Культура:

Загадка детского поэта

04.06.2020

К юбилею Любовь Кимовны Мирошниковой

Автор: Светлана Макарова-Гриценко

3869

Много лет работая в писательском Союзе, пройдя достаточно длинный творческий путь, я, смею верить, понимаю, вернее сказать, догадываюсь, как становятся прозаиками и поэтами. Но вот как становятся детскими писателями - для меня до сих пор огромная загадка. Откуда в голове взрослого человека, солидного мужчины или строгой дамы, появляются вдруг поэтические строчки, упругие, словно звонкий резиновый мячик, яркие, как спелый апельсин и озорные, как маленькая обезьянка…

Моё первое знакомство в краевой писательской организации — детский поэт Любовь Мирошникова. Было это в далёком 1999 году. Любовь Кимовна подарила мне тогда сборник стихов «Кому быть воробьём?». Именно эту книгу впервые самостоятельно, по слогам, прочла моя младшая дочь. Стихи ей так понравились, что она делилась ими с друзьями, выходила за калитку и:

Много мишка книг прочёл,
Всё про пчёл, 
                про пчёл, 
                         про пчёл. 
Или:
Шли телёнок и корова.
Хоть телёнку мать сурово
Повторяла «му» да «му», —
Было весело ему.

Честно говоря, мне и сегодня трудно удержаться, чтобы не процитировать всю книжку, настолько блистательно она сделана: лёгкие идеальные рифмы, чёткий ритм, забавные, добрые, весёлые персонажи, которые остаются в памяти навсегда. Герои её стихов не живут в Африке, не свалились с луны. Они рядом, они близки и узнаваемы. И певчая рыбка в пруду, и котёнок-выручалочка, и Аллочка с эскимо на палочке. И воробей, неутомимый труженик, заботливый папа. Даже ворона, которая вдруг потеряла своё «кар». Вот кто бы мог представить ворону в таком бедственном положении? А поэт Любовь Мирошникова целую сказку про безголосую ворону написала.

Признаюсь, и сегодня, по истечении двадцати лет, если мне в руки попадает книжка детских стихов Любови Мирошниковой, я не могу не раскрыть её. Не могу отказать себе в удовольствии и детской радости, которую дарят её строки. 

Плыл листик будто челночок,
На нём свернулся червячок.
Впервые в жизни он жалел,
Что дырку в листике проел.

За филигранной отточенностью, за подкупающей простотой и доступностью стиха стоит и большой талант, и огромная работа. Поверьте, написать просто, понятно, образно, без «тумана», аллюзий, сюсюканья и заигрывания с детьми, без перевирания слов, якобы имитирующих детскую речь, очень и очень сложно, а бесталанному человеку и вовсе невозможно.
Любовь Кимовна Мирошникова по первому своему образованию – бухгалтер. В этом для меня тоже большая загадка: уж придумать более «сухую» профессию, согласитесь, невозможно.

Бухгалтерские отчёты, по-моему, истинные антиподы всему поэтическому и творческому. Но чудеса бывают! Именно бухгалтерское образование помогло молодому специалисту трудоустроиться в краевой писательской организации. 

Справедливости ради надо отметить, что перед тем, как стать главным бухгалтером Литфонда СССР по Краснодарскому краю, она успела заявить о себе, как талантливый молодой поэт, пишущий для детей. В 1988 году первым, кто взял в руки стихи Любови Мирошниковой и оценил её «пробы пера», был заведующий отделом поэзии Краснодарского книжного издательства - поэт Вадим Неподоба. Он-то и предложил ей издать первую книгу стихов для детей «Кому быть воробьём». Именно со встречи с Вадимом Петровичем Неподобой, замечательным кубанским поэтом, начался творческий путь молодой поэтессы. У него она училась мастерству и трепетному отношению к работе над словом. И уже в 1989 году стала дипломантом форума «Молодые поэты Кубани», который проходил в Майкопе, где покорила строгое жюри своим юмором и интересными, неожиданными находками в поэзии для детей. 

Самые-самые первые строки будущего автора детских книг сложились после рождения сына Дениса и дочери Юлии. Именно они, дорогие и любимые, раскрыли мамин талант. 
За совершенствование новоявленного дара взялись мастера слова. И не только на Кубани, но и в столице нашей родины, в Москве. Потому что ответственное отношение ко всему, за что она берётся, заставило будущего поэта сесть за учебники. И в 1991 году Любовь Кимовна поступила в Литературный институт имени М. Горького, в семинар известного советского поэта Владимира Фирсова, лауреата Государственной премии РФ, премии Ленинского комсомола, премии Правительства России в области культуры, других государственных наград, автора тридцати книг стихов и поэм. У первокурсницы на тот момент был выбор, ведь параллельно набирал студентов и детский поэт Роман Сеф. Любовь Кимовна однажды попала к нему на занятие. Но как раз «эксперименты» со словом, да ещё адресованные детям, насторожили её. А врождённое, словно камертон, нравственное чувство укрепило в правильности выбора мастера.
 

Владимир Фирсов, виртуозно владевший системой версификации, учил своих студентов не только основам ремесла, не только ответственности за написанное ими слово, но ставил сверхзадачу, которая должна присутствовать в каждом стихотворении, — задачу созидания души человеческой, постижении ею красоты и добра. Кстати сказать, у него же, на Высших литературных курсах, учился ранее и будущий наставник Любови Мирошниковой – поэт Вадим Неподоба, получивший от Фирсова высокую оценку его творчества, после чего был принят в Союз писателей СССР в 1977 году.

Это лишь на первый взгляд кажется, что детские поэты занимаются мелкотемьем, что им недоступен гражданский пафос и героизм, философское осмысление жизни и метафорический лиризм. Как раз начало всего перечисленного — в детских стихах, которые мы слышим и запоминаем с самого раннего возраста.

Обращаясь к детям, Любовь Мирошникова продолжает традиции русского народного детского фольклора с его соединением мира детей и мира взрослых, с динамично развивающимся сюжетом, несложными синтаксическими конструкциями, чётким внутренним ритмом, звукоподражанием, аллитерациями и ассонансами — всем тем, чем так богато устное народное творчество. Как и в русском детском фольклоре, стихи Любови Мирошниковой рассчитаны на зрительное восприятие и быстрое запоминание. 

В 1992 году в Краснодарском книжном издательстве, огромным тиражом (100 000 экземпляров), вышел в свет первый сборник стихотворений для детей «Кому быть воробьём». Именно он стал, своего рода, визитной карточкой нового детского поэта в литературной жизни Кубани. 

После окончания института в 1996 году Любовь Кимовну Мирошникову на выездном секретариате Союза писателей России, который проходил в Краснодаре, приняли в члены Союза писателей России. Среди тех, кто оценивал творчество молодого автора, были московские знаменитости Владимир Крупин, Владимир Костров, Игорь Ляпин. Рекомендации для вступления в Союз писателей дали сразу несколько известных писателей: Владимир Крупин, Владимир Ерёменко, Вадим Неподоба, Сергей Хохлов.
Уверенно могу сказать, что надежды мастеров Любовь Кимовна оправдала в полной мере. Её вторая книга детских стихов «Выручалочка» (издательство «Советская Кубань», Краснодар, 1998) удостоена Почётного диплома Второго Международного конкурса имени А.Н.Толстого в Москве. Она стала победителем (1-е место в номинации «Детская поэзия») в конкурсе «Неизвестные поэты России. Год 2001» в Интернете.  В декабре 2009 года поэт Любовь Мирошникова — призёр Третьего Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной книги им. А.Н.Толстого (г. Москва). Её стихи вошли в антологию лучших стихотворений для детей, написанных в 21-м веке.

Но не только к детям обращается поэтесса своим творчеством. Сборники стихов «У небесных врат» (2001), «В поднебесном сонме битв» (2010), «Посланница» (2011) адресованы взрослой аудитории и затрагивают вечную тему не только художественной литературы, философии, но и всей жизни человеческой — спасение души. Вот как, по-моему, очень точно, написала об этом писатель и литературный критик Людмила Бирюк: «По странному совпадению, одновременно с «Посланницей» я перечитывала «Фауста» Гёте. Нет, друзья мои, не улыбайтесь, я не собираюсь цитировать известные слова товарища Сталина: «Эта штука сильнее «Фауста». Просто вспомнился эпизод, в котором падшая Маргарита в тюрьме встречается со своим возлюбленным Фаустом. Она убила мать, подсыпав ей слишком большую дозу снотворного, по ее вине на дуэли погиб брат Валентин, и, наконец, она в припадке безумия утопила свою новорожденную дочь. Словом – преступница, что и говорить... Великая грешница. И по заслугам находится в темнице в ожидании казни. Фауст и Мефистофель всё приготовили для побега, требуется только её согласие. Маргарите всего 16 лет, она хочет жить, а свобода – так близко, за порогом. Но она отказывается от побега и предпочитает идти на плаху, чтобы искупить свои грехи. Маргарита отдает себя воле Божьей, вручает Ему свою судьбу. 

К чему я это вспоминаю? Подобно Маргарите, лирическая героиня Мирошниковой возвышается до понимания истины, в чём состоит спасение грешной души. Вот строки из стихотворения «Камнепад», в котором не только слово «Боже», но и слово «Твоя» написано с большой буквы:

Лишь Божьей милостью хранима 
Над бездной бед,
Я слышу гул летящих мимо
Шальных планет.
А небо – всё черно от глянца 
Крыл воронья…
Не дай мне, Боже, вниз сорваться,
Ведь я – Твоя»!»

Соглашусь с Людмилой Дмитриевной. Поэтесса в своих стихах отвечает на главные вечные вопросы, и, поверьте, здесь от автора требуется большое мужество. Но именно это мужество и позволяет называться поэтом. В своём философском осмыслении мира Любовь Мирошникова не отделяет себя от дня сегодняшнего, от процессов, происходящих в России. Стихи кубанской поэтессы, наполненные гражданским чувством, звучат набатно и жёстко, голос её вырастает до гневного обличения. Вот строки, написанные в 90-е годы:

Доколе ж мыслимо, доколе
Терпеть нужду, позор и ложь,
Когда кровавые мозоли
Уже не ставятся ни в грош?!
Как при нашествии Мамая,
Кругом разруха, кровь рекой.
Русь, словно нищенка немая,
Стоит с протянутой рукой.
Невозможно читать равнодушно стихотворение «Лишний», о беспризорном мальчишке:
Ветер. Холод. А он – без пальтишка,
Весь продрог, в синяках и простужен.
Этот жалкий бездомный мальчишка
Никому в целом свете не нужен?!

 …как и «Последний бой», о юном погибшем солдате, «Атланты тыла», о тех, кто сражался за нашу Победу в тылу, посвящение первой учительнице Лидии Тимофеевне Кучеровой, участнице ВОВ, всех стихов не перечислить! Они есть, они живут в сердцах читателей, они звучат с эстрады. На стихи Любови Мирошниковой кубанскими композиторами: Виктором Пономаревым, Владимиром Чернявским, Игорем Корчмарским, Павлом Харитониным, протодиаконом Михаилом Околотом созданы замечательные песни. В 2015 году на XIII Международном фестивале духовной авторской песни «Ковчег» в Воронеже наша кубанская поэтесса удостоена диплома лауреата за стихотворение «Враги».
Любовь Мирошникова в своём творчестве далека от набивших оскомину клише так называемой женской поэзии. При этом очень важно отметить, что её поэтические строки наполнены женским понимаем мира и устройства жизни, наполнены чувствами дочери, жены, матери в самом высоком их проявлении. 

…Весна! Надеждой окропи
И душу вызволи из праха! 
Поёт: «Терпи – терпи – терпи!» 
Мне Богом посланная птаха.
    
***
Исхлестано небо вершинами сосен,
И ветры снуют, облака теребя.
О, мир этот был бы уныл и несносен,
Не будь со мной рядом, любимый, тебя!

Любовь Мирошникова — заслуженный деятель искусств Кубани, лауреат премии имени Анатолия Знаменского, награждена памятной медалью РФ по итогам Года литературы «За большой вклад в книжное дело». Много сил она отдаёт общественной работе, плодотворно сотрудничая с краевой детской библиотекой братьев Игнатовых, школами и учебными заведениями Краснодара, а также более десяти лет являясь руководителем краевых семинаров начинающих литераторов, наставником для одарённой молодёжи.
Так как же становятся детскими поэтами? Любовь Кимовна признаётся: «Чтобы писать для детей, нужно умудриться хоть на время снова стать ребёнком, чувствовать связь с природой, в конце концов, как сказал Корней Чуковский, детский писатель должен, просто обязан быть счастливым человеком!» Насколько это легко или трудно – судить вам, дорогие читатели.