В распоряжении редакции «Новой газеты Кубани» оказался текст еще не опубликованного официально доклада о состоянии гражданского общества Кубани в 2012 году, который давно уже должны были разместить в открытом доступе
1116
В распоряжении редакции "Новой газеты Кубани" оказался текст еще не опубликованного официально доклада о состоянии гражданского общества Кубани в 2012 году, который давно уже должны были разместить в открытом доступе
Одним из его соавторов стал арестованный
12 апреля менеджер грантовых программ ЮРРЦ профессор КубГУ Михаил Савва.
В этом контексте, а также в свете недавних тотальных проверок НКО – получателей грантов администрации Краснодарского края, некоторые пункты доклада, подготовленного рабочей группой Совета при главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека приобретает иное, почти зловещее звучание.
Строго говоря, ежегодный доклад, о котором идет речь, согласно регламенту, должен утверждаться не позднее 1 декабря текущего года. И в течение последующих 15 дней лечь на стол губернатору, а после должен быть представлен общественности.
Впрочем, это неудивительно. Подобные "заминки" с докладом случаются ежегодно. Причина достаточно проста – большинство авторов этого документа все же не чиновники, а люди "со стороны" – представители третьего сектора. И, судя по всему, педантичность им не свойственна.
Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, доклад получился насыщенным – в его подготовке и экспертизе участвовали представители 30 кубанских НКО. И в нем, судя по количеству, составителей и экспертов, содержится более полная картина, если сравнивать с предыдущим докладами.
Сам документ состоит из двух разделов. Первый – "Гражданское общество Кубани: институты и процессы", второй – "Общество и власть: обратная связь".
Хронологические рамки доклада – 2012 год. Его основные цели – "выявить тенденции развития гражданского общества в Краснодарском крае, дать оценку состояния прав человека на Кубани, предложить органам государственной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления рекомендации по совершенствованию их деятельности.
Как отмечает Михаил Савва, в муниципалитетах края, за редкими исключениями, не приняты нормативные акты, определяющие порядок решения вопросов местного значения и участия в решении этих вопросов структур гражданского общества. Отсутствуют муниципальные нормативные акты о порядке проведения общественной экспертизы проектов регламентов и регламентов предоставления муниципальных услуг. Не приняты муниципальные программы поддержки деятельности институтов гражданского общества.
Для того чтобы решить эту проблему предлагается комплекс мер, в частности, "организовать общественно-государственный мониторинг содержания официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления в Краснодарском крае, а также информационную кампанию об участии граждан в разработке и экспертизе регламентов оказания услуг".
Не все в порядке в крае с механизмами поддержки благотворительности. Снижается уровень проектной деятельности некоммерческих организаций края в результате отсутствия систематического гражданского образования по данной теме, что приводит к снижению возможностей по привлечению средств на конкурсной основе.
В Краснодарском крае и городе Краснодаре в 2012 г. не были сформированы общественные палаты, хотя соответствующие нормативные документы о создании этих структур приняты.
Как отмечается в документе, население, в том числе и вполне состоявшееся, отказывается участвовать в общественной жизни края, поясняя свою позицию тем, что создаваемые советы, организации, политические партии являются в не полной мере самостоятельными структурами и не могут принципиально повлиять на ситуацию в крае. В связи с этим часть сотрудников третьего сектора уверены, что им на смену некому будет прийти – нет желающих. А у молодежи недостаточно опыта для выполнения конкретной деятельности организации.
Можно говорить вполне уверено, что в ближайшие несколько лет будет выстраиваться новая структура деятельности некоммерческого сектора на территории Краснодарского края. Часть НКО, которые не готовы будут к модернизации своей деятельности либо закроются, либо перейдут в "спящее" состояние. Третий сектор сможет активно развиваться, только при условии появления новых общественных организаций и специалистов, которые попытаются реализовать себя в работе НКО.
Много внимания в докладе уделено изучению принципов организации работы представителей "третьего сектора" при ликвидации последствий наводнения в Крымске.
По поводу обратной связи общества и власти авторы доклада утверждают, что открытость различных ветвей краевой власти оставляет желать много лучшего. Кубань, в этом смысле, – даже не крепкий середняк, хотя, отмечается в докладе, ЮФО занимает лидирующие позиции в части информационной открытости, правда, не за счет Краснодарского края. В частности, коэффициент информационной открытости законодательной ветви кубанской власти, согласно исследованию, проведенному летом 2012 года специалистами Фонда свободы информации, не соответствует ожиданиям – только 39, при среднем по РФ – 44,797.
Кроме того, в докладе масса различных приложений с соцопросами, перечислением законодательных актов, статистических данных об НКО и их деятельности.