Пятнадцатый Арбитражный апелляционный суд поставил точку в затяжном споре между администрацией г. Сочи, УФАС по Краснодарскому краю, прокуратурой г. Сочи и сочинскими предпринимателями. Коэффициент «20», висевший, как Дамоклов меч, над арендаторами со
1798
Пятнадцатый Арбитражный апелляционный суд поставил точку в затяжном споре между администрацией г. Сочи, УФАС по Краснодарскому краю, прокуратурой г. Сочи и сочинскими предпринимателями. Коэффициент "20", висевший, как Дамоклов меч, над арендаторами сочинских земель, признан вне закона.
Застрельщиком этой почти невероятной истории стала сочинская фирма ООО "ПКФ "Дагомыс", которая не побоялась гнева градоначальника и обратилась сначала в прокуратуру
г. Сочи, а затем и в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием признать незаконным один из абзацев постановления главы г.Сочи № 791. Согласно этого абзаца, к немалым сочинским ставкам арендной платы за землю постановлением главы вводился поправочный коэффициент "20" в качестве ответственности за "объекты недвижимого имущества в состоянии, не отвечающем требованиям Правил благоустройства и санитарного содержания территорий г. Сочи, Правилам землепользования и застройки на территории МО "Город-курорт Сочи". На практике это означало, что за малейшее нарушение "Правил" стоимость арендной платы могла возрасти в 20 раз. Фактически этим постановлением администрация г. Сочи занесла над местными арендаторами Дамоклов меч, грозивший обрушиться на любого и каждого.
ООО "ПКФ "Дагомыс" обратилось с заявлением в прокуратуру г. Сочи с заявлением о незаконности нормативно-правового акта. В результате проведенной проверки главе города-курорта Сочи Анатолию Пахомову прокуратурой был вынесен протест. Прокурор города Марк Большедворский потребовал привести в соответствие постановление главы, указав, что оно "противоречит федеральному земельному законодательству". Параллельно с заявлением в прокуратуру города ООО "ПКФ "Дагомыс" обратилось и в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействующим одного из абзацев постановления главы, как раз того, в котором вводится коэффициент "20".
Протест городского прокурора действия не возымел. В начале декабря 2010 года было принято новое постановление главы г. Сочи "О внесении изменений в постановление главы города от 15.06.2007№ 791". И хотя текст спорного параграфа администрацией был изменен, разорительный коэффициент при этом никуда не исчез, а в новой редакции стал именоваться "Ответственность в размере применения поправочного коэффициента "20" к сумме ежегодной арендной платы за земельный участок". Получается, что действия администрации города Сочи оказались направлены не на устранение нарушений, отмеченных в протесте, а на принятие нового, незаконного нормативно-правового акта. При этом на одно из обращений ООО ПКФ "Дагомыс" зам. прокурора г. Сочи ответил, что требования прокуратуры по приведению данного постановления выполнены.
Между тем Арбитражный суд Краснодарского края решением от 5 мая 2010 г. суд удовлетворил заявленное требование ООО "ПКФ "Дагомыс" к администрации г. Сочи. Вкратце решение суда было мотивировано тем, что введение повышающего коэффициента "20" для ставок арендной платы за земельные участки "нарушает принцип экономической обоснованности" и не соответствует "Земельному кодексу РФ". Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение Арбитражного суда Краснодарского края было оставлено в силе.
Буквально через два месяца после решения Арбитражного суда Краснодарского края, который признал незаконность постановления главы Пахомова, тема оплаты за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, была поднята на заседании Президиума Правительства Российской Федерации. Правительство РФ одобрило предложения Минэкономразвития России о мерах, направленных на обеспечение установления обоснованной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Вероятно, именно это событие и сыграло решающую роль в истории противостояния сочинских предпринимателей с администрацией г. Сочи. Прокуратура г. Сочи, которая ранее считала, что администрация города выполнила требования и привела нормативно-правовой акт в законное состояние, неожиданно "прозрела" и обратилась с обращением в УФАС России по Краснодарскому краю. По результатам этого обращения было возбуждено дело по признакам нарушения администрацией МО г. Сочи части 1 ст.15 ФЗ № 135 "О защите конкуренции".
В начале августа прошлого года УФАС по Краснодарскому краю, рассмотрев это дело, установил факт нарушения закона "О защите конкуренции", "...выразившийся в принятии постановления главы города Сочи от 03.11.2010 № 1693 "О внесении изменений в постановление главы города Сочи от 15.06.2007 № 791" "О порядке определения размера арендной платы за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю в г. Сочи" и установлению ответственности для арендаторов земельных участков в размере 10 и 20 к сумме арендной платы...". В итоге теперь уже УФАС выдал администрации г. Сочи предписание о прекращении нарушения ФЗ "О защите конкуренции". Ко всему материалы этого дела были переданы должностному лицу Краснодарского УФАС "для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении должностного лица администрации МО "Город-курорт Сочи" по части 1 ст.14.9 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях". По всей видимости, речь шла о привлечении к административной ответственности главы города Анатолия Пахомова, подписавшего незаконный документ.
Скандальное решение УФАС по Краснодарскому Краю было оспорено администрацией г. Сочи сначала в Арбитражном суде Краснодарского края , а затем и в в Пятнадцатом Арбитражном апелляционном суде г.Ростова-на-Дону. Апелляционный суд подтвердил правильность выводов первой инстанции о законности вынесения УФАС решения и оставил апелляционную жалобу без удовлетворения.
Знают ли сегодня сочинские предприниматели, арендаторы сочинской земли, об этом решении? Это большой вопрос, ведь администрация города неохотно распространяет информацию о своем поражении. Очевидно, что коэффициент "20" был мощным инструментом администрации для контроля над местным бизнесом, и это не удивительно, ведь, попав под этот коэффициент, можно было легко потерять всё. Кто проверит, сколько предпринимателей и как оплачивали этот коэффициент, кто будет возвращать эти деньги? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми. Драконовский коэффициент ушел в историю вместе с годом Дракона, уступив место маленькой, но ядовитой Змее.
Георгий СЕРГЕЕВ