Интервью:

Алексей Киров: «Новые Правила направлены на повышение прозрачности в вопросах утилизации биологических отходов»

13.03.2025

Респондент: Алексей Киров

Интервьюер: Редакция «НГК»

391

Интервью с начальником отдела внутреннего ветеринарного контроля и надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Алексеем Кировым.

НГК: Алексей Николаевич, на какие категории граждан, физических и юридических лиц распространяется действие Постановления № 677 «Об утверждении Ветеринарных правил сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов»?

А. Киров: Правила устанавливают обязательные для исполнения требования при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов для всех видов организаций и категорий граждан.

НГК: На какие классы подразделяются биологические отходы?

А. КИРОВ: Биологические отходы в соответствии со ст. 4.3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» подразделяются на категории: умеренно опасные биологические отходы – это трупы животных, в том числе их части, мертвые эмбрионы животных, мертворожденные и абортированные плоды животных, в том числе их части, органы, ткани животных или их фрагменты, образовавшиеся в ходе ветеринарных манипуляций, отходы животного происхождения, образующиеся в местах убоя животных, отходы, получаемые при первичной переработке охотничьих ресурсов;

 Особо опасные биологические отходы – это отходы, образовавшиеся в результате возникновения особо опасных заболеваний (ящур, грипп птиц, сибирская язва, АЧС, бешенство и др.) и возбудителями болезней животных, впервые выявленными на территории Российской Федерации.

НГК: Как должен был поступать домохозяин, у которого пала корова или мелкий рогатый скот, несколько голов домашней птицы раньше, и как должен поступать теперь, после вступления в действие данного постановления?

А. КИРОВ: Порядок действий при падеже животных не изменился. Хозяин должен сообщить об этом ветеринарным специалистам государственной ветеринарной службы любым доступным способом в максимально короткие сроки. До приезда ветеринарных специалистов исключить доступ к трупу посторонних лиц и других животных, включая птицу (дикую и синантропную).

Исключить доступ на территорию хозяйства посторонних лиц, а также контакт с другими владельцами животных и их животными, не посещать другие хозяйства (подворья), где содержатся животные.

Не проводить ввод животных в хозяйство и вывод из него, также реализацию продукции животноводства, продуктов жизнедеятельности животных (навоза) а также кормов до уточнения диагноза и указаний ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы.

Спецодежду, обувь, предметы ухода, используемые за павшим животным поместить отдельно (на территории домовладения) для проведения дальнейшей дезинфекции.

Установить дезковрики (при их отсутствии) перед входом в помещение, где находятся павшие животные.

Не проводить снятия шкуры, разделку туши павшего животного до прибытия (разрешения) ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы.

НГК: Существенно ли отличается Постановление № 677 от ранее действовавших законодательных актов в этой сфере?

А. КИРОВ: Кардинальных изменений новые Правила не предусматривают. Скорее, они направлены на регулирование процесса обращения с биологическими отходами, улучшение процедур обращения с биоотходами, минимизацию рисков для окружающей среды и повышение прозрачности в вопросах их утилизации.

НГК: При каких объемах, и какого класса биологические отходы могут быть сожжены в траншеях? Каковы требования к траншеям? Не наносит ли сожжение открытым способом биологических остатков вред экологии в виде вредных выбросов в атмосферу и неприятного запаха? Нужно ли сдавать золу от сожжения специализированным организациям?

А. КИРОВ: Уничтожение умеренно опасных биологических отходов и особо опасных биологических отходов под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка допускается в одном из следующих случаев:

- образование трупов животных при одновременном массовом заболевании животных;

- при отгонном животноводстве, включая оленеводство, в районах Крайнего Севера, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Уничтожение биологических отходов в данных случаях должно осуществляться под наблюдением специалиста госветслужбы. Траншея для сжигания биологических отходов должна быть обустроена так, чтобы обеспечивалось нахождение продуктов сжигания биологических отходов в пределах траншеи.

Зола и другие негорючие остатки должны захораниваться в той же траншее (яме), в которой проводилось сжигание биологических отходов.

Оценка причинения вреда экологии связанных с выбросом вредных веществ в атмосферу не относится к компетенции Управления.

НГК: Для сбора, транспортировки и утилизации биологических отходов от фермеров, агрокомплексов занимающихся разведением животных, аквакультурой, мясоперерабатывающих предприятий потребуются специализированные помещения, емкости, холодильное оборудование, спецтранспорт, учет движения отходов и многое другое, по аналогии с медицинскими биологическими отходами. Для этого нужны дополнительные вложения в производство, переобучение персонала. Как Вы считаете, готовы ли наши предприниматели, граждане к тому, чтобы с 1 марта 2025 года выполнять положения данного Постановления?

А. КИРОВ: По мнению Управления, вступление новых Правил не повлечет дополнительных финансовых вложений в производство и переобучение персонала.

Новые Правила утверждены в ноябре 2024 года, что дало возможность хозяйствующим субъектам заранее пересмотреть свою деятельность, связанную с обращением биологических отходов, и привести их в соответствие с новыми стандартами. Хозяйствующие субъекты должны и обязаны быть готовыми к соблюдению указанных Правил.

НГК: Как должна быть оборудована в свете нового Постановления ветклиника? Какой период могут находиться в ней биологические отходы, и в каком количестве? Что она должна с ними делать, если у нее нет траншеи и инсинераторной установки?

А. КИРОВ: Хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами) (далее – помещения для хранения биологических отходов), за исключением случая, установленного пунктом 7 Правил.

Пункт 7. Допускается хранение умеренно опасных биологических отходов в емкостях для биологических отходов, расположенных в холодильниках, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных и термометрами (термографами, терморегистраторами).

Стены, перегородки, потолок, пол в помещениях для хранения биологических отходов должны быть выполнены из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. Внутренние поверхности помещения для хранения биологических отходов и инвентарь в таких помещениях, которые сделаны из деревянных материалов, должны быть окрашены.

Не допускается хранение биологических отходов в одном помещении с продукцией животного происхождения, кормами и (или) кормовыми добавками.

Срок хранения биологических отходов не должен превышать:

- при температуре от плюс 4 до 0 °C – 2 суток;

- при температуре от минус 1 до минус 7 °C – 3 суток;

- при температуре от минус 8 до минус 10 °C – 7 суток;

- при температуре от минус 11 до минус 17 °C – 30 суток;

- при температуре от минус 18 °C и ниже – 12 месяцев.

Также необходимо иметь заключенный договор со специализированной организацией, осуществляющей сбор, перемещение и утилизацию биологических отходов.

В ранее действующих Правилах (Приказ 626), также предусматривался порядок и сроки хранения биологических отходов.

НГК: До сих пор владельцы умершей кошки или собаки либо выбрасывали труп павшего питомца в мусорный бак, либо хоронили самостоятельно в парке или лесополосе. Как они должны поступать в этом случае по закону?

А. КИРОВ: В ранее действующем нормативе (Приказ 626), а также в новом нормативе (Приказ 677) действия, отраженные в Вашем вопросе, являются нарушением, которое влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа.

Возможные способы утилизации павшего животного следующие:

- обратиться в ветеринарную службу субъекта;

- обратиться в специализированную организацию, осуществляющую сбор, перемещение и утилизацию биологических отходов.

НГК: Каковы штрафные санкции за нарушение положений данного Постановления к физическим и юридическим лицам?

А. КИРОВ: За нарушения требований при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

- на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

НГК: В каких случаях образуются радиоактивные биологические отходы, и на каких предприятиях, или при каких ситуациях они могут образовываться?

А. КИРОВ: Биологические отходы, относящиеся к радиоактивным отходам в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 года № 1069, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к компетенции Управления не относятся.

НГК: Чем, на Ваш взгляд, было вызвано принятие новых Правил сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов?

А. КИРОВ: Принятие новых Правил способствует улучшению регулирования процесса обращения с биологическими отходами, а также улучшению процедур обращения с биоотходами, минимизацию рисков для окружающей среды и повышение прозрачности в вопросах их утилизации.

НГК: Как специалисты Вашего ведомства намерены контролировать исполнение нового Постановления № 677: плановые проверки, по жалобам и заявлениям, или как-то иначе? Потребуются ли для этого дополнительные кадры?

А. КИРОВ: Соблюдение Правил, утвержденных приказом от 11.11.2024 № 677 также, как и ранее действовавших Правил (Приказ от 26.10.2020 № 626), осуществляется специалистами Управления при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе через информационные системы Россельхознадзора.  Дополнительные кадры не потребуются.

НГК: Какие основные изменения вносят новые ветеринарные правила по сравнению с предыдущими нормами?

А. КИРОВ: Изменения коснулись понятий «утилизация» и «уничтожение» биологических отходов.

Утилизация умеренно опасных биологических отходов допускается посредством производства кормов и кормовых добавок, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения.

Уничтожение умеренно опасных биологических отходов должно осуществляться посредством уничтожения в скотомогильниках посредством их сброса в биотермическую яму под наблюдением специалиста в области ветеринарии, являющегося уполномоченным лицом органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, либо сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка.

Также в Правила включены требования к используемым для хранения и транспортировки биологических отходов емкостям. Это подразумевает не только обновление материалов и конструкции емкостей, но и соблюдение строгих условий их использования.

Появилось понятие – сбор биологических отходов, который согласно новым Правилам, осуществляется в местах их образования или обнаружения.

НГК: Какие меры поддержки или разъяснительной работы планируются для организаций и граждан, чтобы обеспечить соблюдение новых правил?

А. КИРОВ: Ранее Управление, посредством размещения информации на официальном сайте информировало о предстоящих изменениях. Также разъяснительная работа проводится при проведении профилактических визитов в отношении хозяйствующих субъектов, а также в рамках консультирования.

НГК: Как будет организован контроль за соблюдением новых требований, особенно в отдаленных и сельских районах?

А. КИРОВ: Контроль за соблюдением новых Правил будет осуществляться в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе через информационные системы Россельхознадзора.  Кроме того, Управлением на постоянной основе проводится мониторинг по выявлению несанкционированного сброса биологических отходов в окружающую среду. Отдаленность населенных пунктов не влияет на работу специалистов Управления.

НГК: Какие технологии и методы утилизации биологических отходов рекомендуют новые правила?

А. КИРОВ: Утилизация умеренно опасных биологических отходов допускается посредством производства кормов и кормовых добавок, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения.

Для организаций и граждан, в процессе деятельности которых образуются умеренно опасные биологические отходы, допускается осуществлять утилизацию умеренно опасных биологических отходов посредством предварительного измельчения и последующей проварки в котлах или иных емкостях не менее двух часов при температуре не менее 100 °C. Полученная продукция должна использоваться такими организациями и гражданами в течение 12 часов с момента приготовления для кормления животных, за исключением крупного рогатого скота, овец, коз, или направляться на утилизацию или уничтожение. Утилизация особо опасных биологических отходов не допускается.

НГК: Будут ли созданы дополнительные объекты для утилизации биологических отходов в Южном федеральном округе? Если да, то где, и в какие сроки?

А. КИРОВ: Организация дополнительных объектов для утилизации биологических отходов в Южном федеральном округе не входит в компетенцию Управления.

НГК: Как новые правила повлияют на деятельность сельскохозяйственных предприятий, особенно мелких фермерских хозяйств?

А. КИРОВ: Правила повлияют на улучшение процессов сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения таких отходов. Важным аспектом нововведений станет обновленный порядок направления информации во ФГИС «ВетИС», который теперь будет включать более широкий круг данных.

Новые правила повлияют на совершенствование регулирования отношений в области обращения с биологическими отходами.

НГК: Как будет решаться проблема утилизации биологических отходов в районах с отсутствующей необходимой инфраструктурой?

А. КИРОВ: На сегодняшний день специализированные предприятия осуществляющие деятельность по утилизации биологических отходов предоставляют услугу их вывоза специализированным транспортом, прошедшим санитарную обработку.

В связи с чем, проблемы с утилизацией биологических отходов в районах с отсутствием необходимой инфраструктуры не возникнет.

НГК: Какие меры предусмотрены для предотвращения незаконного захоронения или сброса биологических отходов?

А. КИРОВ: С целью предотвращения незаконного захоронения или сброса биологических отходов Управлением на постоянной основе проводятся контрольные (надзорные) и профилактические мероприятия.

НГК: Планируется ли внедрение современных технологий, таких как биогазовые установки, для переработки биологических отходов в рамках новых правил?

А. КИРОВ: Данной информацией Управление не располагает. Разработка и внедрение технологий связанных с переработкой биологических отходов не относится к компетенции Управления.

Виолетта МУСИЕНКО