул. Сочи» (2008).) Особенно фантастичны сочинские осенне-зимние пейзажи, когда мокрый снег налипает на деревья поспевшей хурмы и ярко – оранжевые плоды наклоняются под тяжестью белого снега («Осень на Кавказе. Село Веселое» (2020).
Живопись у Отрошко южная, отчасти французская, гурманская. «Съедобна» каждая точка на его холсте. Художник добивается, чтобы плоскость картин была подобна джазовым импровизациям, создающим динамическую картину мира.
Фактурные изыски создают предельный коэффициент декоративности. Взмахи кисти рождают пастозные красочные аккорды основных цветов: красный, синий, желтый… Он любит плоть и цвет вещи. Что-то скульптурное есть в материальной лепке его мазков. Корабли, лодки, море, лес, горы, цветущие магнолии, городская и сельская архитектура, полуобнаженные дамы, похожие на полураскрытые бутоны – все это смешивается в стилизованную декоративную картину.
Будучи истинным южанином, он впитывает в себя все запахи и ароматы российских субтропиков и создает своего рода причерноморский рай, в котором царствует культ гедонизма и безмятежности. Чувственная радость бытия создается богатством фактурно нанесенных красок, ярким сложным сочетанием чистых цветов.
В отличие от французских постимпрессионистов Отрошко сохраняет принципы русской пленэрной живописи, в которой даже в этюдах присутствует академический подход. Развитие художника идет в сторону раскрепощения цвета, но при этом, задачи, которые он ставит перед собой, не только формальные, но и содержательные. В основе философии Отрошко – обожествление Природы как первопричины всего сущего. Он трансформирует форму ради создания пантеистической красочной стихии. Здесь мы словно слышим гул космических ветров, шум черноморских приливов, чувствуем энергию солнца.
Художник работает в жанрах пейзажа, натюрморта, марины, библейской и евангельской композиции, ню. Все серии картин можно разделить по темам: «Женщины и цветы», «Цветы и море», «Хурма», «Феи», «Ярославские пейзажи», «Осень в Темрюке», «Карнавал», «На Утрише», «Академическая дача», «Кубань», «Красная поляна», «Крым». И везде присутствует вечно живая природа, наполненная бесконечным движением. На выставке значительная часть работ – это зимние пейзажи юга и севера.
Городские пейзажи занимают главное место в творчестве художника, который понимает их как место встречи природы и культуры. Они полны витальных метафор, в которых угадываются и атмосферные явления, и особенности архитектуры того или иного места. Повседневная жизнь жителей Сочи и его окрестностей, Анапы, Крыма, Ярославля, Вышнего Волочка, Новороссийска, Красноярска и других населенных пунктов преображается по традициям карнавальной культуры.
Отрошко – человек – праздник. Он пишет не то, что видит, а то, что хочет видеть. А интересует его только глубинное - человеческое и природное. Отсюда созерцательное отношение к миру, почти античный, древнегреческий гедонизм. Его море, корабли, люди, цветы, южные и неюжные ландшафты пребывают в другом, параллельном, мире, более идеальном, чем наш, земной. Человек здесь не существует сам по себе, он часть Природы - пейзажа и натюрморта. Прекрасные дамы словно вырастают из цветочных букетов. Корабли бесшумно скользят по бушующим волнам. Море здесь живое, составляющее с кораблями единое целое («Море и чайки. Новороссийск»). Шторм – это только предлог, чтобы из союза воды и воздуха возникло месиво цвета, материализовалась природная стихия и стала фактом культурного и человеческого измерения («Морской прибой» (2019). Волны, корабли, горы превращаются в реальную стихию света и цвета, в котором мы видим экстатическое переживание целостности бытия.
Александр без грусти пишет и покосившиеся домики в горах Северного Кавказа, и старые бревенчатые избы Средней Полосы России «Ярославская зима».2009) и занесенные снегом сибирские поселки. Он услаждает наш взор упоительными зрелищами природных и городских ландшафтов, но те, кто ждут от художника мимесиса, ошибаются. Спонтанность, незавершенность в рисунке, колористическая феерия, умение создавать праздничное настроение достигаются не только фактурными декоративными поисками, но и неравновесной композицией цветовых пятен и ритмов.
«Зимний день на реке Ея» (2020) – это своеобразная ностальгия по малой родине, станице Калниболотской – месту рождения, детству и юности. Здесь художник отказывается от своей безудержной экспрессии, приглушает краски, передавая свое тихое созерцательное отношение к натуре. По состоянию тихой грусти, редкой в его творчестве, «Зимнему дню…» близка работа
«Сибирский зимний день» (2014). И в ней он рассказывает о своей любви к сельской России, где еще по заснеженным дорогам ездят повозки, в которых запрягают лошадей, где сохранились русские печи, дающие тепло. В этих пейзажах в большей степени видны традиции русского импрессионизма, в котором преобладает лирическая картина мира.
Символические композиции «В золотых лучах. Святая Троица» (2017) и «Сошествие Святого духа на апостолов» (2017) посвящены Рождеству. Это не иконы, но иконографические программы присутствуют в композиции, колорите, элементах обратной перспективы. Передний и задний план в реальном пространстве заменяется символикой христианского миропонимания, предполагающего образное воплощение души, движущейся вверх и вниз по вертикали.
Если следовать теории Василия Кандинского о цветовых и тональных эквивалентах между живописью и музыкой, ясно, что законы синестезии работают в творчестве сочинского мастера в полной мере. Подобно великому русскому реформатору искусства, Отрошко ищет соответствия между живописью и музыкой. Цвет у него – не символический, сакральный, он связан с натурными переживаниями, но не подчинен форме, а наоборот. Как утверждал Кандинский, несоответствие формы и цвета вовсе не является недопустимым, оно таит в себе множество новых возможностей.
Александр Отрошко – художник двойственный. Он зовет нас погрузиться в потоки чистых эмоциональных энергий, веселых игр, случайных находок и счастливой эйфории, но за всем этим присутствуют земля, горы, море, южные и северные города и деревни, храмы, цветы, юные женщины, похожие на бабочек – земная жизнь, увиденная с высоты полета ангела.