Культура:

Женский взгляд на романтизм

23.10.2018

В Новом театре кукол творческого объединения «Премьера» 20 октября состоялось заметное событие.

1772

В Новом театре кукол творческого объединения «Премьера» 20 октября состоялось заметное событие. В число новых спектаклей последних лет, в большинстве своем успешных, влилась свежая постановка

 

Речь идет об одноименной сказке братьев Гримм «Белоснежка». Как говорится, нетленная классика. Переработанная режиссером-постановщиком из Тюмени Натальей Явныч, она превращается в средневековую сказку-балладу. Так определяется жанр спектакля. Это соответствует эпохе романтизма, в которую жили и сами братья, и много кто еще, в том числе их младший коллега Александр Пушкин, также отдавший дань этому сюжету. На память сразу приходит его «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Есть злая мачеха, есть красавица принцесса, в русском варианте – царевна, есть зависть зрелой женщины к молодой и более красивой преемнице на должность главной чаровницы и есть месть, которая почти удается. Но у Пушкина главным персонажем почему-то видится королевич Елисей. То есть заслуга мужчины в том, что конфликт разрешился благополучно, несомненна. Девушке оставалось просто лежать в хрустальном гробу и ждать, когда за ней придет суженный. В европейской версии женское начало более деятельно и активно.

Но главное качество романтизма – его очень особенный, очень пристальный взгляд в далекое прошлое, пристрастие к фольклору. Средневековье наравне со сказкой – это тот мир, куда многие авторы данного направления стремились со всем пылом души. О реальном же Средневековье мы знаем очень мало, но так случилось, что на его обломках создано бесконечное количество новых сюжетов. Ведь даже «Властелина колец» специалисты относят к современной версии романтизма. Размышления на эту тему, кажется, не прекратятся никогда. Вот и здесь художник-постановщик из Кургана Елена Волкова дала волю своей фантазии. Раз в сказке есть волшебное зеркальце, то пусть оно – в соответствии с современными воззрениями – станет не ручной безделушкой, а прямо-таки целым порталом, через который персонажи проходят в иные пространства, а может быть, и измерения. Его стрельчатые формы напоминают нам раннюю, еще не слишком избыточную готику. Благодаря этому пространство умножается, дробится, как бы отражается в самом себе.

Сказка осовременена и на смысловом уровне. Простодушие и жестокость первоначального сюжета сменяются сложностью не только в сценографических построениях, но и характеров. Они имеют сложную психологическую подоплеку. Лица кукол – смесь почти иконописной утонченности и красоты, несмотря на подчас негативные характеристики, заложенные в сюжете. И здесь, как мы уже сказали, на первый план выходят женские образы. Вначале на авансцене событий появляется Королева (артистка Марина Карпенко) и производит, надо сказать, сильное впечатление. Утонченное красивое лицо, длинные пальцы как признак аристократизма. Ее падчерица Белоснежка (артистка Вероника Гилязетдинова) – совсем другая. Она, веселая, жизнерадостная, не измученная протокольным затворничеством в замке и этикетом, кажется противоположностью мачехи. Яркая брюнетка с пухлыми губами и большими глазами вызывает симпатию у всех, кроме, конечно, женщины, что поставлена волей судеб над ней. И эту – не просто веселую, но и умную, наделенную природным чувством доброты девушку – талантливо исполнила Вероника Гилязетдинова. Мы как-то забыли, что это свойство, связующие нас с землей, с тварями на ней живущими, с феями и гномами, дано не всем. Человека, обладающего такими качествами, редко встретишь в жизни; а если это случится, то запомнишь навсегда. Это больше чем доброта и больше чем просто благородство. Это связь с живой природой. Здесь не надо расставлять плюсы или минусы. Просто это качество выносит нас порой из самых затруднительных ситуаций. Такова нынешняя Белоснежка.

Кажется, ну, зачем столь разным женщинам выяснять отношения? Они должны быть подругами. Но Мачеха живет в мире страстей, а с этим ничего поделать невозможно. Но в конечном итоге ее в чем-то даже становится жаль. Так мы сострадаем Медее Еврипида. Ну, не могла она поступить иначе. И она приговорена к ужасным последствиям: женская участь ее – остаться пусть по-прежнему красивой, но одинокой. Прекрасный Рыцарь (артист Александр Зорин) вынужден с отвращением отпрянуть от ставшей неприятной ему женщины, в которой он видит только убийцу. Так, попытка с его помощью уничтожить Белоснежку преумножает ее неудачи на личном фронте. Но и он не выглядит теперь идеально. Мужчина, за которого она борется (в сказочной версии это был просто слуга), должен был бы вести себя иначе: он – рыцарь, а не простолюдин, а посему лишен права на лукавство. Он же обманывает ее, объявляя, что убил Белоснежку.

Особенность сказки – в том, что она густо населена разными персонажами, которые при всей своей фееричности кажутся вполне бытовыми. Я имею в виду фею и гномов. Возможно, в других сказках гномы могут быть и злыми, и коварными, и не любящими людей. Но здесь они предстают в самом лучшем свете. Здесь богатое поле для разнообразия: их семь, но все они представляют разные возрасты, темпераменты и состояния людей. И всеми этими возможностями художник не преминула воспользоваться. От Красавчика до Умника, от Скряги до Обжорки, от Громилы до Лентяя, гномы демонстрируют разнообразие характеров. Настоящей бенефисной ролью можно назвать Плаксу в исполнении Александра Гилязетдинова. Актер, обладающий выдающимся голосом в верхних регистрах, передает все комические оттенки нытья. Он истошно и забавно открывает свой рот, из которого, помимо или даже мимо слов, мы слышим обертоны таких тоскливых стонов, что понимаем – этот всегда добьется своего. И совсем его не жалко. Мы знаем этот тип людей, которых нам то и дело подсовывает жизнь. Гномы – это комический, почти фарсовый эпизод, в котором каждому актеру есть что делать.

И, конечно, добро всегда допускает промашку, и доверчивая красота верит в доброту первого встречного. Так поступает и Белоснежка. И случается беда. Но появляется Он, прекрасный рыцарь. Александр Зорин в последнее время удивляет знатоков вдруг прекрасно раскрывшимся голосом. С такими данными играть героя совершенно необходимо. Постаралась природа, но и не остались в стороне и другие возможности: видимо, усердие актера было вознаграждено. Ведь каждую осень в театре проводятся мастер-классы по сценической речи, пластике, танцу, движению, кукловождению. Очевидно, актер воспользовался возможностью и повысил свой профессиональный уровень. Именно его сильный, по-мужски красивый голос и оправдал некоторые шероховатости сюжета. Почему девушки всё прощают? Потому что, наверное, они верят в лучшее. Потом он красив. Но ведь было ощущение каких-то предательских колебаний в этом персонаже. Но, с другой стороны, какая сказка без веселой свадьбы?

Новая премьера – это еще один этап в жизни театра, перешагнувшего через четвертьвековой юбилей. Так двадцать шестой сезон, что уже стартовал, обещает подарить нас к новому году очередным спектаклем.

Елена Петрова,  театровед

Фото Елены Самородней