5243
НГК: Александр Васильевич, летом этого года ВДЦ «Орлёнок» отметит 60-летний юбилей. Об «Орлёнке» за эти годы столько написано статей, книг и даже песен! Хотелось бы в нашем интервью коснуться малоизвестных фактов. Есть ли в Вашем центре музей? Какие экспонаты, на Ваш взгляд, представляют в нем особую ценность?
А.Джеус: В «Орлёнке» действует настоящий музейно-выставочный комплекс, в который входят музей истории, музей Военно-морской славы, музей спорта, музей детского лагеря «Комсомольский», выставка авиационной техники под открытым небом и Дом авиации и космонавтики, где хранятся уникальные экспонаты, в разные годы подаренные орлятам покорителями Вселенной.
Да и сам «Орлёнок», его здания и сооружения являются уникальным музеем советской архитектуры. В свое время группа архитекторов «Орлёнка», а проектировал лагерь Ленинградский зональный институт экспериментального проектирования жилищно-гражданских зданий (главный конструктор Исаак Зиновьевич Кауфман), получила «Гран-При» на международной выставке в Варшаве «Бочка Диогена». В 1962 году на конкурсе молодых архитекторов в Москве макет проекта занял первое место. В 1967 году взял «Гран-При» на международной выставке в Монреале «Экспо-67» за лучшее архитектурно-проектировочное решение по классу детского воспитательно-оздоровительного лагеря стационарного типа. Поэтому экскурсия по территории «Орлёнка» – это тоже увлекательное путешествие.
Если говорить о музее истории Центра, то он был открыт 11 июля 2000 года. Его экспонаты рассказывают о том, как придумывался и создавался «Орлёнок», как возникли его законы и традиции, какие уникальные программы, тематические смены и фестивали проходили и проходят в детских лагерях центра.
Здесь хранится много интересных вещей: «фирменная» посуда с изображением пионерского значка и надписью: «Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», макет брезентовой палатки, в которой жили первые орлята, макет теплохода «Романтик», подаренный «Орлёнку» военными моряками черноморского флота России, а также газета «Пионерская правда», известившая страну об открытии «Орлёнка». В списке уникальных документов – дневник участницы первой орлятской смены пионерки Нины Цыбеновой из Тывы, в котором она описывает свои впечатления об «Орлёнке». Многие экспонаты можно потрогать руками.
Возле лагеря «Солнечный» находится памятный камень со словами:
«Памятный камень 12.VII.1960
На камне высечена дата
Запомни друг
Вот здесь орлята
В строю застыли
Взвились флаги
Отсюда начинался лагерь!»
НГК: Есть ли фотография события закладки памятного камня? Если такая фотография есть, то удалось ли установить, кто на ней изображен? Жив ли хотя бы один участник этого памятного события?
А.Джеус: Фотографии этого события хранятся в нашем архиве. Мы знаем, что открытие мемориала в честь первой линейки во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок» (так официально называлось это мероприятие) проходило вечером, в августе 1970-го года и было приурочено к 10-летию Всероссийского пионерского лагеря. Установить по фото, кто на них изображён, сейчас сложно.
Тем не менее, мы точно можем сказать, что покрывало с камня снимал в тот памятный вечер Игорь Фёдорович Красицкий, первый начальник автобазы «Орлёнка», а затем – заместитель начальника Управления лагеря по административно-хозяйственной работе. К сожалению, его больше нет с нами...
Кстати, как рассказывали старожилы, когда появилась идея установить что-то памятное к 10-летнему юбилею «Орлёнка» на месте первых палаток, все единодушно решили, что это должен быть обязательно камень, которых во время бурного строительства было в лагере немало. Так и сделали. А вот стихи на памятной табличке появились немного позже.
Автор слов – вожатый детского лагеря «Комсомольский» Александр Кусый. Он был в то время в «Орлёнке», если можно так выразиться, штатным «датским» поэтом. Это когда пишут стихи к разным датам и юбилеям. Ему Игорь Красицкий и поручил написать строки для Памятного камня. Написал он их быстро, и вот уже полвека эти слова, известные всем орлятам, вызывают трепетные чувства у тех, кто их читает, находясь в «Орлёнке».
НГК: Уже в первые годы после образования «Орленка», судя по публикациям прежних лет, педагогический коллектив «Орленка» создал новую уникальную орлятскую методику, которая отличалась концептуально от методики «Артека». Что это за методика, сохранилась ли она до сих пор и претерпела ли изменения за 60 лет существования лагеря?
А.Джеус: В 60-е годы в «Орлёнке» была создана не методика, а целая орлятская педагогика работы с временным детским коллективом в условиях детского лагеря. Ведь что такое методика? Это описание способа достижения поставленной цели. А педагогика - наука о воспитании детей и взрослых.
Если сравнивать «Артек» и «Орлёнок» советского времени, то нужно понимать, что периоды становления у наших центров были разные, поэтому задачи, подходы и методики отличались.
Для основателя «Артека» Зиновия Петровича Соловьёва в 1925 году главной была задача оздоровления детей Советского Союза, воспитание и развитие их гражданских и патриотических качеств, развитие их стремления не жалеть ни сил, ни даже жизни ради любимой Родины. И в последующие годы в «Артек» направлялись лучшие ребята, передовики, победители, стахановцы. Там проходили Всесоюзные слёты, фестивали, конкурсы. Для этого создавалась специальная артековская педагогика…
«Орлёнок» же родился в шестидесятые годы, годы так называемой «хрущёвской оттепели». Когда велись горячие споры о моральном облике строителя коммунизма, когда сильны были демократические основания строительства жизни гражданского общества. И молодых людей, и детей этому надо было учить не по учебникам и лекциям, а в реальной практике – давайте построим жизнь в лагере такую, какую нам хочется. Давайте создадим законы орлятской жизни, придумаем свои ритуалы и традиции. Не будем жить по плану-сетке, написанной взрослыми, а сами спланируем эти 30 дней, исходя из общих интересов и желаний. Чтобы каждому в этой жизни нашлось свое место, чтобы у каждого была возможность развить, преобразовать и проявить себя. И не было никакой раздельной жизни, детской и взрослой, это было единое детско-взрослое сообщество. Сборы, линейки, походы, праздники, костры, дискуссии и трудовые десанты – всегда вместе, взрослые и дети. Постоянного «командирства» не было: у каждого была возможность проявить себя и в роли подчинённого, и в роли командира. Одновременно готовилось и проводилось 3-5 отрядных, общелагерных дел.
Приобретённый опыт строительства радостной и счастливой жизни «орлята» увозили в свои школы, в пионерские и комсомольские организации. «Орлёнок» стал настоящей Всероссийской школой комсомольского и пионерского актива. В него приезжали не только рапортовать об успехах, но и вместе обсуждать серьёзные вопросы дальнейшего развития страны, делиться опытом, находить пути решения возникших проблем.
За 60 лет более двух миллионов детей и взрослых прошли школу «Орлёнка», они с гордостью носят орлятский значок, строят свою жизнь «по-орлятски», в её основе - главный орлятский принцип: принцип доброго отношения: к людям, природе, обществу, в котором живёшь, к делу, которому служишь, к самому себе, как части этого мира.
Эти идеи гуманистической орлятской педагогики продолжают жить и сегодня. Мы ещё более усилили личностно-ориентированный акцент в нашей педагогике. С помощью навигаторов, которые размещены на нашем сайте, ребёнок вместе с родителями может определить, развитию каких своих умений и способностей он может посвятить свое время пребывания в «Орлёнке», чему научиться, что создать или сотворить, в чем самореализоваться.
При поддержке своих отрядных вожатых и других педагогов ребёнок составляет свой индивидуальный маршрут достижения намеченной цели, а вместе со своим отрядом/командой составляет план радостной, наполненной интересными событиями жизни, определяет свою зону ответственности и участия в делах отряда и лагеря. Регулярно на отрядных сборах происходит сверка этого маршрута, заполняется «Карта моих достижений».
Современные дети способны более чётко увидеть и определить своё будущее, и наша задача – помочь им проложить маршрут и поддержать на самых сложных его этапах.
НГК: Наверняка в «Орлёнке» есть так называемый список известных в России людей, которые побывали в нем в детстве. Назовите, пожалуйста, самые яркие имена. Поддерживают ли эти люди, в какой бы то ни было форме связь с «Орлёнком»?
А.Джеус: Список есть, и он очень длинный. Например, в числе орлят Министр обороны РФ Сергей Шойгу, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова, директор Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Александр Школьник, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, лётчики-космонавты, герои России Сергей Волков, Сергей Рязанский, Сергей Кричевский и Михаил Корниенко; известные спортсмены, журналисты, актёры, певцы и музыканты: Юлия Савичева, Сергей Лазарев, Олеся Судзиловская, Ольга Будина и многие другие.
Арзамасова в роли вожатой
Мы всегда рады встречать наших звездных орлят на земле детского центра. Часто в гости к ребятам приезжает Анна Кузнецова, Александр Школьник, наши герои-космонавты. Всегда с большой радостью выступают на орлятской сцене звездные певцы и музыканты.
Каждый из них с теплотой вспоминает время, проведенное в «Орленке», многие хранят фотографии тех лет, письма, отправленные домой, и с гордостью по особо важным поводам надевают орлятский значок.
НГК: Как вы считаете, какой период в жизни «Орлёнка» был самым трудным и почему?
А. Джеус: Конфуций говорил: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен». 90-е годы прошлого столетия были переломными для всей страны и, конечно, для «Орлёнка».
Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» в тот период перестал существовать – сначала был переименован в Российский детский юношеский центр, позднее - во Всероссийский детский центр.
Эпоха взлётов и падений, творческих споров о значимости лагеря, поисков нового, светлого, яркого – всего того, что могло бы украсить и наполнить смыслом жизнь Детства – всё осталось в прошлом. Вся страна, разбитая политическими амбициями на крохотные, «самостийные» государства, переживала тяготы распада.
Всеобщая разруха не могла не отразиться на детском лагере. Он выглядел так, как выглядела во времена раздрая вся страна: неприглядно, неуютно, нерадостно. Одно выручало: неистребимая орлятская жизнеутверждающая педагогика и взаимовыручка. Тогда «Орлёнок» получал поддержку от орлят прошлых лет, известных учёных, актёров, композиторов, политиков. Поскольку государство финансировало только заработную плату и питание детей, из регионов потянулась материальная помощь: канцелярские принадлежности, аудио- и видеоаппаратура, книги, рюкзаки, палатки, спортивное оборудование и многое другое.
Несомненным интеллектуальным вкладом в образовательное развитие «Орлёнка» в этот период стала Федеральная программа регионального взаимодействия, апробированная в детском лагере «Штормовой».
Программа предусматривала формирование и развитие в современных социальных условиях нового сознания подростка, новых культурных норм, базирующихся на общечеловеческих ценностях. Это были первые шаги, первый поиск, своеобразный ответ на разрушение идеологии коммунистического воспитания.
Следующий этап становления педагогики, ремонта и глобальной реконструкции материальной базы начался уже в новом веке, в 2001 году.
НГК: Существует ли содружество всероссийских детских центров «Орлёнка», «Артека», «Океана», в чем оно выражается? А негласная конкуренция?
А.Джеус: Существует и содружество, и здоровая конкуренция. Мы обмениваемся опытом, проводим совместные события, форумы организаторов детского отдыха, фестивали вожатских команд, поздравляем друг друга с праздниками, общаемся неформально. Если говорить о конкуренции, то, конечно же, она тоже присутствует. Но не в вопросе, кто масштабнее и круче, а скорее в части разработки новых образовательных программ, интересных познавательных проектов. Вот здесь есть конкуренция. И это хорошо.
Соперничество позволяет генерировать новые идеи, искать современные подходы, привлекать партнеров и ресурсы, а, в конечном счете, создает условия, при которых наши программы и смены становятся увлекательнее и продуктивнее.
НГК: Учитывая зависимость от гаджетов современных детей, какие правила действуют в ВДЦ во время смен относительно пользования сотовыми телефонами?
А.Джеус: Ни для кого не секрет, что современные подростки в большинстве своем зависимы от гаджетов. Дети умеют хорошо работать с любой информацией, быстро развиваются, могут делать одновременно несколько дел, визуалы, обладающие «клиповым» мышлением, при этом они не очень хорошо запоминают информацию, надеясь не на свою память, а на сеть, где при случае всё можно посмотреть и, к сожалению, в связи с этим утрачивают способность общения вне интернет-пространства.
Поэтому в «Орлёнке» мы учим детей общаться друг с другом, развиваем их образовательный интерес и ценностный потенциал. И гаджеты нам в этом не помощники. В центре действует режим временного ограничения использования цифровых устройств. Он применяются только в развивающих целях (поиск необходимой информации для подготовки к отрядным делам, конкурсам и играм, выполнение творческих и исследовательских работ, предусмотренных программой смены), для осуществления фото- и видеосъёмки крупных общелагерных и общеорлятских событий и общения с родителями.
НГК: Есть ли трудности в работе школы, ведь классы в «Орленке» - это временные коллективы, которые создаются на период смены?
А.Джеус: Трудности есть в каждой школе, это живой организм. Мы не исключение. Но я бы говорил об особенностях работы с временным ученическим коллективом.
Школа «Орлёнка» находится в структуре целостного комплекса дополнительного образования. Система деятельности Центра определяет особенности функционирования и подразделения, отвечающего за реализацию программ общего образования.
Дети приезжают из всех регионов России, из разных типов школ, в том числе и национальных, с различным уровнем предметной подготовленности, учебной мотивации. Основная цель приезда каждого ребёнка в «Орлёнок» – участие в активной, познавательной, интересной жизни детского лагеря, общение и приобретение нового опыта, впечатлений. Обучение в школе не предполагает домашних заданий, максимальная аудиторная недельная нагрузка составляет всего 25 часов, и это определяет особенности методик преподавания предметов, проектирование образовательного процесса на основе интерактивности, индивидуализации обучения. Это требует от учителя внимательного, личностно-ориентированного отношения к каждому ученику, понимание его образовательной ситуации, особенности индивидуального развития с учётом возраста. Педагогический коллектив школы «Орлёнка» находится в постоянном профессиональном поиске инновационных методик, оптимальных для временного ученического коллектива образовательных технологий.
Система российского образования стремительно развивается, каждый день появляются, утверждаются, переутверждаются новые учебники, пособия, учебно-методические модули по разным предметам, по которым обучаются современные школьники. В условиях школы всероссийского уровня с временным ученическим коллективом это становится проблемной задачей. Порой в одном классе бывают до 10 различных учебников математики. Важной задачей становится постоянное изучение, анализ содержания учебной литературы, разработка системы комплектования классов, выработка каждым учителем оптимальной системы работы с индивидуальными образовательными траекториями обучающихся, обеспечение разноуровневости содержания образования по предмету в каждом классе.
Школа «Орлёнка» должна быть интересной для ребёнка. Это не просто совокупность учебных помещений, а насыщенное образовательное пространство, где каждый ребёнок может сформировать свой познавательный интерес, знание, приобрести новый практический опыт исследовательской, экспериментальной работы. Это представляется важной задачей для орлятских учителей, ведь школа работает на орбите интенсивных, деятельностных образовательных программ детских лагерей. Каждый день в школе «Орлёнка» проводятся не только уроки, но и создаётся яркий мир внеурочной деятельности, в проектах которой реализуются важные задачи развития читательской культуры подрастающего поколения - «С книгой в контакте», логического и инженерного мышления - «Математика, которая нам нравится», «Экогород»; моделируется пространство неформального гражданского образования и сохранения исторической памяти народа - «Хранители исторической памяти», «Великие имена России». Каждая минута и на уроке, и на перемене в школе «Орлёнка» ценится. На перемене можно с удовольствием почитать книгу, принять участие в весёлом спортивном соревновании, потренироваться в технике быстрого счёта и решении логических задач, поставить с одноклассниками биологический или физический эксперимент. Работа происходит в условиях сокращённого учебного времени, в школе создаётся особая познавательная среда учебной коммуникации учителей и обучающихся. Важными в системе работы становятся образовательные мероприятия, где организаторами являются старшеклассники, в которых можно поделиться своим знанием или научить своего сверстника.
НГК: За годы своего существования «Орлёнок» оброс легендами. Можете поделиться самыми любимыми?
А.Джеус: Легенд у «Орлёнка» много. Пожалуй, самая известная – про ступеньку любви. Вообще, у нас очень много лестниц, ведь центр расположен среди гор. И каждая имеет своё название, свою историю, свою тайну...
Если вы пойдёте к лагерю «Звёздный» со стороны моря, то увидите длинную-длинную лестницу, ведущую «в небо», а точнее – к Лунному городку и обсерватории. Если поздно вечером пройти по этой лестнице, то возникает полное ощущение, что ты уходишь прямо в космос, к звёздам.
И название у неё подходящее – Космическая лестница.
А я вам расскажу всего про одну ступеньку, на которую никто никогда не наступает, – ступеньку Любви. Есть и легенда появления этой ступеньки. В очень давние времена, когда вожатые ещё жили в Лунном городке, который находится на горе, в одном отряде отдыхал мальчишка. Не плохой, не хороший, не угрюмый, не весёлый – проще сказать, разный. Он каждое утро со своими новыми друзьями убегал к морю, участвовал в различных делах, пел песни. Вот только одно отравляло жизнь его вожатой – уж очень он ей досаждал. То убежит в неизвестном направлении, и его приходилось часто искать, то напроказит, а вожатой – расхлёбывать, то... в общем, был он для своего воспитателя сплошным мучением. Что только она ни делала – и беседовала, и ругала, и к начальству ходила, а он только хмуро улыбался и молчал. И в последний день смены, когда мальчик уезжал, его последние слова перечеркнули все старые обиды. Прямо из автобуса он прокричал: «Я дарю вам третью ступеньку!» И только вечером, возвращаясь домой по той самой лестнице, вожатая увидела надпись на третьей ступеньке сверху: «Я вас люблю!». Мальчик просто не знал, как ещё во время смены обратить на себя внимание – отсюда и все его проказы. С тех пор у нас есть СТУПЕНЬКА ЛЮБВИ. На неё не наступают, её берегут как символ мальчишеской любви. Вот такая легенда.
Кстати, в апреле этого года совместно с нашим давним партнером, Центром визуальных искусств, мы начинаем съемки полнометражного художественного фильма под названием «Легенды «Орлёнка». Это современная романтико-приключенческая история с элементами фэнтези, построенная по нескольким легендам, в разные годы придуманным вожатыми «Орлёнка».
По сюжету, ребята, которые приезжают во Всероссийский детский центр, преодолевают череду приключений и испытаний. Каждый из друзей талантлив по-своему, но лишь в команде они становятся настоящей силой, способной решить непростые задачи во имя спасения жизни одного из них. Генеральным продюсером фильма выступает Заслуженный работник культуры РФ Лариса Преториус, режиссёром – Ольга Беляева, известная по картинам «Тайна тёмной комнаты» и «Опасные каникулы». Лента будет снята по сценарию российского актёра, драматурга, выпускника Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова Валентина Преториус.
Первый съёмочный день запланирован на 8 апреля этого года. Фильм станет достойным подарком к 60-летию нашего центра.
НГК: Знаете ли Вы фамилии всех руководителей ВДЦ, которые работали в нем до Вас? Кто эти люди?
А.Джеус: Все руководители «Орлёнка» – люди неординарные. Первым начальником управления тогда еще пионерского лагеря был Андрей Иванович Андреев. Его направили в «Орлёнок» по решению ЦК ВЛКСМ в 1960 году как лучшего работника Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». Во время его работы (1960-1961г.г.) лагерь посещали члены Правительства РСФСР, был утвержден план развития лагеря, началась деятельность по проектированию зданий и сооружений.
Андрея Ивановича сменил Герд Филиппович Долбнин, он возглавлял лагерь с 1961-1962 годы, а затем с 1963 по 1966 годы – Алиса Федоровна Дебольская. В пору ее управления в «Орлёнке» была сформирована особая система воспитания детей, создана замечательная, творческая атмосфера. В «Орлёнок» того периода приезжали не только и не столько педагоги, сколько интересные талантливые люди, очень разные, с многообразным опытом. Музыканты, художники, врачи, спортсмены, инженеры становились вожатыми и работали с детьми.
До меня «Орлёнком» управляли 10 руководителей.
НГК: Можете Вы сказать, что ВДЦ «Орлёнок» стал для Вас главным делом всей Вашей жизни?
А.Джеус: Конечно, «Орлёнок» – это значимая часть моей жизни. Я был назначен на должность генерального директора Центра в феврале 2001 года, и вот уже 19 лет стою у его руля, решая проблемы, задачи, выстраивая перспективы развития. Планов впереди много, как минимум лет на 100!
НГК: Юбилей – повод для подарков. Какой бы подарок вы хотели получить к этому дню для Центра? А для себя лично?
А.Джеус: В прошлом году мы подготовили программу развития Центра до 2025 года. Это довольно амбициозный план, который подразумевает реконструкцию имеющихся и строительство новых объектов «Орлёнка», модернизацию системы образования, создание новых современных локаций для занятий с детьми.
Программа уже внесена на рассмотрение Правительства РФ. Ее окончательное согласование и старт реализации – серьезный подарок, как для «Орлёнка», так и для меня лично.
НГК: Как будете отмечать 60 лет? Кого из именитых намерены пригласить на юбилей?
А.Джеус: Торжественные события, посвящённые 60-летию «Орлёнка», проходят в течение всего года. Ребята каждой смены становятся участниками тематических дней, в ходе которых узнают об истории, традициях центра, встречаются с выдающимися орлятами.
В этом году мы запустили уникальный проект «Звёздный вожатый», в который вовлекаем медийные лица. Вожатыми у ребят уже стали актриса Лиза Арзамасова, президент института детских лагерей Китая Айджун Ни, актер Сергей Соцердотский, и этот список будет расширяться.
12 июля в непосредственный день торжества на орлятской земле соберутся тысячи людей, для которых наш центр стал значимым. В их числе известные представители науки, искусства и спорта, выдающиеся деятели культуры, кино и телевидения, добрые друзья «Орлёнка».
Конечно, мы высылаем приглашения первым лицам нашего государства, известным орлятам.
По традиции, день начнётся с торжественной линейки на Звёздной площади, которая соберёт более 4000 орлят и гостей центра.
После официальной части – обязательный сбор у памятного камня, где проходила первая линейка тогда ещё пионерского лагеря «Орлёнок», затем в гостиных детских лагерей встретятся орлята разных поколений, они вспомнят о временах, когда трудились или отдыхали в лагере, обменяются историями о том, как «Орлёнок» изменил их жизнь.
Орлят ждёт многообразие творческих и танцевальных площадок, спортивных соревнований. Особым подарком к празднику станет морская регата. Ведь море – это неотъемлемая часть «Орлёнка».
В течение дня будут организованы экскурсии по Всероссийскому детскому центру, во время которых гости смогут увидеть, насколько изменился и преобразился лагерь.
Кульминацией торжества станет праздничное театрализованное представление с участием лучших детских и профессиональных коллективов и звёзд российской эстрады, а в завершении детей и гостей ждёт яркий праздничный фейерверк.
И это только малая часть тех мероприятий, которые готовит «Орлёнок» на своё 60-летие.
НГК: Что на Ваш взгляд требует сегодня в «Орлёнке» реконструкции, ремонта, перепланирования? Сколько средств требуется для реализации этих задач, сколько времени? Да и вообще, стабильно ли финансируется из федерального бюджета ВДЦ?
А.Джеус: «Орлёнок» возводили качественно, строили на века, но время вносит свои коррективы, да и требования к организации современного образовательного пространства, обеспечению быта детей в условиях детского лагеря изменились.
Программа развития Центра до 2025 года предполагает кардинальные изменения и строительство учебно-воспитательного центра в детском лагере «Олимпийский», открытого концертного зала, детского аквапарка, реконструкцию детских лагерей «Комсомольский», «Солнечный», «Дозорный», школы, Дома вожатых, Дворца культуры и спорта, капитальный ремонт корпусов «Звёздный», «Штормовой», «Стремительный», Дома авиации и космонавтики, здания эвакобазы в г. Туапсе, наружных инженерных сетей и фонтанов. Общий объём финансового обеспечения реализации – свыше 18 миллиардов рублей.
НГК: Удалось ли руководству ВДЦ отселить с территории лагеря местных жителей, квартиры, дома и гаражи которых оказались в черте лагеря? Можно ли с облегчением сказать, что эта хлопотная проблема, которой Вы занимаетесь много лет, уже в прошлом?
А.Джеус: Местные жители на территории «Орлёнка», как это сложилось в «Артеке», никогда не жили. В Доме вожатых и объектах Лунного городка всегда предоставлялось ведомственное жилье, а вот с незаконными постройками на федеральной земле (гаражи) в границах 1 микрорайона пгт. Новомихайловский нам пришлось повоевать.
Это была длительная и сложная проблема, которую мы решили.
НГК: На территории центра находится несколько памятников. Как вы думаете, какие новые памятники можно было бы поставить для увековечения новейшей истории ВДЦ?
А.Джеус: Мое глубокое убеждение, что главное – не памятники и постаменты, а результат нашего труда. Он отражается в судьбах детей, которые проходят школу «Орлёнка», в их стремлениях и победах. Во вторую очередь – это новые объекты инфраструктуры, которые мы создаем. Например, Амфитеатр, аналог которому на черноморском побережье найти трудно.
НГК: Самые трудные вопросы орлят, на которые Вам, как руководителю Центра, пришлось отвечать в разные годы?
А.Джеус: Недавно участник программы «Детский пресс-отряд» задал мне вопрос: «Если бы вы были дверью, то куда бы вы открывались?» Вот как на него ответить? А это дети и лицо держать надо!