Интервью:

Лилиана Егорова: «К новому учебному году в Краснодаре откроется семь новых школ»

13.08.2024

Респондент: Лилиана Егорова

Интервьюер: Редакция «НГК»

4427

«НГК»: Лилиана Николаевна, давайте попробуем нарисовать по возможности полную картину Краснодара школьного. Думаю, что перед новым учебным годом эта информация будет интересна нашим читателям. Сколько сегодня действующих школ в Краснодаре?

Л. ЕГОРОВА: В городе 99 школьных образовательных учреждений – юридических лиц, но зданий школьных значительно больше. Потому что вновь вводимые объекты поначалу открываются как филиалы. Каждая новая школа для ускорения процесса строится как филиал какой-то уже действующей школы. Если не делать филиал, а строить сразу новую школу, то на оформление документов уйдет еще один дополнительный год. В условиях стремительного роста населения в нашем городе выигранный таким образом год имеет значение.

«НГК»: В таком случае, сколько в Краснодаре школ с филиалами?

Л. ЕГОРОВА: С филиалами сейчас насчитывается по документам 111 школ.

Года полтора уходит на оформление документов, чтобы отделить филиал от школы. Он должен получить свой номер, свою лицензию, провести разделительный баланс со школой. Поэтому количество ежегодно вводимых в эксплуатацию школ мы считаем только после полного документарного отделения филиалов от школ, при которых они создавались. По факту же школ, в которых уже учатся дети, всегда несколько больше.

«НГК»: А сколько частных школ действует на территории Краснодара?

Л. ЕГОРОВА: Частные школы подведомственны Рособрнадзору, мы их не контролируем.  Знаю, что в Краснодаре 18 частных школ. Есть еще и онлайн-школы, находящиеся, где угодно. Родители думают, что в онлайн-школах их детям будет комфортнее, и там им дадут больше знаний, переводят своих детей на семейную форму обучения, прикрепляют к онлайн-школе ребенка где-нибудь в Москве или в Хабаровске.

Возможно, они просто не понимают, что ребенку, помимо образования, нужна социализация, ему нужны одноклассники,  нужна елка в школе, нужно   самоутверждаться среди сверстников, найти свое место в детском коллективе.

У современных городских детей нет общения со сверстниками во дворе, на улице, им просто негде пройти этот этап взросления, кроме как в школе! Я большой противник онлайн-школ и этого не скрываю.

Разумеется, есть дети, которые по состоянию здоровья вынуждены находиться дома. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым приходят на дом учителя. Такая домашняя форма обучения у нас в городе присутствует. А семейная форма обучения и онлайн-образование, когда ребенок мог бы ходить в школу, но учится на удаленке, на мой взгляд, со стороны родителей непродуманное решение, которое в будущем скажется на ребенке отрицательно.

«НГК»: В прошлом году некоторые краснодарские школы работали в две и более смены. Сохранится ли такое положение в новом учебном году?   

Л. ЕГОРОВА: И в этом году у нас будут школы, работающие в две смены с подсменой. Это когда между первой и второй сменой есть подсмена.

«НГК»: Сколько детей от общего числа учащихся будут обучаться во вторую смену и в подсменах?

Л. ЕГОРОВА: Около 70% детей учатся в первую смену. Треть – во вторую и в подсменах.

«НГК»: Давайте напомним, кто учится во вторую смену.

Л. ЕГОРОВА: Первая смена у нас четко прописана в СанПиНе: это первый класс и девятый, одиннадцатый, пятый – это все первая смена. Вторая смена – это в основном вторая ступень.

«НГК»: Существует ли в муниципалитете прогнозирование, хотя бы на ближайшую перспективу по количеству учащихся и школ, необходимых для их обучения?

Л. ЕГОРОВА: Безусловно, прогнозирование ведется по каждому микрорайону и городу в целом. Расчет примерный, потому что за основу берем тех, кого мы «видим»: детей, которые находятся в детском саду, и тех, кто после рождения ребенка подал заявку на получение места в детском саду.

Из поликлинического звена ежегодно дают нам данные о количестве детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения. Вопрос в том, что мы знаем цифры застройки в городе, но кому продали эти квадратные метры, есть ли у будущих жильцов дети и какого они возраста, мы узнаем значительно позже, а потому оперируем официальными расчетными показателями. Но эти цифры могут не совпадать с реальностью, как в большую, так и в меньшую сторону. И в этом есть определенная сложность при прогнозировании на перспективу. Мы приноровились делать расчеты на ближайшие год–два с большой долей вероятности.

«НГК»: А вот раньше был подомовой обход…

Л. ЕГОРОВА: Сейчас его нет. Мы на дачи попасть зачастую не можем, а там проживает большое количество семей с детьми школьного и дошкольного возраста.

«НГК»: К слову, какова на сегодня ситуация в Краснодаре с обеспечением мест в детских садах?

Л. ЕГОРОВА: На сегодняшний день на очереди в детсады от 3 до 7 лет стоит порядка 6,5 тысячи человек. От 1,5 до 3 лет стоит на очереди порядка 7 тысяч человек. Хотя далеко не все отдают детей с полутора до трех лет в детский сад. Есть у нас ясельные группы во всех новых садах. Если это большой сад, там и две может быть ясельных группы.

На конец мая 2024 года в муниципальных школах Краснодара обучались 197 030 тысяч школьников

«НГК»: И все же, сколько новых школ распахнут свои двери в Краснодаре в новом учебном году?

Л. ЕГОРОВА: К первому числу у нас в городе откроется  7 школ плюс 3  в полном объеме, потому что с 1 апреля мы открыли начальную школу в этих трех школах: 23 филиал на ул. Колхозной и 2 школы, 106 филиал и 45 филиал на Западном обходе. В прошлом учебном году там только начальная школа была. Но с 1 сентября они набирают в полном объеме детей с 1 по 11 класс. Школа №106 не берет 11 класс, поскольку практически нет заявлений, на класс учащихся не набирается, поэтому соседняя школа №45 закрывает эту потребность. Ну, а к следующему году уже, наверняка, все классы будут заполнены учениками. Главное, что в новом микрорайоне, хотя еще не все квартиры проданы, есть уже и действующая школа и детский сад.

«НГК»: Какое общее количество детей смогут принять новые школы города?

Л. ЕГОРОВА: Мы до сих пор принимаем заявления. Соответственно, мы можем сейчас говорить только о количестве мест в этих школах.   

Школу №103 мы немного, но разгрузили, это была самая большая школа в России, в которой обучалось около 7000 тысяч учащихся. К тому же у нее здание арендное. Мы не отказываемся от аренды и в этом году, но у нас появилась здесь уже новая школа, и мы разгрузимся немного от второй смены и подсмен.

«НГК»: Вопрос обеспеченности школ учителями – компетенция муниципалитета. Какова в настоящий момент ситуация в городе с учительскими кадрами?

Л. ЕГОРОВА: На сегодняшний день в среднем укомплектованность школ учителями составляет 65–70 процентов.

«НГК»: Это по новым школам?

Л. ЕГОРОВА: Я говорю о школах-новостройках.

«НГК»: Каких учителей не хватает особенно остро в новых школах?

Л. ЕГОРОВА: В основном не хватает преподавателей точных наук: математиков, преподавателей по информатике, биологов, химиков, физиков. Более-менее ситуация благополучна с учителями начальной школы и учителями гуманитарного цикла.

«НГК»: В новых школах будет возможность полноценно кормить детей горячими завтраками?

Л. ЕГОРОВА: Мы же не сможем открыть школу, если там не будет полноценного питания детей. Вот буквально недавно мы смотрели, что у нас по пищеблокам в каждой школе-новостройке. Есть уже полный список поваров, завпроизводством, рабочих, которые будут работать в школьных столовых.

«НГК»: Кто будет поставлять школьное питание в новом учебном году? Как нынче эти вопросы в городе решаются?

Л. ЕГОРОВА: В прошлом году по инициативе главы города была создана автономная некоммерческая организация «Школьное питание». Это муниципальная организация на 100%. На торги мы школьное питание больше не выставляем, это под контролем главы, за что ему спасибо большое! Потому что на торгах может победить, кто угодно. Позиция главы в том, что мы не отдаем на торги услуги, которые могут повлиять на жизнь и здоровье детей. На сегодняшний день муниципальный комбинат кормит все школы города.

«НГК»: Вкусная еда и здоровая еда не всегда одно и то же. Как сделать так, чтобы приготовленная по всем стандартам еда для школьников не уходила в баки для отходов?

Л. ЕГОРОВА: У нас есть утвержденное типовое меню. В последней четверти прошлого учебного года мы провели эксперимент в четырех школах города, согласовали его с руководителем краевого Роспотребнадзора Марией Александровной Потемкиной. Мы же не можем кормить детей десятилетиями одним и теми же блюдами?! Хорошо бы меню пересматривать каждый год. СанПиН по детскому питанию настолько маловариативен, при этом нужно приготовить то, что дети точно съедят. Вот мы и попытались привнести изменения в рамках этой заданности.

«НГК»: Удалось придумать что-то новенькое – вкусненькое?

Л. ЕГОРОВА: Мы изобрели новые запеканки «зебра». Общеизвестно, что дети рыбу едят плохо, а она для детского организма необходима. Сделали котлетки с рыбой и овощами так, чтобы вкус рыбы не очень был в них ощутим. Я и дома так делаю. Придумали кашу, назвали ее «дружба», рис с пшеном. Пшенку в чистом виде едят дети плохо. А с рисом пшенка пошла на ура. У нас же в школах запрещены сосиски, пельмени, колбасы…   Каждый день, пока проводили  эксперимент,  фиксировали  остатки несъеденного. Нет такого норматива, как индекс несъедаемости, а мы его для себя ввели.  И представьте,  отходов с новым меню стало значительно меньше. В этом году начнем обновленное меню тиражировать во всех школах.

«НГК»: В новом учебном году все дети из многодетных семей будут питаться бесплатно?

Л. ЕГОРОВА: По заявлениям, да. Родитель должен подать заявление,  если он хочет, чтобы его ребенка кормили в школе бесплатно. Есть дети с противопоказаниями. У нас отдельное меню для таких деток есть. Но должно быть   заключение врача,  какие разрешены ребенку продукты, в какой дозировке и так далее. 

Я бы хотела отдельно пояснить по детям участников СВО. Для этой категории город выдает путевки в детские сады без очереди. Пребывание детей в детском саду для них бесплатное. То есть за детский сад родители не платят. Естественно, дети СВО в школах не платят за питание. У нас есть для семьи участника СВО льгота по услугам транспорта. Это не субъектовые, не федеральные – это муниципальные льготы. И мы их предоставляем.

Семьи СВО и их дети  – это зона особой заботы городской власти, всех жителей города.  Это наш общий долг.

«НГК»: В новых школах есть медкабинеты?

Л. ЕГОРОВА:  В новых школах у нас не медкабинеты, а медблоки. Отдельно прививочный кабинет, отдельно кабинет приема. Эти кабинеты лицензируют ближайшие поликлиники. Врачи из поликлиники приходят по графику в школьные медблоки.

«НГК»:   Есть какие-то нововведения с охраной в школе?

Л. ЕГОРОВА:   На каждом входе в школу должна быть охрана.  Общего доступа в здание школы нет. Для того чтобы родитель попал в школу, нужно либо договариваться с директором, либо с классным руководителем. Они приходят на вахту, забирают родителей и решают все вопросы. Если это не общие дни приема, как классное родительское собрание, которое проводится вечером. А  в индивидуальном порядке нужно прежде созвониться,  просто так в школу не зайдешь.

«НГК»: Верно ли то, что одна из престижных в городе школа №8 в новом учебном году работать не будет?

Л. ЕГОРОВА: Открывая ежегодно новые школы, мы не забываем и о школах, которые были построены еще в прошлом веке. Эта школа в прошлом году отметила 110-летие. Это казачья школа с невероятной внутренней энергией,  с содержанием, с традициями. Сейчас в ней проводится реставрация. Реставрация и капитальный ремонт продлятся год. На время ремонта учащихся переводят в школу №32. Понятное дело, что это некие неудобства. Но ожидаемый результат того стоит! Это не просто ремонт, техническое переоснащение  и замена инженерных коммуникаций, но и эстетическое перевоплощение. При всех современных требованиях мы попытаемся сохранить и подчеркнуть в интерьерах школы дух истории. С перил лестницы снимают многочисленные наслоения краски, чтобы вернуть ей первоначальный вид, паркет бережно сохраняем. А еще думаем над тем, как усилить в деталях эстетику того времени. Школы – это память сердца каждого из ее учеников, которая со временем перерастет в любовь к городу.

«Я абсолютно убеждена в том, что родители – это такие же участники образовательного процесса. Без родителей стобалльника не будет!»