1953
Стоимость этих услуг в разных школах и дошкольных учреждениях, в зависимости от предмета, колеблется от 31 до 152 рублей за час преподавания. Например, как явствует из прейскуранта цен на дополнительные услуги в краснодарской гимназии №87, обучение по программе "Трудные случаи орфографии" (72 часа) обойдется родительскому кошельку в 151 рубль 36 копеек, а "Основы русской словесности" (34 часа) в гимназии №36 будет стоить 65 р. 13 копеек.
За 25 минут консультации учителя-логопеда в детском саду №69 придется выложить 139 р. 06 коп.
Каким образом эта мера отразится на качестве образования наших детей – это вопрос, ответ на который мы получим лишь спустя десятилетия. Вместе с тем, в городском департаменте образования не скрывают оптимизма от введения дополнительных образовательных услуг.
По крайней мере, в ответах на наши вопросы директора департамента образования и науки МО город Краснодар Иосифа Гамзаева не усматривается какого-либо сомнения в правильности выбранного пути.
– Иосиф Мусаевич, главой администрации города 18.09.2012 подписано постановление об утверждении цен на платные дополнительные образовательные услуги. Всех ли образовательных учреждений города это касается или же пока тех четырех, которые указаны в постановлении: три гимназии (№№ 87, 92, 36) и детский сад комбинированного вида №69. Ожидает ли подобное нововведение и другие школьные и дошкольные учреждения образования в г. Краснодаре?
– Сегодня дополнительные платные услуги оказывают в Краснодаре 44 школы, 65 детских садов и 1учреждение дополнительного образования. Это обычная практика.
– Каким образом формировался перечень образовательных программ, вошедших в "платный" список?
– За плату могут оказываться только те услуги, которые не предусмотрены основной образовательной программой соответствующего учреждения. Перечень формируется с учетом пожеланий родителей.
– Почему в перечень платных услуг включено дополнительное обучение по математике, русскому языку, иностранному языку, являющимися обязательными дисциплинами в средних общеобразовательных школах?
– Понятно, что школьная дисциплина, ограниченная государственным стандартом, и наука, которую эта дисциплина представляет, – не одно и то же.
Например, в рамках платных услуг дети изучают иностранный язык не в рамках программы, а углубляют, расширяют свои знания, ведь кому-то нужен деловой английский, кому-то – английский для чтения технической литературы, а кто-то хочет научиться красиво говорить и увеличить свой словарный запас. Вот в этих случаях учащиеся могут прибегнуть к помощи платных образовательных услуг.
– Какова природа ценообразования на эти услуги, кем установлен порядок цен на оказание дополнительных образовательных услуг?
– Ценообразование на платные дополнительные услуги регламентируется решением городской Думы Краснодара от 25.05.2006 года (№10, п.10) "О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений МО г. Краснодар" и постановлением администрации МО г. Краснодар от 25.03.2011 г. за №1968.
Цена на услуги складывается с учетом покрытия всех издержек учреждения на оказание данных услуг: аренда помещения, использованный свет, тепло, работа техслужащей, ну и, конечно, заработная плата педагога.
Образовательное учреждение делает расчет цены и представляет его на утверждение в управление по ценам и тарифам администрации города. После согласования издается постановление.
– Не направлены ли подобные меры на легализацию негласного репетиторства, когда учителя за вознаграждение от родителей занимались обучением своих же учеников вне школы?
– Наоборот. Введение платных услуг позволяет полностью отказаться от помощи неофициальных репетиторов в школе. С одной стороны, ученик может заниматься с педагогом, которого он уже знает, а с другой, может прибегнуть к услугам другого преподавателя. Это родители решают самостоятельно. К тому же администрация образовательного учреждения может контролировать качество представляемой услуги.
– Не ущемляют ли внедряемые меры права детей из малообеспеченных семей на получение качественного общего среднего образования?
– Цена на платные образовательные услуги в наших образовательных учреждениях на порядок ниже, чем аналогичные услуги в различных частных организациях. Причем, существующая система тарифов направлена на минимизацию с целью обеспечения доступности дополнительных образовательных услуг.
Если в семьях с невысоким доходом родители заинтересованы в том, чтобы их дети получали дополнительные знания, помимо тех, что даются в рамках школьной программы, то это существенно не отразится на их бюджете.
Информация к размышлению:
Практика введения дополнительных платных услуг в школах и детских садах характерна для всей страны. Родителей это нововведение, естественно, настораживает. Да и политики относятся к нему неоднозначно. В апреле 2011 года академик Леонид Рошаль подверг резкой критике законопроект, направленный на реформу системы здравоохранения, и предложил законодателям рассмотреть предложения по регламентированию законом платного и бесплатного медобслуживания. Каким образом? Исключить оказание платных медицинских услуг в стенах государственных медучреждений, а всю сферу платных медицинских услуг оставить только для частных клиник и индивидуально практикующих специалистов. Однако эта инициатива не нашла должной поддержки ни в Кремле, ни среди "народных" избранников.
Еще раньше, в январе 2011 года, в Государственной Думе группа депутатов под руководством заместителя председателя думского комитета по образованию Олега Смолина выступила с законодательной инициативой, суть которой заключалась в необходимости приостановить процесс коммерциализации образования как всеобщего среднего, так и высшего (Федеральный закон №83-ФЗ). Однако, несмотря на широкую общественную поддержку инициативы Олега Смолина, депутаты оставили ее без внимания.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ