1724
О том, как формируются тарифы, каковы различия в стоимости услуг ЖКХ в муниципальных образованиях Краснодарского края и какова роль Федеральной службы по тарифам, рассказал корреспонденту "Новой газеты Кубани" руководитель Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края - С. Н. Милованов.
"НГК": Сергей Николаевич, насколько известно, представительные органы власти сельских и городских поселений не утверждают тарифы ЖКХ. Этим сейчас занимается РЭК по предоставленным производственным программам от предприятий, занятых в ЖКХ. Каков механизм формирования тарифа и что учитывается при его формировании?
С. Милованов: В настоящее время регулирование тарифов на коммунальные услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций коммунального комплекса Краснодарского края осуществляется РЭК-департаментом. В отдельных муниципальных образованиях Краснодарского края, имеющих статус городского округа, таких, как Анапа, Армавир, Геленджик, Горячий Ключ, Краснодар, Новороссийск и Сочи, в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса", полномочия по регулированию тарифов на холодную воду и водоотведение переданы органам местного самоуправления.
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)- в Краснодарском крае это РЭК-департамент.
Формирование экономически обоснованных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов, разработанными на федеральном уровне с учетом анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, проверки экономического обоснования расходов по каждой планируемой организацией статье затрат, а также исходя из необходимости реализации производственных и инвестиционных программ организаций.
Тариф определяется путем деления величины экономически обоснованных финансовых потребностей на объем реализации услуги, определенный производственной программой.
При этом на размер тарифов влияют такие факторы, как объем реализации услуги, напрямую зависящий от количества потребителей и степени развития промышленного производства, протяженность систем инфраструктуры, ее состояние (степень износа), энергоэффективность производства. Перечисленные факторы оказывают определяющее влияние на структуру себестоимости и, как следствие, на размер тарифов конкретной ресурсоснабжающей организации.
Со структурой плановой себестоимости и фактическими затратами организации можно ознакомиться на сайтах ресурсоснабжающих организаций или в печатных средствах массовой информации, так как они обязаны представлять, в частности, информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат. Требования к составу и содержанию информации установлены Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 (далее - Стандарты раскрытия информации).
"НГК": Сергей Николаевич, а какова роль ФСТ при формировании тарифов для жителей?
С. Милованов: Федеральная служба по тарифам РФ (ред. далее - ФСТ России) по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы роста тарифов (их предельные уровни) в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные индексы устанавливаются на основании рассмотрения предложений органов регулирования субъектов РФ и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Кроме того, ФСТ России, как федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), осуществляет мониторинг и контроль за деятельностью органов регулирования субъектов РФ, а также рассматривает экономические споры, возникающие между ними и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Таким образом, ФСТ России является проводником государственной тарифной политики.
"НГК": Могут ли в одном муниципальном районе действовать разные тарифы, при условии того, что несколько предприятий занимаются предоставлением услуг ЖКХ в одном районе?
С. Милованов: Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности. В случае если в одном муниципальном образовании коммунальные услуги оказывают несколько организаций, то и тарифы для каждой из этих организаций могут быть различны.
Так, например, в Краснодаре, помимо основного поставщика услуг в сфере водоснабжения и водоотведения - ООО "Краснодар Водоканал", услуги в указанных сферах оказывают еще 37 организаций; кроме основного поставщика услуг по теплоснабжению - филиал ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" "Краснодартеплоэнерго", осуществляют деятельность более 40 теплоснабжающих организаций.
Для каждой из организаций установлен свой тариф, отражающий индивидуальную структуру себестоимости, которая подлежит обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в сети "Интернет" в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
"НГК": Сколько раз в год, согласно законодательству, могут подниматься тарифы на услуги ЖКХ?
С. Милованов: Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и их предельных уровней не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса, если иное не установлено федеральным законодательством и решениями Правительства РФ.
Тарифы и надбавки утверждаются в соответствии с предельными индексами изменения тарифов и могут иметь календарную разбивку.
Одобренный прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и плановый период 2013-2014гг. значительно меняет систему регулирования инфраструктурного сектора, перенося изменение тарифов с января на июль со среднегодовым увеличением, не превышающим потребительскую инфляцию.
С учетом параметров прогноза и приказов ФСТ России повышение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающих организаций в 2012 году будет осуществляться в два этапа - в июле и сентябре. Исходя из сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г., разработанных Минэкономразвития России от 27.04.2012, в 2013 году рост регулируемых тарифов планируется однократно - с июля 2013 г.
"НГК": А как, например, отличаются тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения, тепловую энергию и вывоз мусора в нескольких районах Краснодарского края, которые действуют с 1 июля 2012 года, к примеру, в городах: Ейске, Краснодаре, Сочи, в Щербиновском и Лабинском районах?
С. Милованов: Сравнительная информация по тарифам с учетом надбавок на услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с 1 июля 2012 г. (по основным поставщикам, реализующим услуги на территории муниципального образования) представлена ниже.
Следует отметить, что государственное ценовое регулирование в отношении стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не предусмотрено. Данная услуга является конкурентной, и ее стоимость устанавливается организацией, осуществляющей этот вид деятельности на основании договора с потребителем. В соответствии с указанным Федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов осуществляется установление тарифов только на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
РЭК-департаментом проводится ежемесячный мониторинг платы за жилое помещение и вывоз твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях Краснодарского края. Располагать информацией об изменении стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в июле 2012 г. РЭК-департамент будет после подведения итогов мониторинга стоимости жилищных услуг - 15.08.2012.
Беседовала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА