Есть в Краснодаре один особенный театр. Подобных ему нет во всей России. Появился он 20 лет назад. Все началось с того, что группа пожилых артистов, оставшихся без работы в трудном 1993 году приглашена была в кабинет генерального директора творческого
1633
Есть в Краснодаре один особенный театр. Подобных ему нет во всей России. Появился он 20 лет назад. Все началось с того, что группа пожилых артистов, оставшихся без работы в трудном 1993 году приглашена была в кабинет генерального директора творческого объединения "Премьера" Леонарда Гатова. Так был создан театр ветеранов. Сегодня это дружный коллектив, крепкая "боевая" единица, всегда готовая к свершениям. В любой момент они собираются и едут с концертом то в госпиталь, то в геронтологический центр, а порой и в места лишения свободы, где людям так нужен праздник.
В его труппе такие известные артисты, как заслуженный артист России Владимир Генин, Александр Гогава, Наталья Кушнова.
А еще здесь работает концертмейстер Светлана Яковлевна Турчанинова. Она многое может рассказать о своем коллективе. И не только. Уже при перечислении имен любой театрал догадается, что основу труппы составляют представители одного театра и одного жанра. Я имею в виду оперетту. Сегодня театр, в котором все они когда-то работали, называется музыкальным. Хорошо ли, плохо ли – это судить не мне, но были времена, когда театр оперетты для Краснодара был больше чем театр. Он спасал краснодарцев в годы войны. После освобождения город лежал в руинах, но он дышал и жил и даже знал минуты счастья, когда начинался спектакль "Сильва" или "Марица". Одна заядлая театралка рассказала мне о тех настроениях, что происходили тогда в зале, в одном из немногих мест Краснодара, где был электрический свет и где говорили и пели о любви, а не о войне.
Светлана Яковлевна пришла работать в наш театр оперетты в 1971 году. Тогда он был знаменит уже по всей стране. Пришла целенаправленно. Молодая, но уже сделавшая первые уверенные шаги в профессии пианистка жила тогда в Днепропетровске. Она работала концертмейстером в филармонии. Перед этим были годы учебы в московском музыкально- педагогическом институте (ныне академии) им. Гнесиных.
Случилось так, что в Днепропетровск из Краснодара приехал театр оперетты. Эта знаменитая по тем временам труппа приезжала сюда и раньше. Их уже здесь ждали, любили, относились как к родным. Светлана Яковлевна была в числе поклонников нашей оперетты. Но тогда, летом 1971, все было по-другому. Заболел концертмейстер театра, и Светлану пригласили на замену. Месяц гастролей прошел для нее как один сказочный день. Она поняла: оперетта – это для нее. Да тут еще и директор театра, Виктор Алексеевич Смагин, решил забрать первоклассного специалиста с собой в Краснодар. Ведущие артисты прослушали и сказали: "Она нам подходит". И вот решение принято. Теперь она вспоминает с юмором: "Вместе с мужем мы собрали пару чемоданов, сели на мотоцикл, оставили детей на первое время маме и отправились в путь. Был сентябрь, театр гастролировал в Сочи. По приезде вечером я уже отыгрывала концерт".
Сегодня, по прошествии многих лет, став опытным музыкантом, воспитав плеяду учеников, Светлана Яковлевна говорит о себе только одно: "Я счастливый человек. Мне повезло: я работала с композитором и дирижером Валентином Белицом, дирижером Эриком Розеном, режиссерами Юлием Хмельницким, Тамарой Гогавой. Все это очень крупные личности. Это люди, от которых я получила очень много не только в музыкальном смысле. Я поняла, что такое жанр оперетты". В 90-е, когда казалось – культурная жизнь вот-вот должна остановиться, в Краснодар приехал легендарный оперный дирижер Фуат Мансуров. И с ним нашей героине посчастливилось поработать. Ставили такие спектакли, как "Императорский вальс", "Фраскита", "Дорогая Помела", и, конечно, "Фиалку Монмартра". Приезжал на постановку и Эрик Розен, здесь появился один из первых балетов "1001 ночь". Работала Светлана Яковлевна и с композитором Марком Самойловым. О своих встречах с Оскаром Фельдцманом она вспоминает так: "Он мне, бывало, говорил: "Что мне тебя учить. Ты лучше меня играешь". Сегодня эти воспоминания греют душу, наполняют смыслом всю ее жизнь. И мы невольно прикасаемся к ушедшей эпохе, славной и значительной. Ведь многих уже нет в живых. В разговоре со Светланой Яковлевной те волшебные мгновения оживают. Она участник больших событий, она из тех, кто переносит искру священного огня искусства от одного поколения к другому.
Ее ученицы и ученики сегодня на сцене театра, который нынче носит название "музыкальный". Она считает себя наставником таких актрис, вокалисток, как Настя Подкопаева, Карина Петровская, Ольга Цыганенко. Было время, воспитывала она и героиню 90-х Машу Галямову, которая сегодня живет в Америке, но регулярно звонит своей учительнице.
После ухода из музыкального театра
в 2002 году она снова оказывается в центре творческой жизни. На сей раз это был Новый театр кукол т/о "Премьера". Здесь снова она оказалось нужным человеком. Молодые актеры и актрисы привыкли к живому исполнению песен. Постановка голоса, манера исполнения, музыкальный вкус прививала им Светлана Яковлевна. Она подчас открывала в своих учениках те возможности, о которых они только смутно догадывались. В этом театре, которому нынче тоже исполняется 20 лет, она работает до сих пор.
Следующий, 2003 год, стал для нее временем возвращения к оперетте. Театром ветеранов сцены в ту пору управлял в качестве директора Дмитрий Павлович Вайль. В то же время художественным руководителем здесь был Михаил Владимирович Нагли. Все это люди выдающиеся, суть творческой интеллигенции Кубани. К сожалению, последние годы были годами потерь. Оба руководителя ушли из жизни. Но тогда они были еще полны сил. Они-то и позвали Светлану Турчанинову стать концертмейстером театра, ведь и без того она здесь давно уже была родным человеком. Одна из легендарных актрис оперетты, тогда ведущая актриса Нелли Роман, ей сказала со свойственной ей прямотой и чувством юмора: "Светка, мы выиграли тебя в лотерею". И действительно, без нее нельзя представить ни один концерт. Так считают артисты, так же считает и новый директор театра Вячеслав Самуилович Пинчук. До недавнего времени он был директором молодежного театра т/о "Премьера", сделав его самым успешным театром среди драматических трупп города, да, пожалуй, и края. И сейчас, как и прежде, его артисты, его люди для него главная забота. Он из тех людей, кто просто не умеет формально относиться к театральному делу. "Его здесь любят. Он никогда не повышает голоса. Скажет пару слов, и все становится ясно и понятно. Это прекрасный, понятливый человек", – говорит о нем наша героиня.
Любовью здесь пропитана сама жизнь этого уникального творческого организма. Может, поэтому мне давно нравится бывать среди именно этих артистов. За ними прошлое, за ними эпоха, ее аромат, стиль, способ существования. Хранителем всего этого является и Светлана Турчанинова. Достаточно услышать, как она говорит о своих товарищах. Вот послушайте.
"Я восхищаюсь Владимиром Гениным и Виктором Белоусовым. Им за 80 лет, но они полны сил. Я, как профессионал, считаю, что им могут позавидовать нынешние молодые солисты музыкального театра. Генин – прекрасный баритон, Белоусов – тенор, ученик самого великого Лемешева. Они и учились-то вместе в московской консерватории в 60-е. С тех пор они и знакомы. Женя Белоусова такая же легенда для нас, как и Генин. В последний раз она пришла в театр года два-три назад. Она с палочкой сама поднялась на второй этаж госпиталя. Сидя за роялем, я спросила: "Ну что, Женя, ты как?" И услышала в ответ: "Я пойду сама". Она оставила палочку и пошла, пела вживую, не забыв ни одного слова. Вот что значит живая легенда. Она и Нелли Роман – мои первые кумиры, которых я увидела на сцене краснодарской оперетты. Было что-то потрясающее, когда Белоусова выходила в "Веселой вдове" или Генин в "Мистере Икс". Кстати, Володя поет знаменитую арию из этой оперетты и сегодня. А Женя и Нелли уже оставили сцену".
Театр ветеранов, к сожалению, так устроен, что актеры уходят иногда отсюда не так, как из обычных театров. Когда я общаюсь с ними, я чувствую всегда радостное, хорошее настроение. Но бег времени неумолим. Проводил в последний путь Краснодар легендарного драматического актера Евгения Колчинского, давно ушла из жизни Тамара Генина, прекрасная актриса, вокалистка, жена Владимира Бониславовича. Теперь он поет дуэт из оперетты "Искатели приключений" с другой партнершей. Наталья Кушнова еще и Сильва, с которой Генин снова поет знаменитый дуэт "Помнишь ли ты?", от которого у слушателей всегда перехватывает горло, и слезы наворачиваются на глаза.
Наташа – блестящее лирико-каларатурное сопрано, молодое пополнение театра. Прекрасный эстрадный импульс несет в себе и Александр Гогава, вышедший в последние годы на какой-то новый творческий уровень. Прекрасная исполнительница народных песен Ольга Грудина пришла сюда из филармонии. Ирина Васильевна Веденова представляет здесь бардовское направление. Трогательное пение под гитару ее "Белой акации гроздья душистые" и романсы собственного сочинения вносят некую атмосферу покоя и умиротворения в страстный накал оперетты. Бывший артист из театра оперетты Дмитрий Тимофеев несет на себе груз чтецких программ. А как искренен и талантлив еще один концертмейстер театра, баянист Сергей Иванович Уткин. Он на сцене уже 55 лет и считает, что в театре ветеранов он обрел свою вторую творческую жизнь.
Недавно Светлана Яковлевна привела в театр талантливую меццо-сопрано Инну Разумовскую. Плодотворно работает, создает новые программы новый главный режиссер театра Валерий Керопович Геворгян. Когда Светлана Яковлевна заглядывает в музыкальный театр, артистки из хора бегут к ней с криком: "Мама пришла!"
Елена ПЕТРОВА
Театровед.
Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ