Уважение к воле художника Леонида Сологуба заставляет его земляков снова и снова возвращаться к этой теме
3402
В цикле статей, опубликованных «Новой газетой Кубани», начиная с материала «Вилла Terra dell solle на острове Капри», мы подробно рассказывали об искреннем порыве дочери русского художника, эмигрантки первой волны, графини Ирины Сологуб исполнить в точности прижизненную волю её отца.
Её тщетные старания – передать на Кубань произведения из обширного творческого наследия её отца наталкивались в разное время на всевозможные препоны.
Погружение в историю этого вопроса привело нашу творческую группу (в её состав входят не только журналисты, но и историки, краеведы, галеристы) к фонду выдающегося учёного Е. А. Котенко, который хранится сегодня в Ейском районном архиве.
В материале «Завещание Леонида Сологуба (правда и домыслы)» мы рассказывали о том, как общественность и руководство Краснодарского края пытались содействовать Ирине Леонидовне Сологуб в вопросе передачи на Кубань произведений знаменитого русского художника.
Напомним для тех, кто ещё не следит за развитием этой культурной инициативы, что коллекция произведений Л. Р. Сологуба поступила в указанный музей в 1988 году. За год до этого дочь художника впервые и единственный раз после вынужденной эмиграции побывала в СССР по собственной инициативе, совершив туристическую поездку. За год до её приезда 12 ноября 1986 года был учреждён Советский Фонд культуры, который сразу же стал необычайно популярен в эмигрантской среде.
Появлению Фонда предшествовало Постановление Совмина СССР от 7 апреля 1986 года (№ 424), предоставлявшее ему широчайшие полномочия. Среди них: «приобретать за рубежом и в СССР произведения искусства, документы и материалы отечественной и мировой культуры». Фонд со всеми его предприятиями, учреждениями и организациями освобождался от уплаты налогов, государственной пошлины и других видов сборов, вносимых в государственный бюджет СССР. Ему было разрешено по согласованию с Министерством финансов СССР, Госбанком СССР и Внешторгбанком СССР иметь специальные счета в рублях и в иностранной валюте для зачисления на них средств, поступающих от советских и иностранных граждан и организаций. А их тратами распоряжалось Правление Фонда, в которое входила супруга Президента СССР Раиса Максимовна Горбачёва.
Точно известно, что в поездке в Краснодар и Ейск И. Л. Сологуб сопровождали представители кубанского отделения Советского фонда культуры. Видимо, в тот приезд она и отдала на хранение работы отца в Советский Фонд культуры. Но на каких условиях были оставлены Ириной Леонидовной произведения отца? Это чрезвычайно важное обстоятельство предстоит ещё выяснить группе энтузиастов, работающих над возращением наследия Леонида Сологуба на родину.
В Уставе фонда было записано, что данное объединение «с помощью широкой разъяснительной работы привлекает добровольные вклады советских общественных и зарубежных организаций, отдельных граждан в виде денежных средств, произведений литературы и искусства, а также других материальных и культурных ценностей».
Сохранился документальный фильм об учредительной конференции фонда, в котором прозвучали следующие слова Председателя Правления академика Д. С. Лихачёва: «Мы собираемся сделать выставочные залы частных коллекций, каталоги частных коллекций». По открытым источникам (Википедия), за пять лет (за период 1986–1991 г.г.) через Советский фонд культуры на различные проекты была потрачена сумма, эквивалентная 100 миллионам долларов США. Программа фонда Культуры была весьма привлекательной для русской эмиграции, многие представители которой поверили руководству СССР и пожелали вернуть на родину бесценное наследие для того, чтобы сделать его доступным для широкого круга россиян. Многие тогда доверились Советскому фонду культуры.
Из публикации газеты «Приазовские степи» известно, что графиня Ирина Сологуб, посетив родную Кубань в 1987 году, публично выразила свою волю и волю отца на встрече в редакции ейской газеты «Приазовские степи»: «…Я направляла из Парижа несколько писем, выразив желание подарить городу (ред. Краснодару) картины отца, и просила предоставить для картинной галереи особняк. И в Ейск я приехала с предложением передать родному городу отца, его дорогим землякам, краеведческому музею часть картин…»
Из другого письма, полученного Центром кубанской журналистики в апреле этого года, стало известно, что все 326 работ Л. Р. Сологуба в ГМИИ им. А. С. Пушкина были переданы именно Советским фондом культуры, а также то, что «Ирина Леонидовна Сологуб в этом не участвовала».
Все эти, на первый взгляд, несущественные детали, дают возможность воссоздать реальность того времени. Итак, через год после приезда И. Л. Сологуб в СССР, большая коллекция произведений её отца, которую она мечтала сделать общедоступной и постоянно действующей выставкой, оказалась в запасниках ГМИИ им. А. С. Пушкина. Почему именно там? Дело в том, что данный музей являлся одним из учредителей Советского фонда культуры. Невольно возникает вопрос, была ли согласована передача картин именно в ГМИИ им. А. С. Пушкина с И. Л. Сологуб, исполнявшей волю умершего отца, желавшего подарить свои произведения родной Кубани?
Как тут не вспомнить просьбу И. Л. Сологуб, высказанную учёному Е. И. Костериной на встрече в Париже в 1995 году, просить Евгения Александровича Котенко быть посредником в вопросе передачи произведений Сологуба в Краснодарский край. Живя в Париже, дочь художника не могла самостоятельно решить этот вопрос в России. Эпопея с передачей произведений отца длилась на тот момент уже 7 лет. Ирина Леонидовна не успокаивалась, предвидя то, что в ГМИИ им. А. С. Пушкина с его обширными коллекциями, произведения отца на долгие годы будут спрятаны от глаз посетителей, что музей не посчитает нужным их публикацию в виде достойного альбома или каталога, и в итоге имя Л. Р. Сологуба будет забыто.
Е. И. Костерина рассказала, что её супруг по просьбе Сологуб неоднократно встречался в 1995 году с И. А. Антоновой по вопросу передачи наследия художника на Кубань. Но, видимо, безрезультатно.
В фонде Е. А. Котенко в Ейском районном архиве имеется письмо в ГМИИ им. А.С. Пушкина от 2 сентября 2002 года за подписью главы администрации Ейска В. Н. Гончаренко, в котором говорится о том, что находящиеся в указанном музее работы Сологуба, «по завещанию отца дочь художника Ирина Леонидовна передала фонду Культуры… а фонд Культуры по указанию Р. М. Горбачёвой передал их Вашему музею (ред. ГМИИ им. А. С. Пушкина.) без согласования с наследниками». В письме также говорится о том, что «Ирина Леонидовна настаивает на передаче хотя бы части работ на родину художника…».
Ключевой момент в этой истории то, что Ирина Леонидовна не теряла связи с Кубанью. Она пыталась до последнего часа через общественность края и учёных-краеведов исполнить волю своего отца.
Тревогой о том, что произведения Сологуба, хранящиеся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, ни разу не экспонировались, проникнуто и другое письмо главы администрации Ейска В. Н. Гончаренко от 02.09.2002 года на имя заместителя Министра культуры РФ Хорошилова П. В.
Из письма А. Ф. Иванова, директора Ейского историко-краеведческого музея им. В. В. Самсонова на имя зам. главы администрации Ейска (хранится в фонде Е. А. Котенко) следует, что ещё в 1996 году ейчане обращались в ГМИИ им. А. С. Пушкина с просьбой – организовать выставку произведений Л. Р. Сологуба в Ейске, а также то, что «…бывшим мэром Краснодара В. А. Самойленко были предприняты меры по передаче картин Сологуба в Краснодар…» Из этого же письма можно узнать, что по инициативе Е. А. Котенко (действовавшего по просьбе И. Л. Сологуб) в 2000 и 2001 году состоялись новые его встречи с И. А. Антоновой. Обсуждались те же вопросы – пропаганда творчества Леонида Романовича, публикация его произведений, передача всей или части коллекции на Кубань.
В 2007 году Ирины Леонидовны не стало. Известны её слова, сказанные на встрече в Париже с Е. И. Костериной: «Я разочаровалась в Горбачёве…» Видимо, она имела в виду то, что многие обещания, в том числе записанные в Уставе Советского фонда Культуры» о «содействии показу и публикации произведений, полученных в дар из-за рубежа», остались неисполненными.
В своей авторской программе «Бесогон» выступает нынешний Председатель Российского фонда культуры Н. С. Михалков (правопреемник упомянутого Советского фонда Культуры). Все передачи народного артиста РСФСР Михалкова проникнуты тревогой за поколение молодых людей, не знающих историю Отечества. А ведь для этого надо делать доступным наследие выдающихся россиян – патриотов Отечества, к коим по праву относится и художник Леонид Романович Сологуб.
Культурная общественность Кубани в качестве следующего шага намерена обратиться к Н. С. Михалкову, человеку большого авторитета, с просьбой помочь исправить ситуацию, при которой коллекция произведений Л. Р. Сологуба без малого 40 лет остаётся недоступной для широкого круга ценителей живописи, содействовать её публикации и экспонированию, прежде всего, на его малой родине – Кубани, а в идеале – в постоянной экспозиции в филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина в Краснодаре.
Наталья Щурик, к.и.н., руководитель культурно-просветительского проекта «Кубань в лицах»