Интервью:

Гамзаев Иосиф Мусаевич

08.10.2012

1953

Стоимость этих услуг в разных школах и дошкольных учреждениях, в зависимости от предмета, колеблется от 31 до 152 рублей за час преподавания. Например, как явствует из прейскуранта цен на дополнительные услуги в краснодарской гимназии №87, обучение по программе "Трудные случаи орфографии" (72 часа) обойдется родительскому кошельку в 151 рубль 36 копеек, а "Основы русской словесности" (34 часа) в гимназии №36 будет стоить 65 р. 13 копеек.

За 25 минут консультации учителя-логопеда в детском саду №69 придется выложить 139 р. 06 коп.

Каким образом эта мера отразится на качестве образования наших детей – это вопрос, ответ на который мы получим лишь спустя десятилетия. Вместе с тем, в городском департаменте образования не скрывают оптимизма от введения дополнительных образовательных услуг.

По крайней мере, в ответах на наши вопросы директора департамента образования и науки МО город Краснодар Иосифа Гамзаева не усматривается какого-либо сомнения в правильности выбранного пути.

Иосиф Мусаевич, главой администрации города 18.09.2012 подписано постановление об утверждении цен на платные дополнительные образовательные услуги. Всех ли образовательных учреждений города это касается или же пока тех четырех, которые указаны в постановлении: три гимназии (№№ 87, 92, 36) и детский сад комбинированного вида №69. Ожидает ли подобное нововведение и другие школьные и дошкольные учреждения образования в г. Краснодаре?

– Сегодня дополнительные платные услуги оказывают в Краснодаре 44 школы, 65 детских садов и 1учреждение дополнительного образования. Это обычная практика.

Каким образом формировался перечень образовательных программ, вошедших в "платный" список?

– За плату могут оказываться только те услуги, которые не предусмотрены основной образовательной программой соответствующего учреждения. Перечень формируется с учетом пожеланий родителей.

Почему в перечень платных услуг включено дополнительное обучение по математике, русскому языку, иностранному языку, являющимися обязательными дисциплинами в средних общеобразовательных школах?

– Понятно, что школьная дисциплина, ограниченная государственным стандартом, и наука, которую эта дисциплина представляет, – не одно и то же.

Например, в рамках платных услуг дети изучают иностранный язык не в рамках программы, а углубляют, расширяют свои знания, ведь кому-то нужен деловой английский, кому-то – английский для чтения технической литературы, а кто-то хочет научиться красиво говорить и увеличить свой словарный запас. Вот в этих случаях учащиеся могут прибегнуть к помощи платных образовательных услуг.

Какова природа ценообразования на эти услуги, кем установлен порядок цен на оказание дополнительных образовательных услуг?

– Ценообразование на платные дополнительные услуги регламентируется решением городской Думы Краснодара от 25.05.2006 года (№10, п.10) "О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений МО г. Краснодар" и постановлением администрации МО г. Краснодар от 25.03.2011 г. за №1968.

Цена на услуги складывается с учетом покрытия всех издержек учреждения на оказание данных услуг: аренда помещения, использованный свет, тепло, работа техслужащей, ну и, конечно, заработная плата педагога.

Образовательное учреждение делает расчет цены и представляет его на утверждение в управление по ценам и тарифам администрации города. После согласования издается постановление.

Не направлены ли подобные меры на легализацию негласного репетиторства, когда учителя за вознаграждение от родителей занимались обучением своих же учеников вне школы?

– Наоборот. Введение платных услуг позволяет полностью отказаться от помощи неофициальных репетиторов в школе. С одной стороны, ученик может заниматься с педагогом, которого он уже знает, а с другой, может прибегнуть к услугам другого преподавателя. Это родители решают самостоятельно. К тому же администрация образовательного учреждения может контролировать качество представляемой услуги.

Не ущемляют ли внедряемые меры права детей из малообеспеченных семей на получение качественного общего среднего образования?

– Цена на платные образовательные услуги в наших образовательных учреждениях на порядок ниже, чем аналогичные услуги в различных частных организациях. Причем, существующая система тарифов направлена на минимизацию с целью обеспечения доступности дополнительных образовательных услуг.

Если в семьях с невысоким доходом родители заинтересованы в том, чтобы их дети получали дополнительные знания, помимо тех, что даются в рамках школьной программы, то это существенно не отразится на их бюджете.

Информация к размышлению:

Практика введения дополнительных платных услуг в школах и детских садах характерна для всей страны. Родителей это нововведение, естественно, настораживает. Да и политики относятся к нему неоднозначно. В апреле 2011 года академик Леонид Рошаль подверг резкой критике законопроект, направленный на реформу системы здравоохранения, и предложил законодателям рассмотреть предложения по регламентированию законом платного и бесплатного медобслуживания. Каким образом? Исключить оказание платных медицинских услуг в стенах государственных медучреждений, а всю сферу платных медицинских услуг оставить только для частных клиник и индивидуально практикующих специалистов. Однако эта инициатива не нашла должной поддержки ни в Кремле, ни среди "народных" избранников.

Еще раньше, в январе 2011 года, в Государственной Думе группа депутатов под руководством заместителя председателя думского комитета по образованию Олега Смолина выступила с законодательной инициативой, суть которой заключалась в необходимости приостановить процесс коммерциализации образования как всеобщего среднего, так и высшего (Федеральный закон №83-ФЗ). Однако, несмотря на широкую общественную поддержку инициативы Олега Смолина, депутаты оставили ее без внимания.

Сергей ЛАДОЖСКИЙ