Культура:

Кодекс Виктора Колодяжного

18.08.2020

Первая книга известного политика стала заметным событием в культурной и политической жизни Кубани

Автор: Галина Ташматова

1644

2 июля 2018 года Виктор Колодяжный дал «НГК» интервью в формате «Без галстука». http://ngkub.ru/politika/viktor-kolodyazhnyj-bez-galstuka

Произошло это на второй день после его ухода с должности руководителя управления Росреестра по Краснодарскому краю, которую он занимал без малого 9 лет и оставил по достижению предельного возраста для госслужащего. Вопросы подразумевали не столько вехи трудовой биографии героя, сколько личное отношение к делу которому служил, событиям, участником которых довелось стать, и к тем, кто был все эти годы рядом. На вопрос НГК «Что вы считаете своим главным достижением?» Виктор Викторович ответил: «Не останавливаться на достигнутом». Подумалось, что с такой жизненной максимой переквалифицироваться в пенсионеры ему будет очень и очень трудно. Но уже к концу нашей беседы Колодяжный начал перечислять важные дела, которые он наметил сделать в ближайшее время: установить в городе Новокубанске памятник первому секретарю райкома КПСС Андрею Недилько, написать книгу. О чем будет книга, Виктор Викторович говорить наотрез отказался, пообещал подарить экземпляр с автографом.

О памятнике кавалеру Ордена Ленина, двух орденов «Трудового Красного Знамени», двух орденов «Знак Почета» Андрею Филипповичу Недилько, воздвигнутому на средства и стараниями Виктора Колодяжного и его близкого друга Федора Булдыжова мы писали в марте 2020 года. (http://ngkub.ru/obshchestvo/narodnaya-lyubov) А в июле этого же года Виктор Викторович слово свое сдержал и вручил мне свою книгу «Кодекс жизни», вышедшую в московском издательстве «Мнемозина» небольшим тиражом, всего 500 экземпляров. В выходных данных к изданию помечено «литературно-художественное издание». Не скрою, это вызвало у меня в первый момент некоторое удивление.

До сих пор Виктор Колодяжный представлялся мне только, как функционер: ответственный, собранный, обязательный, эффективный на всех участках работы, куда бы не заносила его судьба. А тут художественная литература!

Оказалось, что нет такого дела, которое было бы этому удивительному человеку не по плечу. Талантливые люди талантливы во всем. «Кодекс жизни» Виктора Колодяжного после прочтения с неделю не выходил из головы. Книга неотступно возвращала к событиям и людям, описанным в ней. Чувства удивления, возмущения, ностальгии, сменяли друг друга. Преломлен через судьбу автора книги, оказавшегося в начале девяностых в гуще политических событий Кубани, один из самых противоречивых периодов. До сих пор наши современники не пришли к единому мнению, была ли это эпоха фундаментального задела новой жизни или проедания запаса социалистической прочности. Впрочем, большое видится на расстоянии, и истинную оценку былому дадут последующие поколения. Важно запечатлеть образы реальных творцов истории без идеологического глянца.

Книга Виктора Колодяжного не только о времени и о себе. Она густо заселена героями, каждого из которых автор выписывает с большой любовью и благодарностью. И не один из них дурной славой в народе не пользуется. Автору удалось избежать комплиментарности высшим дожностным лицам, без которой редко обходятся биографические издания бывших функционеров. Выдержки из стихов Иосифа Бродского, уместно рассыпанные автором по ткани повествования, придают мыслям и образам философскую трехмерность.

Были ли в жизни Виктора Колодяжного отрицательные типы? Наверняка, как у всякого успешного деятельного человека, тем более мэра предолимпийского Сочи. Один из его близких друзей, Виталий Игнатенко, заслуженный журналист РФ, общественный деятель, генеральный директор ИТАР-ТАСС (1991-2012), воспоминаниями которого открывается вторая глава книги «Люди. Годы. Города» пишет: «Весь город знал, что Виктор Колодяжный мог открыто восстать, к примеру, против незаконного строительства, несмотря на то что за пролоббированным проектом - высокопоставленная влиятельная персона. Окрики, интриги, заказные очерняющие публикации, даже прямые угрозы сопровождали Колодяжного в его сочинские годы! И пусть простят меня Небеса, но я до сих пор не верю в случайность трагедии на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге – гибели при дорожно-транспортном происшествии пятилетней дочери Виктора и Натальи Колодяжных».

Но страшное горе не сломило Колодяжного, не подорвало его веры в хороших людей, которых, как известно, по жизни гораздо больше, чем плохих. Главной чертой в характере Виктора Колодяжного было и остается уважение к человеку-труженику, независимо от его места в социальной иерархии.

Все мы родом из детства. И истоки наших побед и неудач тоже оттуда. Вспоминая детство, пенсионер союзного значения Виктор Колодяжный, сам того не подозревая, открывает читателю секрет своей несгибаемости. Речь идет о ежегодной работе школьников на хлопковых плантациях вплоть до первых холодов «Раз за разом, день за днем: колешь и колешь, режешь и режешь пальцы о железоподобные острые «лепестки» коробочки. За ночь кровоточащие ранки чуть подживут - утром исколешь их наново, до слез. И так считай, весь первый пахтакорский год. А то и два, если кожа нежная. Потом на пальцах «основной» руки набиваются такие мозоли, которые не сходят и через десять, и через сорок лет, и даже после выхода на пенсию. Всем желающим могу дать потрогать свою руку – «закалка» фирменная, узбекская. Руку пахтакора, как изломанные уши борца, знающий человек срисовывает с первого взгляда». По тому, что особо нам дорого и памятно, как по линиям руки, можно судить о самом сокровенном в человеке, что в обычной жизни не выставляется напоказ.

Другое дело – художественная литература. У каждой книги, о ком бы она ни повествовала, главный герой - это всегда автор! Личность его так и сквозит между строк, хочешь ты этого или нет. Автор и его герой в «Кодексе жизни» не раздваиваются. Это честная книга, о самой главной роскоши в жизни - общении с людьми. Теми, с которыми сводит судьба, теми, что становятся неотъемлемой частью твоей жизни, с которыми у тебя появляются общие воспоминания. А вспомнить начинающему литератору Виктору Колодяжному есть что. Настоящими учителями, учениками, друзьями, которые остаются с тобой и после ухода с высоких постов, жизнь его не обделила. 

Первая глава «Прожито без черновиков» начинается рассказом «Хлопковое детство». Для того чтобы почувствовать авторское эго, приведу небольшой отрывок. «Отец нас по-своему очень любил, старался как-то поддержать, помочь в решении проблем, направить в нужное русло. Многие его мудрые и дальновидные поступки не могут не восхищать. Ну вот как он, например, догадался собрать нас, десяток близких друзей, и отдать в обучение аксакалу (дедушке) по имени Абдулла. Строгий старик постепенно открывал нам «законы мяса»: как его выбрать, из чего выбирать, как подготовить к разделке, в какие блюда, что нужно добавить к мясу. Без всякого хвастовства скажу, что следуя наставлениям аксакала, которые помню дословно, воспроизводя движения его сильных и ловких рук, я могу приготовить гостевой плов уровня шеф-повара приличного ресторана, и не только плов. За достаточно долгую жизнь мне многое удалось попробовать в разных заведениях по всему миру, так что есть с чем сравнивать».

Сравнивая первую книгу, вышедшую из-под пера Виктора Колодяжного с воспоминаниями других политических деятелей Кубани его эпохи, нельзя не отметить исторической достоверности , с которой переданы ярчайшие события нашего края начала ХХI века: это и наводнение в городе Армавире, и переселение староверов из Имеретинской низменности, на острие которых оказался автор.

Элеонора Рябцева - человек в Сочи легендарный, заслуженный врач Российской Федерации, почетный гражданин города Сочи, главный врач Сочинской городской больницы № 4 написала в своем эссе, помещенном в книге «Кодекс жизни» так: «Пускай сведения, которые хранит память каждого из нас, отрывочны, но собранные вместе под одной обложкой, они станут ярким отображением жизни города в течение 4 лет. Хотите шире? Следуйте примеру автора данной книги, затевайте свою. Если поинтересоваться в библиотеках города, обнаружится, что подобных книг - написанных сочинцами о себе и своем времени - не так уж много. И это плохо».

А хороших книг и того меньше… Так, что первая книга Виктора Колодяжного без, сомнения станет заметным событием в культурной и политической жизни Кубани.