
1001
Интервью с руководителем управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея А.С. Фонтанецким.
"НГК": С 20 марта 2015 года вступили в силу изменения в КоАП РФ, связанные с защитой земель и охраной почв. Хотелось бы подробно растолковать нашим читателям, кого конкретно они коснутся: граждан, юридических лиц или руководителей предприятий, работающих на земле?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: Данные изменения касаются всех землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, независимо от того, являются ли они индивидуальными предпринимателями, крестьянско фермерскими хозяйствами, юридическими лицами или просто гражданами. Размеры административных штрафов увеличены в десятки раз в отношении всех категорий поднадзорных лиц.
"НГК": В какие статьи внесены изменения, и в чём конкретно они состоят?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: В части деятельности Россельхознадзора изменения внесены в ст. 8.7, 8.8, 19.5 КоАП РФ. Основная цель внесённых изменений - ужесточение штрафных санкций в части нарушений земельного законодательства РФ, совершённых на землях сельскохозяйственного назначения.
Основные изменения, конечно, касаются увеличения штрафных санкций по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ "Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель". Если говорить простым языком, эти нарушения выражаются в зарастании земель древесно-кустарниковой растительностью, захламлении земель отходами производства и потребления, снижении показателей плодородия почвы, сжигании послеуборочных остатков, а также не проведении агрохимического обследования земельного участка и в некоторых других проявлениях небрежного отношения к земле.
"НГК": Давайте сравним размер штрафов по основным статьям, как было и как стало?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: Для сравнения редакций ч. 2 ст. 8.7 КоАП в части размеров административных штрафов до и после внесения изменений приведем таблицу.
Кроме этого, вышеуказанным Федеральным законом внесены дополнения в ст. 19.5 КоАП РФ "невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль". В частности, данная статья дополнена ч. 25, 26, предусматривающими ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, а также за повторное неисполнение данных предписаний.
Изменения связаны, прежде всего, с тем, что далеко не все землепользователи добросовестно относятся к устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, и к исполнению предписаний. К примеру, в 2014 году было выявлено 74 факта неисполнения предписаний, выданных должностными лицами Управления. Сумма административных штрафов, наложенных в результате выявленных нарушений, составила 307 000 рублей. Теперь же данная сумма увеличится в разы и составит уже более 3 000 000 рублей. Потому что нарушение по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ влечет теперь наложение административного штрафа на граждан в размере от
10 000 до 20 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей, или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от
100 000 до 200 000 рублей.
"НГК": Какая из статей КоАП РФ в части охраны и защиты земель, в практике Вашего Управления применяется чаще других и какие меры воздействия вы применяли в прошедшем году к нарушителям установленных законом требований в части защиты и охраны земель?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: Самое распространённое нарушение в прошлом году и во всех предыдущих это как раз невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, та статья, которой в большей степени коснулись внесённые изменения.
Для справки: в 2014 году специалистами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в сфере государственного земельного надзора было выявлено 806 фактов правонарушений в сфере земельных отношений, из которых 653 - это нарушения, выявленные по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ
(80 % от общего количества выявленных нарушений). Общая сумма административных штрафов, наложенных по данной статье, составила 4 545 ООО рублей.
Если данную сумму рассчитать применительно к новым размерам административных штрафов, то получится сумма в размере 63 140 000 рублей.
Вместе с тем следует сказать, что административный штраф не самоцель Россельхознадзора. Главная наша задача - добиться от землепользователей эффективного использования земель. Для этого мы и проводим разъяснительную работу с гражданами через средства массовой информации, на различного рода совещаниях на краевом и муниципальном уровнях, встречах и т. д. Ужесточение наказания, на наш взгляд, послужит стимулом для бережного отношения к земле, и подтолкнёт нерадивых землепользователей к скорейшему вовлечению неиспользуемых земель в сельхозоборот.
"НГК": В законе применяется термин "деградация" земель. Что он в себя включает?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: В законе, о котором идёт речь, данный термин отсутствует. Этот термин фигурирует в ст. 13 Земельного кодекса РФ, в частности, данной статьёй предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков по использованию земельных участков, одной из которых является обязанность по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Само же понятие деградации земель содержится в ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения "деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий…"
"НГК": На земли какого назначения распространяется действие этого закона и внесённых в него поправок?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: Действие Закона распространяется на земельные участки всех категорий. Однако следует отметить, что контрольно-надзорные полномочия Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
"НГК": Каковы Ваши действия в случае, если Ваши требования систематически игнорируют и земля продолжает подвергаться "деградации"?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: В первую очередь к нарушителю применяются меры административного воздействия в зависимости от тяжести совершённого правонарушения, после чего ему выдаётся предписание об устранении выявленного нарушения с установлением срока его исполнения. В случае игнорирования предписания об устранении выявленного нарушения предусмотрены также меры административного воздействия в виде штрафных санкций. Как уже было сказано, новый Закон значительно ужесточил данные санкции. Кроме этого, в случае причинения вреда почве Управление может произвести расчёт ущерба и обратиться с соответствующим исковым заявлением в судебные органы. Следует отметить, что такие примеры в прошлом году имели место и в Краснодарском крае.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий совместно с органами прокуратуры в отношении ООО "Красное солнце" и ООО "Лун Фей" государственными инспекторами были отобраны пробы почвы для проведения химико-токсикологического исследования. По результатам проведенных анализов установлено, что все почвенные образцы не соответствуют требованиям по содержанию нитратов в почве. Превышение было выявлено в различных образцах от 1,6 раза до 16-ти раз, зафиксирован факт порчи почвы в результате нарушения правил обращения с агрохимикатами. Нарушители земельного законодательства привлечены к административной ответственности в виде административных штрафов. Кроме того, ФГБУ "Краснодарской МВД" был произведен расчет исчисления вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в связи с обнаружением превышения ПДК содержания нитратов в почве на землях сельскохозяйственного назначения. Сумма ущерба составила 9 млн. 600 тысяч рублей (ООО "Красное Солнце) и 24 млн. 960 тысяч рублей (ООО "Лун Фей"). Управлением в суд были поданы исковые заявления для взыскания ущерба, причиненного почвам в результате деятельности ООО "Красное солнце" и ООО "Лун Фей". Исковые требования решениями Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2014 г. в отношении ООО "Красное Солнце" и от 15.08.2014 г. в отношении ООО "Лун Фей" удовлетворены в полном объеме. Но беда в том, что здоровье тех людей, которые употребляли данную продукцию, уже не вернёшь.
Помимо требований о взыскании ущерба, Управление может обратиться в суд с требованием обязать правонарушителя устранить допущенные им нарушения. В отличие от предписания об устранении выявленного нарушения, неисполнение решения суда об обязании устранить то или иное нарушение земельного законодательства влечёт за собой уголовную ответственность.
Не следует забывать, что неиспользование земельного участка в течение 3-х и более лет в соответствии с Гражданским кодексом РФ влечёт за собой его изъятие в принудительном порядке. Такая практика уже существует в других регионах РФ. Так, решением Вяземского районного суда Смоленской области принято решение об изъятии 43 гектаров земель сельскохозяйственного назначения из собственности гражданки Кулабуховой Т.В. на основании материалов, представленных Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.
"НГК": Какова, на Ваш взгляд, общая картина с состоянием земель на Кубани и в Адыгее?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: В целом, учитывая высокую продуктивность земель, климатические условия в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ситуация с использованием земель вполне благоприятная, особенно если сравнивать с другими регионами РФ. Если говорить о статистике, то за последние три года количество выявляемых нарушений колеблется в районе 700 - 800, сумма административных штрафов, налагаемых на правонарушителей, составляет порядка 5-6 миллионов рублей. Если говорить о проблемах, то они есть. Использованием земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных под пастбища, оставляет желать лучшего. Особенно это актуально для предгорных районов края и Республики. Эта проблема вызвана, прежде всего, значительным сокращением поголовья скота в целом по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Так, Управлением проведён мониторинг ситуации с использованием пастбищ на территории предгорных районов края и Республики Адыгея, в которых большую долю земель сельхозназначения занимают пастбища.
В ходе объезда муниципальных районов и осмотра состояния пастбищ специалистами Управления обследовано земель общей площадью 116101 га, из которых зарастают древесно-кустарниковой растительностью 51817 га (44 %). Из них 33527 га имеют степень закустаренности 10-30 %, на 18290 га степень закустаренности составляет более 30 %.
Наиболее неблагоприятная ситуация с использованием пастбищ сложилась на территории Мостовского, Лабинского и Отрадненского районов края и Майкопского района республики Адыгея, где сосредоточена наибольшее количество земель, отведённых под пастбища. Зарастание пастбищ приведёт к тому, что в последующем они будут не пригодны для выпаса скота. Даже перевод данных земель в лесной фонд не будет целесообразным, так как из той древесно-кустарниковой растительности, которая произрастает на заброшенных пастбищах, деловой древесины не будет. В целях возвращения данных земель в сельхозоборот придётся заниматься раскорчёвкой заросших земель. А это, как мы понимаем, огромные финансовые затраты. Ведь топором здесь не обойдёшься, нужна специализированная техника. При раскорчёвке огромные пласты земли будут переворачиваться, что приведёт к перемешиванию плодородного слоя почвы с нижележащими слоями, в результате чего произойдёт снижение плодородия почвы и утрата его качественных характеристик. Впоследствии на этом месте будет произрастать сорная растительность, потребуется немало времени, чтобы привести земельные участки в надлежащее состояние.
В целях исправления ситуации Управлением инициирован вопрос создания комиссий по инвентаризации пастбищ на территории вышеуказанных районов. В настоящее время комиссии созданы во всех районах края и Республики, на территории которых проводилось обследование пастбищных угодий.
На заседаниях комиссий рассматриваются вопросы эффективного использования земель: постановки земель на кадастровый учёт, проведение профилактических мероприятий с собственниками неиспользуемых земель, необходимость предоставления в аренду из земель муниципальной и краевой собственности. Однако большая часть комиссий работает не эффективно.
"НГК": Отличается ли Российское законодательство в части защиты земель от законодательства других государств, в какую сторону?
А.С. ФОНТАНЕЦКИЙ: В принципе, земельный надзор осуществляется во всех странах. Конечно, есть отличия в порядке его осуществления. К примеру, во многих европейских странах он осуществляется на региональном уровне
(у нас на федеральном). Кроме этого, во многих европейских странах существуют отличия в методах контроля. В основном, акцент в странах Европы делается на механизм страхования риска и ответственности. Это выражается, прежде всего, в том, что количество плановых проверок минимизируется, вместе с тем последствия в случае выявления нарушения значительно жёстче - вплоть до прекращения деятельности предприятия. Контроль в основном осуществляется в форме внеплановых проверок, при поступлении соответствующей информации от граждан, организаций и государственных органов. Вместе с тем данный подход связан, прежде всего, с законопослушностью жителей европейских стран и отсутствием таковой у наших граждан. В основном, как я уже сказал, вся наша работа направлена на упреждение нарушений законодательства.
Вопросы задавала Ирина ГЛАГОЛОВА