По предложению администрации Геленджика в летнее время профессиональные художники города-курорта в выставочном зале местного историко-краеведческого музея будут знакомить гостей со своими произведениями
1630
Четыре первые персональные экспозиции, в том числе и художников Александра и Артема Марфиных, положили начало этой замечательной инициативе.
Глава семьи Марфиных, Александр Васильевич, давно и хорошо известен в нашем крае как выдающийся художник-керамист, график и монументалист, активный член ВТОО «Союз художников России». Не так давно он был избран председателем правления геленджикского отделения Творческого Союза Художников России.
Поэтому к его персональной выставке под названием «Феерия», открывшейся в городском выставочном зале местного историко-краеведческого музея, появился неподдельный интерес со стороны коллег, горожан и гостей города-курорта.
Выставка посвящена 70-летию со дня рождения автора и демонстрирует результат его творческих поисков в области акварельной живописи. На ней художник представил только новые большеформатные акварели. В прежние годы персональные выставки геленджикских художников время от времени можно было увидеть в Краснодаре. Сейчас, увы, это большая редкость.
Торжество природы объединило все произведения на выставке А. В. Марфина. Внимательный зритель рядом с южным многоцветьем трав увидит и иные по характеру и колориту пейзажи – с тихими деревеньками и хуторами.
Это – наследие, живущее в душе мастера, с которым он приехал на юг России из далекой Сибири. А. В. Марфин родился 11 июля 1951 года в городе Бийске Алтайского края. В Иркутске он учился на отделении керамики художественного училища (1968-1972). Настоящая творческая жизнь продолжилась в Новокузнецке, где он прожил 30 лет, а с 1993 года возглавлял в этом городе отделение Союза Художников России.
Одной из первых поездок на юг стало его участие в 1990 году в потоке художников на творческой даче в Горячем Ключе. Много этюдов и зарисовок с того памятного путешествия привёз Александр Васильевич. А первая встреча с Чёрным морем, повлиявшая на будущий переезд семьи Марфиных в Краснодарский край, состоялась в том же году в Джубге.
С 1996 года художник с семьёй постоянно живёт и работает в Геленджике. Множество монументальных произведений, выполненных в керамике, украшают этот замечательный южный город: (пансионат «Голубая волна» и другие общественные интерьеры города). Первое появление произведений Александра Васильевича на краевом конкурсе на лучшее произведение в области изобразительного искусства (Биеннале-1999) было отмечено I премией в номинации «Декоративно-прикладное искусство». А за ним пришло признание таланта среди коллег и избрание в правление Краснодарской организации СХ. За годы творчества А. В. Марфин награждался дипломами различных международных, всероссийских и региональных выставок и конкурсов, Российской Академии Художеств, золотой медалью Творческого Союза Художников России, Благодарностью ЗСК. Его произведения находятся в художественных музеях Красноярска, Новокузнецка, Краснодара, в историко-краеведческом музее Геленджика. За время работы на юге художник нашёл много тем для творчества, связанных с нашим краем, освоил новые техники и в живописи, и в художественной керамике.
Но, как бы ни менялся художник, главной чертой его творчества всегда остаётся глубина проникновения в тему произведения. Не только несомненный талант помогает созданию завораживающих акварелей и умиротворяющих керамических панно, но и умение внимательно наблюдать за природой. Он не разучился по-детски восторгаться всем её изменениям: от едва уловимой вегетации растений на границе зимы и весны до нарядного летнего пышного цветения и осеннего тихого листопада. Эти наблюдения художник переносит в свои произведения, наделяя их уже философской глубиной мудреца.
Всему этому, конечно же, способствует и размеренная семейная жизнь семьи Марфиных, окутанная любовью друг другу. Её ощущает каждый, кто входит в их красивый, напоминающий музей, дом. В нём повсюду аккуратно и со вкусом развешаны акварели, каждую просторную комнату дома украшают керамические вазы и панно. Большая мастерская, расположенная на первом этаже, любопытному гостю раскрывает не все, но многие этапы и секреты искусства керамики и акварели. А в её окна дружелюбно протягивают свои ветви сочный инжир и разноцветные олеандры. В этой замечательной обстановке невозможно было не вырасти ещё одному художнику.
Артём, сын Александра Васильевича, поначалу не стремился посвятить жизнь изобразительному искусству. В 2004 году он окончил Кубанский государственный технологический университет по специальности «Инженер- эколог». По окончании вуза три года проработал научным сотрудником Института геохимии биосферы ЮФУ. И уже 14 лет работает в АО «Южморгеология» в Геленджике. Творчеством Артём занимался с детства. А в годы после окончания университета он серьёзно погрузился в фотоискусство. Сама работа эколога подталкивала к тому, чтобы взять фотоаппарат и запечатлеть бесконечно изменчивое море и бережно защищающие его горы. Каждая работа в художественной фотографии проходила неспешное обсуждение с отцом. Постепенно произведения Артёма стали появляться на выставках не только в Геленджике, но и в Сочи, Краснодаре, Новороссийске. В 2015 году состоялась совместная выставка Артёма и Александра Марфиных в Законодательном Собрании Краснодарского края в рамках культурно-просветительского проекта «Кубань в лицах». На ней Артём, наряду с художественной фотографией, представил свои первые пробы в акварели. Но последние шесть лет Артёма занимают поиски именно в технике акварельной живописи. К этому он пришёл, не только постоянно работая рядом с отцом и внимательно всматриваясь в жизнь Чёрного моря, но и набираясь знаний в области восточной культуры и философии: китайской, тибетской и индийской живописи, знакомясь с неисчерпаемым художественным наследием семьи Рерихов.
И если на выставке Александра Марфина под названием «Феерия» зрители увидели нескрываемое кокетство цветов, сияние фруктов, сочность южных трав, сплетающихся в причудливые узоры, то акварели Артёма, близкие по сюжетам, оставляют иное впечатление.
На выставке «Облачный дракон» он представил тончайшие по колориту акварели. На них тоже травы, но они не поют, а шепчут. Зритель может уловить дуновение ветра, который нежно касается цветов, отчего они едва заметно улыбаются миру. Завораживающая несуетность жизни природы – вот то, что запечатлевает в своих акварелях Артём Марфин.
Отец и сын Марфины очень требовательны к тем материалам, с которыми работают. Вот как о них говорит Артём: «Техника акварельной живописи по вымокшему полотну рисовой бумаги наиболее близка и чувственна для отражения прозрачности, туманности и недосказанности», того, что отличает их живопись. Поэтому особого качества тончайшую рисовую бумагу ручной работы художники заказывают за рубежом и не работают с другой.
За восемь лет членства в Творческом Союзе Художников Артём Марфин был награждён серебряной медалью и дипломом I степени Всероссийского конкурса, дипломами краевого министерства культуры и ЗСК.
Для знатоков творчества Марфиных их дом с видом на море и на границе леса стал настоящей достопримечательностью Геленджика. Александр Васильевич в свои семьдесят лет должен быть счастлив, как настоящий мужчина-творец. Ведь он не только посадил много экзотических деревьев в своём уникальном доме с авторским керамическим забором, мимо которого невозможно пройти, не полюбовавшись его красотой, но и вырастил сына-художника, с которым легко и интересно проникать в тайны мира и искусства.
Наталья Щурик, автор культурно-просветительского проекта «Кубань в лицах».