5895
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова на протяжении 45 лет готовит высококвалифицированных специалистов морской отрасли. Журналисту «Новой газеты Кубани» удалось лично побеседовать с Сергеем Кондратьевым – человеком, который половину своей жизни посвятил университету, как он сам называет родной вуз – «Ушаковке».
«НГК»: Сергей Иванович, прошедший год для Ушаковки – юбилейный. Университет отметил 45-летие. Это самый молодой вуз в отрасли, при этом именно вам удалось уже восемь раз стать «Лидером отрасли», и когда Росморречфлот подвёл итоги 2020 года, то вы опять получили это почётное звание, в чём секрет?
С. И. КОНДРАТЬЕВ: Что касается юбилея нашего вуза, то 45 лет – это сравнительно небольшой срок. Я в Ушаковке – практически всю свою жизнь. В 17 лет поступил сюда учиться, по окончании остался здесь работать, впоследствии возглавил университет. Образно говоря, если представить, что университет – это живой человек, то я бы сравнил его с молодым мужчиной. Этот мужчина уже закончил и стал профессиональным моряком. Он уже познал, что такое море, и пережил шторма. Скорее всего, в его жизни ещё не раз будут бури и шторма, но он готов к их преодолению. Этот молодой мужчина уже научился зарабатывать деньги и содержать себя. У него есть идеал, пример для подражания, наставник – это святой праведный воин Фёдор Ушаков. У этого молодого человека есть и женщина, о которой он заботится и которую готов защищать, – эту женщину зовут Родина! У него появились амбиции, ему мало просто ходить в море, он хочет ещё оставить свой след в морской науке, быть учёным. Поэтому он поступил в аспирантуру, успел подготовить первые научные публикации. Стремится к тому, чтобы этих публикаций было решительно больше, чтобы их цитировали за рубежом. Он уже определился со своей научной темой – это «Безэкипажное судовождение». О чём же он тревожится? О том, что в шторм может не хватить топлива или ресурсов. И он ищет способы повышения устойчивости своего корабля, чтобы уверенно идти к цели, чтобы экипаж отлично сработал. Этот молодой человек заботится о сохранении морских традиций, просто старается не подвести...
Всё идет к тому, что мы скоро заменим судоводителей на компьютеры
«НГК»: Да, штормов морякам не занимать. Сергей Иванович, какой, на Ваш взгляд, период был самым сложным для учебного заведения? Как справились с ситуацией, что помогло?
С. И. КОНДРАТЬЕВ: Знаете, когда я был курсантом, у нас вода в графинах замерзала, потому что система отопления пришла в негодность. Мы ходили купаться в городские бани, так как не было горячей воды… Естественно, командиры и курсанты, даже родители, пытались что-то подлатать своими руками. Но это как в домино, когда всё рушится одно за другим, как карточный домик. К моменту, когда я стал деканом судоводительского факультета, ситуация была катастрофическая, все ресурсы были исчерпаны, всё требовало срочного ремонта. В этой ситуации должны были проходить выборы ректора, и я решил принять в них участие. Подготовил программу стратегии развития. Причем писал я её, что называется, с высоты. Поехал в Кабардинку, на гору, с которой открывается отличный обзор на училище, тогда уже Академию. И вот на той горе, глядя на родные корпуса, я представлял, каким хочу видеть вуз лет через десять…
Выборы я выиграл, и выиграл потому, что коллектив мне поверил, потому что я доказывал с цифрами и выкладками, что вполне достижимо привести всё в порядок.
«НГК»: В Ваш вуз всегда был стабильно высокий конкурс, что влечёт молодёжь: гарантированное трудоустройство, высокие зарплаты, работа в иностранных компаниях?
С. И. КОНДРАТЬЕВ: Определённо, это комплекс факторов. Во-первых, отрасль очень богатая и заработная плата высокая. Даже на старте зарплата выше, чем у выпускников других вузов. Во-вторых, выстроенная система образования, которая кардинально отличается от вузов гражданских, ведь большинство мужских качеств формируются именно в курсантском экипаже. Эту атмосферу, систему взаимоотношений, ценностей невозможно смоделировать ни в семье, ни в школе, ни в других образовательных учреждениях. Это та модель обучения, где нет очень сильного давления военных отношений, но в тоже время, имеется дисциплина, традиции, особая организация учебного процесса: большое количество патриотических и спортивных мероприятий. В обычных вузах студент в большинстве случаев после занятий предоставлен сам себе, у нас же без контроля ребята не остаются. Они постоянно заняты различными спортивными, патриотическими, научными и творческими мероприятиями. Ну и наличие военной подготовки играет большую роль… Да и девочкам, которые учатся в нашем вузе, некогда расслабляться, ведь рядом с ними учится будущая элита – будущие морские инженеры. Поневоле девушки стремятся соответствовать, отлично учиться и совершенствоваться. Я убеждён, что именно наши выпускники составляют большую часть интеллигенции города, ведь они не перестают обучаться: повышение квалификации, магистратура и ординатура, научная деятельность.
«НГК»: Насколько мне известно, в университете на плавательных специальностях обучаются вместе с юношами и девушки. Как Вы сами относитесь к этому факту, есть ли сегодня в составе экипажей дамы, ведь настоящие морские волки суеверны?
С. И. КОНДРАТЬЕВ: В Индии уже создали чисто женский экипаж, в Советском Союзе были женщины-капитаны, они пользовались заслуженным уважением. Просто бывают в море такие ситуации, когда поднимается сильнейший шторм, ледяной пронизывающий ветер, приходится работать голыми руками в такую непогоду. И мне бы очень не хотелось, чтобы в этот момент там оказалась женщина. Но сегодня всё вообще идет к тому, что на мостике судоводителей скоро заменят компьютеры. В мире началась гонка за безэкипажное судовождение, и занять достойное место в этой гонке – наша задача! Это как у Ленина: «Сегодня рано, а завтра поздно». Мы сейчас головной вуз по этому вопросу. Все эти годы времени зря не теряли и разрабатывали технические решения, создавали технологии, запатентовывали их.
«НГК»: Вы уже много лет поддерживаете высокие стандарты морского образования, год от года только укрепляя репутацию, насколько это трудно в современных условиях, и что планируете предпринять, чтобы и в дальнейшем такой уровень сохранить?
Выиграл потому, что коллектив мне поверил, потому что я доказывал с цифрами и выкладками, что вполне достижимо привести в порядок Ушаковку
С. И. КОНДРАТЬЕВ: Если раньше соотношение преподаватель/студент было 1:5-1:6, то после одной из реформ необходимо было сократить до 1:12,5. Что это означает? А это означает, что оставшимся преподавателям пришлось учить больше, затраты и силы на образовательный процесс увеличились в два раза, причём остались самые квалифицированные преподаватели. Раньше свободное время преподаватели тратили на научную деятельность, сейчас же этого времени стало гораздо меньше. Для того чтобы наращивать научную деятельность в Ушаковке, мы сейчас проводим ряд организационных шагов, подписываем договоры с преподавателями, для того чтобы в семь раз поднять количество публикаций в иностранных наукометрических системах, в разы поднять количество цитирования. А это значит, что придётся профессуре ещё больше работать. Чтобы нам в ближайшее время перейти на другой уровень качества образования, необходимо сделать две вещи, которые мы запланировали. Первое – мы будем строить на территории университета «Технополис» для лабораторных работ первых трёх курсов. Там знания будут подаваться по такой наглядной и интенсивной технологии, что это кардинально изменит качество фундаментального образования. В дальнейшем планируется возведение ещё одного комплекса, тоже для лабораторных работ, но здесь речь идёт уже о профессиональных дисциплинах. Это позволит каждому курсанту обучаться на реальном оборудовании: настраивать его, тестировать, ремонтировать, разбираться в устройстве. Это будет прорывом, тогда наш выпускник станет ещё более конкурентоспособным.
«НГК»: В университете не так давно был введён в эксплуатацию новый корпус «Юг», можете рассказать и о нём подробнее? Он также оснащён современными технологиями?
С. И. КОНДРАТЬЕВ: Естественно, мы строили его под современные стандарты. Наша отрасль поставила задачу максимальной цифровизации образования. И новый корпус – решение данной задачи. Каждая аудитория компьютеризирована, соединена с единым сервером, там стоит новейшее тренажёрное и лабораторное оборудование для обучения судомехаников и судоводителей. Этот комплекс долго стоял недостроенным, ещё в бытность мою курсантом его начали возводить, и вот, находясь уже в качестве ректора, решил, что будет непростительным его не завершить. Совместно со своими коллегами мы приложили к этому колоссальные усилия, много здоровья на этом потеряли. Пришлось пройти семь кругов ада. Но корпус достроили.
«НГК»: Не могу не спросить, Вы в университете с 17 лет, начинали курсантом, уже 20 лет возглавляете вуз, насколько мне известно, в 99-м году шли на выборы ректоров с чёткой стратегией развития, которую сегодня уже воплотили в жизнь, а если говорить о будущей стратегии развития Ушаковки – какие основные задачи? Как удавалось не отклоняться от стратегии в период ограничительных мер, связанных с коронавирусом?
С. И. КОНДРАТЬЕВ: Когда я создавал программу, то это была лишь программа по восстановлению вуза. Вся материально-техническая и учебно-лабораторная база пришла в негодность, люди увольнялись, потому что никто не хотел работать из-за маленькой заработной платы. Сейчас, например, в наш университет очень сложно устроиться на работу, необходимо обладать колоссальными знаниями. Стратегия развития университета регулярно обновляется и вот сейчас, выйдет новая, на ближайший год. Касаемо различных нововведений, связанных с рядом карантинных мер, то здесь мы были готовы, потому что ещё за четыре года до пандемии наш учёный совет принял решение о создании электронной образовательной среды для дистанционного обучения. Сегодня у нас действует «Лаборатория дистанционных образовательных технологий и электронного обучения», записано сотни часов видеолекций и другого учебно-методического материала. Мы увеличили объём поступления средств на 30 млн руб., что вызывало огромное удивление у многих коллег. Уверен, что это опять же связано с правильной стратегией развития вуза.
«НГК»: Сергей Иванович, Ушаковка стала главным делом всей Вашей жизни. Невозможно устоять перед обаянием этого уверенного в себе «мужчины», образ которого Вы так ярко нарисовали в самом начале беседы, «мужчины», устремлённого в цифровое завтра. Уверена, что Ваш рассказ увлечёт многих молодых людей, которые ищут для себя достойного поприща и всё ещё раздумывают, в какой профессии можно полностью реализоваться и при этом быть уверенным в завтрашнем дне.