Культура:

Вспоминая великого святого

24.11.2022

Сегодня, 24 ноября, православная церковь отмечает День памяти византийского святого Феодора Студита

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

365

…Развалины Его монастыря в Стамбуле сохранились до сих пор. Правда, ничто уже не напоминает о былом величии. Местным властям он не нужен (по понятным причинам). Православным он тоже не нужен (по непонятным причинам). Так и стоят поросшие ковылем и полынью, укрытые рекой людского забвения руины одного из величайших центров христианского мира, которому человечество обязано так многим.  

Ну а мы, пользуясь случаем, попробуем воскресить в памяти правду о Феодоре Студите и его монастыре.

Да, да он старше великого Монте Кассино и святого Бенедикта! Самый знаменитый монастырь Византии. Основан ещё в 462 г. во имя св. Иоанна Крестителя, чьи мощи хранились в нём вплоть до злосчастного четвертого крестового похода и разграбления крестоносцами Константинополя. Назван по имени своего основателя, патриция и консула Флавия Студия, который прибыл из Рима в 454 г.

Это был образовательный, богословский, культурный и, как сейчас бы мы сказали, научный центр. С прекрасной библиотекой и множеством чудес. Например, настоящим водопроводом. Во времена, когда ещё и Руси-то не было.

Монастырь пользовался особым вниманием императоров. Там воспитывались их дети, а некоторые и оставались жить в нём. Таких императоров только в XI веке было четверо. Трое монахов в разное время становились главами православного мира. Это были патриархи константинопольские.

Здесь же коронованные особы нередко находили последнее упокоение. И не только византийские. Прямо у ворот стояла мраморная гробница… Баязида, турецкого принца, сына султана. Он был заложником, но воспитывался вместе с детьми императора, и так полюбил все византийское, что захотел принять крещение. Император Мануил II пришел в ужас от такой перспективы (что подумают турки?). Но когда принц тяжело заболел, то перед смертью ему не отказали в последней просьбе, и император стал его крестным отцом.

Практически с самого основания в монастыре поселилась община акимитов – «неусыпных». И с тех пор богослужение в нём не прерывалось ни на минуту. Сотни лет, круглые сутки, несмотря на войны, эпидемии, голод, смерть, несмотря ни на что. Менялись лишь молящиеся.

Монахи молились не только за себя, но и за всех окружающих. Ведь подавляющее большинство людей желало спасти свою душу, но не имело достаточных сил для этого. И перепоручало эту задачу монахам. Они «возвращали в любви» к ближнему, то, что получали в созерцании. Спасая души, как бы вымаливали у Бога милость и распределяли её между всеми. Неудивительно, что на протяжении веков монахи этого монастыря были нравственной элитой в глазах всех остальных слоев населения.

Они пользовались большим уважением и у русских паломников. Здесь всегда жило много русских монахов. Особенно из Троице-Сергиевой лавры. А Устав, разработанный в IX веке Феодором Студитом, позже был принят во всех монастырях Руси. В середине XIX в. писатель А. Н. Муравьев, посетивший Печерский монастырь, отмечал: «…отселе почерпнул преподобный Феодосий монашеский устав, распространившийся на всю Россию».

Всё в том же IX веке в монастыре произошло тихое и незаметное событие, имевшее всемирно-историческое значение. По просьбе патриарха Фотия монах по прозвищу Каллиграф сделал копии всех диалогов Платона. Так сохранились тексты этого величайшего мыслителя. Что они означали для мировой мысли, пояснил английский философ ХХ века Уайтхед: «Вся дальнейшая философия – лишь комментарий к Платону». Чтобы оценить масштаб событий. Одно из следствий и «комментариев», – Ренессанс! Европа познакомилась с Платоном в середине XV века, когда монахи тайком вывезли из монастыря драгоценные книги, спасаясь от турок. После этого в Европе начался настоящий «греческий бум», а вслед за ним – новая эпоха, известная нам как Возрождение.

А во времена иконоборчества здесь была сохранена школа иконописи. Все иконы в наших церквях – оттуда. Ибо там был сохранен канон, не дали исчезнуть традиции. Горстка монахов стала в глазах простого народа настоящими героями, бросив вызов официозу и государственной машине. Они понесли огромные потери, но не предали истинную веру. 

И наконец, представим себе, как выглядела молитва в те далёкие времена. Нет, она не была тихим, молчаливым, интимным общением с Богом. Студийские монахи молились во весь голос, песнопением, нередко взвиваясь яростным воинственным хоралом. Так что в монастыре всегда было шумно, всегда шел непримиримый бой с нечистой силой. Светское население – от королей, императоров до простых граждан – знали, что здесь идёт нескончаемое сражение за спасение их душ.  

А ещё 24 ноября отмечается народный праздник. Связанный с религиозным. Правда, в народе считали, что прозвище святого происходит от глагола «студит». То есть, «студеный». Поэтому второй вариант названия даты – Федор Мороз.

Что можно делать 24 ноября по народным приметам.

Считалось, что день Феодора Студита лучше провести дома у печки. Во-первых, чтобы не простыть и не заболеть из-за холодной и ветреной погоды. Во-вторых, из-за того, что этот день считали опасным, несчастливым. Существовало поверье о том, что 24 ноября неупокоенные души умерших могут ходить по земле в поисках своих родных. Встреча с ними для людей не предвещает ничего хорошего, покойники запросто могут утянуть к себе, в свое царство.

Девушки, мечтающие выйти замуж, в ночь на Феодора Студита гадали на женихов. Для того, чтобы во сне привиделся будущий муж, надо было на ночь съесть соленый огурец, а, укладываясь в постель, прошептать: «Суженый-ряженый, принеси воды напиться». После этого видели суженого во сне.

Что нельзя делать 24 ноября по народным приметам:

– Оставлять дома мусор, сор на полу, пыль. В доме в этот день должен быть идеальный порядок.

– Много разговаривать. В этот день старались больше молчать, чем говорить, чтобы не «наговорить» себе трудностей в жизни.

– Лениться. Хоть и старались наши предки в этот день не показывать носа из дома, но без дела не сидели. По поверью, бездельников в этот день судьба накажет безденежьем в течение года.