Интервью:

Ладыгина Ольга Владимировна

21.07.2014

1272

В редакции "Новой газеты Кубани" состоялась встреча журналистов "НГК" с врио начальника УФМС России по Краснодарскому краю Ольгой Ладыгиной

"НГК": Ольга Владимировна, почти каждый день появляется информация о том, что на Кубань прибывают беженцы из Украины, как сегодня ваша служба работает с потоком граждан?

О.В. ЛАДЫГИНА: Несмотря на то, что в Краснодарском крае чрезвычайная ситуация не объявлена, а это решение принимает администрация Краснодарского края, ситуация у нас стабильная. И на сегодняшний день, по сути, необходимости в объявлении ЧС нет. Мы работаем в тесном контакте с краевым штабом, каждый день у нас идет обмен информацией со штабами, в том числе и на муниципальном уровне. Для удобства принятия граждан Украины, которые сейчас вынужденно покидают территорию постоянного проживания, было принято решение принимать людей непосредственно по месту временного проживания. Т.е. нет необходимости ехать в Краснодар. Хотя структура управления выстроена таким образом, что ранее беженцев и граждан, которые ищут временное убежище, принимали только на уровне аппарата управления служба, т.е. в г. Краснодаре. На местах мы такие заявления не принимали. Сегодня мы идем навстречу, понимая сложность прибывших, в том числе, и в материальном плане, принимаем граждан Украины по месту их временного проживания. Они могут обращаться в наши территориальные отделения по краю.

"НГК": Такие отделения есть в каждом районе Краснодарского края?

О.В. ЛАДЫГИНА: Абсолютно в каждом районе есть территориальное подразделение. В крупных районах, так как, например, Сочи, Новороссийск, есть от 3 до 5 подразделений. Если муниципальное образование небольшое, то достаточно одного подразделения. Прием мы ведем по двум направлениям. Первое – это консультирование. Граждане Украины прибывающие в край не владеют знаниями о законодательстве Российской Федерации, вопросах временного пребывания и получения правового статуса, получения гражданства. Поэтому первая задача службы – провести консультирование для того, чтобы люди определились в своих последующих действиях. Причем, прием ведется лично с каждым гражданином, выясняются все обстоятельства, уделяется достаточно много времени каждому. Необходимо выслушать человека и, как правило, наши сотрудники оказывают еще и психологическую помощь. Наши сотрудники – это первые люди, на которых "оседают" эмоции и проблемы беженцев. Затем выясняются пожелания – это или долгосрочная перспектива, или краткосрочная. Т.е., как я уже сказала, главное – определиться целью. То ли это временное нахождение с желанием вернуться обратно, т.е. выжидательная позиция, в которой находится большинство обратившихся, либо это долгосрочная перспектива – если люди не планируют уже возвращаться обратно. Последним, естественно, нужно как-то выстраивать свою дальнейшую жизнь. Поэтому подходы разные. На консультацию люди приходят не единожды. Это и первичный, и вторичный прием. Ситуации меняются, тенденции меняются. Если первая волна беженцев желала переждать и вернуться обратно, все-таки это жизнь, судьбы, родственники, имущество. То сегодня меняются цели. Первоначально человек приходит и говорит – "нам лишь бы узакониться здесь, просто находиться на законных основаниях, чтобы мы не нарушали законодательство РФ", т.е. временное пребывание с гостевой целью, то в последующем цель может поменяться. Когда люди понимают, что будут находиться здесь длительное время, перед ними встает задача трудоустройства. Наши сотрудники оказывают всяческую помощь в оформлении документов. Это и обеспечение бланками, и написание на русском языке. Хотя, согласно регламенту, гражданин обязан предоставить нам пакет документов, он должен заполнить его самостоятельно. На официальном сайте управления имеются образцы бланков и пояснения, как их правильно заполнить. Есть специальные службы, которые заполняют бланки за плату.

"НГК": А чего стоят эти услуги?

О.В. ЛАДЫГИНА: Эту категорию граждан мы не отправляем заполнять документы самостоятельно. Наши сотрудники берут это на себя, за исключением переводов. Т.е. те услуги, которые сопряжены с подачей документов в наш орган, здесь мы оказываем их сами. Естественно, удлиняется время приема гражданина. И мы уже не укладываемся в регламент. Если регламент 10 минут, то здесь, учитывая все обстоятельства, мы не успеваем. Почему очереди и присутствуют. У нас одномоментно нагрузка на службу увеличилась в 2 раза. Мы ведем прием граждан Украины через отдельную очередь, принимаем их под личным контролем руководителя или замначальника отдела на территориальном уровне. Но посещение российских граждан не уменьшилось, поэтому такая напряженная ситуация сегодня и присутствует.

"НГК": А где самые горячие точки на сегодняшний день?

О.В. ЛАДЫГИНА: Это все районы по городу Краснодару, основная нагрузка – это Прикубанский округ, Центральный и Западный. В Карасунском округе поменьше обращений. И побережье: Сочи, Геленджик, Новороссийск, Анапа.

"НГК": К примеру, в Прикубанском отделе города Краснодара существует определенный порядок формирования очереди, там составляются списки, говорят, что бывают случаи продажи талонов на прием. Прокомментируйте, пожалуйста.

О.В. ЛАДЫГИНА: Это не наши сотрудники. Вообще, каждый гражданин имеет право записаться в очередь на сайте ведомства, существует электронная очередь. Нет никакой необходимости стоять в очереди. То, что вы сегодня видите… Нагрузка на Прикубанский округ колоссальная. Численность населения этого района максимально высокая, там порядка 9 тыс. населения на 1 сотрудника. Но у нас ограниченная штатная структура службы. Зная проблемы паспортно-визовой службы, ФМС России в начале этого года было выделено на край порядка 200 рабочих мест. В Прикубанский округ, если я не ошибаюсь, мы добавили 8 единиц. Они все укомплектованы сотрудниками. К тому, о чем вы говорите, наши сотрудники отношения не имеют. Эта инициатива проявляется гражданами. Я, например, с ними ничего сделать не могу. Есть электронная очередь на сайте.

"НГК": Но ведь редко кто из украинских беженцев может воспользоваться компьютером. Не у всех есть такая возможность…

О.В. ЛАДЫГИНА: Мы принимаем беженцев из Украины и в выходные дни с 9 час. до 13 час.

"НГК": Как нам сообщили граждане, в Прикубанском отделе г. Краснодара 17 июля кабинет № 6 работал с 14 час…

О.В. ЛАДЫГИНА: У нас по регламенту идет прием. А беженцев принимают с утра до вечера. Возможно, человек обратился не туда, где у нас отдельная очередь для беженцев. Надо было подойти к начальнику отдела.

"НГК": А есть в отделах объявления о том, куда именно надо обращаться гражданам Украины? Есть ли информация о том, что их принимают отдельно? Знают ли они об этом, она видна?

О.В. ЛАДЫГИНА: Сделаем объявление, я поняла, что не хватает информации. Граждан Украины принимает начальник отдела лично.

"НГК": Может быть, студентов-юристов привлечь, чтобы они осуществляли первичный прием?

О.В. ЛАДЫГИНА: По волонтерам у нас было предложение. Мы уже думали об этом. Мы сотрудничаем с КубГУ, мы думали привлекать волонтеров.

"НГК": Каждый год руководство Краснодарского края определяет квоты для граждан разных стран. Был ли пересмотр этих квот для граждан Украины?

О.В. ЛАДЫГИНА: Дело в том, что сейчас мы их принимаем вне деления на квоты. Принято такое решение. Администрация Краснодарского края в курсе. Мы пошли другим путем, чтобы принять максимальные меры для трудоустройства граждан. У нас есть общая квота, к примеру, и в рамках этой квоты мы принимаем граждан Украины без ограничений по трудоустройству. Причем, разрешение на работу не единственный инструмент, при котором они могут получить право трудиться. В их конкретной ситуации это не совсем удобно. Это объясняется следующими причинами. Если ты получаешь разрешение на работу, это разрешение ограничено годом. По истечении года гражданин должен покинуть нашу страну и вернуться через 3 месяца. Поэтому мы рекомендуем гражданам Украины обращаться за статусом временного убежища. Это самый мало затратный на сегодняшний день способ получения статуса, и они могут работать, не получая никаких дополнительных документов. И этот статус продлевается при наличии оснований, т.е. если боевые действия будут продолжаться по истечении года, они обращаются и продлевают этот статус. А получив этот статус, они идут работать куда хотят. Это могут быть и муниципальные учреждения, и коммерческие структуры. Есть определенная часть граждан, которая при выяснении обстоятельств идет на получение разрешения на временное проживание вне квоты. Также мы совместно с администрацией Краснодарского края направили в Правительство РФ письмо на увеличение квоты по разрешению на временное проживание для граждан Украины. Также мы ожидаем, что к осени вступит в полную силу закон по русскоязычным гражданам, по носителям русского языка. Он есть, но еще нет полной нормативной базы, а потому в полную силу пока не работает. Вполне возможно, что в сентябре-октябре мы уже начнем принимать заявления. Это упрощенная система получения гражданства для носителей русского языка. Т.е. гражданам достаточно будет подтвердить знание русского языка, политических основ государства, сдать экзамены по истории. В итоге процедура получения гражданства РФ для этих лиц сокращается с 5 лет до 2 -х лет. Законодательство РФ в сфере миграции работает, а то, что мы сейчас имеем с гражданами Украины, эта ситуация нестандартная, она законодательством не предусмотрена, она внештатная, экстренная. Мы понимаем, что у нас есть определенные аспекты, это политика государства. И чтобы стать гражданином РФ, человек должен длительное время проживать на территории России, тогда мы его можем признать полноценным гражданином РФ. Закон, который касается носителей русского языка, это нововведение. Здесь мы упрощаем процедуру, чтобы отдавать предпочтение русскоязычным гражданам.

"НГК": Ольга Владимировна, скажите, а по времени, в том законодательном поле, которое мы сегодня имеем, получение статуса временного проживания какой срок занимает?

О.В. ЛАДЫГИНА: По регламенту, чтобы получить разрешение на временное проживание, необходимо 3 месяца.

"НГК": А гражданство?

О.В. ЛАДЫГИНА: Если мы начнем работать с законом по носителям русского языка, то получение гражданства займет порядка 2-х лет. А статус беженца рассматривается на сегодняшний день по регламенту также 3 месяца. Объясню, почему такой срок. Дело в том, что время уходит на прием заявления, на подготовку материалов, затем мы направляем материалы в сопряженные службы, службы безопасности для того, чтобы претендента на этот статус можно было максимально проверить. Здесь идет речь о защите наших граждан, общества и государства. Если гражданин законопослушный, "прозрачный", если преград нет, то при получении ответов, мы незамедлительно выдаем документ.

"НГК": В этой ситуации с момента начала военных действий в вашу службу были обращения за получением политического убежища?

О.В. ЛАДЫГИНА: Были. Немного, на сегодняшний день где-то порядка 100 человек подали заявление на временное убежище.

"НГК": Политическое убежище?

О.В. ЛАДЫГИНА: Мы сейчас говорим о статусе беженца. У нас действует закон "О беженцах", и граждане претендуют на этот статус исходя из оснований. А что за основания могут быть? Это может быть и политическое гонение, и религиозное. Т.е. делений для нас нет. И эти два статуса перекликаются.

"НГК": Смысл в том, что человек просит защиты у государства Российского, испытывая какие-либо трудности за рубежом…

О.В. ЛАДЫГИНА: Это должно быть личное преследование по каким-либо мотивам, в том числе и по политическим. К нам обращаются семьи ополченцев. И еще раз скажу, что на получение статуса беженца нужно основание. Скажу дополнительно, что у нас по беженцам, по временному убежищу ведется прием еще на ул. Ставропольской, 123/2, это там, где находится Отдел по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Краснодарскому краю. Этот отдел мы усилили, прикомандировали туда дополнительно три человека. Отдел работает и по выходным до 14 час. Но, в первую очередь, граждане задают вопрос о пребывании и регистрации. Оформление и порядок подачи документов очень объемный, необходимо заполнить развернутую анкету. Основная информация раскрывается в непосредственной беседе. В понимании прибывших граждан Украины – они все беженцы. У нас статус беженца определен законодательством РФ, и здесь специалисты непосредственно выясняют: имеет ли человек максимально приближенные требования к этому статусу. Если сотрудник не видит прямых оснований, то предлагает подать документы на получение статуса временного убежища. Но и отказать в приеме заявления на статус беженца мы тоже не имеем права. Основная масса, конечно, идет на получение статуса временного убежища. На сегодня уже более 1 тыс. человек подали заявления.

"НГК": А как выглядит этот поток, к примеру, за последнюю неделю?

О.В. ЛАДЫГИНА: В неделю приходит около 300 человек.

"НГК": Увеличивается поток или уменьшается?

О.В. ЛАДЫГИНА: Тенденция идет к уменьшению. В связи с тем, что в нашем крае не объявлена чрезвычайная ситуация, у нас основная масса едет к родственникам. У кого была возможность выехать в первые дни, они уже выехали. Если просмотреть сводки, а они у нас совпадают со штабом Краснодарского края, сегодня едут те, кто оседает по родственной базе. На выходных днях к нам уже приходят единицы. Просим прибывших граждан Украины приходить в выходные дни, когда мы своих граждан не принимаем. Сегодня наш край больше является транзитным. Мы принимаем временно прибывших из Ростовской области, и дальше направляем их к месту дальнейшего проживания.

"НГК": Это что за места?

О.В. ЛАДЫГИНА: Например, в Адыгею. Я скажу, что в крае, в основном, оседают по родственной базе. Процент тех, кто приехал сюда и кому жить негде, невелик. Но это работа краевого штаба. Сконцентрировать жителей Украины в одном месте невозможно. Это очень большая нагрузка, в том числе и социальная. Мы должны оказывать помощь в трудоустройстве, медицинском обслуживании, это детские сады, школы. Колоссальная нагрузка на край! Поэтому распределяют людей больше в те районы, где меньшая плотность населения. Наш край перенаселен. С перспективой на дальнейшее проживание направляют в менее населенные регионы, чтобы развивать малонаселенные области. Краевой штаб работает оперативно в этом направлении.

Записала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА