Владимир Евланов: «Агломерации помогут решить вопросы соседних территорий в комплексе»
30.12.20186295
К концу года принято подводить итоги. Уже прошла половина срока работы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва. О своем личном зачете в законодательном органе страны рассказал журналистам «Новой газеты Кубани» Владимир Евланов
«НГК»: Владимир Лазаревич, половина срока в статусе депутата отработана. Какие основные направления в своей работе депутата вы выделяете?
В.Л. Евланов: Эти два года пролетели очень быстро. До прихода в законодательную власть в исполнительной власти я проработал более 40 лет. Прошедшее время в Государственной Думе для меня по-настоящему стало школой парламентаризма, и этому надо научиться.
Как вы помните, в период предвыборной кампании я для себя ставил задачу – улучшить состояние финансово-экономической деятельности муниципалитетов на примере города Краснодара, на уровне федеральной власти.
Поэтому я вошел в состав комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
По своей инициативе создал экспертный совет в составе моего комитета по законодательному обеспечению экономического развития муниципальных образований. В состав экспертного совета вошли мои коллеги – депутаты Думы, ранее работавшие главами муниципальных образований по всей России. Со мной вместе – и Синяговский Владимир Ильич.
Начали работу с основополагающих вопросов глобального характера. Так, Федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании…» не учитывал муниципальную составляющую, и муниципалитеты не входили в стратегии федерального, а также регионального уровня.
Такое положение тормозило развитие городов, районов, не учитывало их потребностей в развитии регионов, лишало перспектив пространственного планирования и перехода на цифровые методы управления экономикой.
Представленный к рассмотрению проект «Закона о поправках в 172-ФЗ «О стратегическом планировании на уровне муниципальных образований» принят Государственной Думой в первом чтении единогласно. Этому способствовало его обсуждение в регионах, муниципалитетах, общественных организациях, т.е. он прошел широкую общественную экспертизу. На наш взгляд, он придаст достаточно серьезное ускорение развитию муниципальной экономики.
Рад, что в настоящее время серьезный шаг вперед сделал Краснодарский край, разработав стратегию экономического развития края до 2030 года, и она будет согласована со стратегией развития города Краснодара на тот же период.
Второе и третье чтение по проекту Закона пройдут в январе-феврале 2019 года.
Готовится к рассмотрению моей группой еще один важный законопроект: он касается темы межмуниципальных агломераций.
Опять же в качестве примера при подготовке федерального закона взят Краснодарский край и город Краснодар: речь идет об организации Краснодарской агломерации.
На сегодняшний день каких-либо законов в России, регламентирующих порядок создания, финансово-экономического, организационного обеспечения множественных муниципальных образований, объединяющихся для совместного ведения экономического, социального, коммунально-транспортного и дорожного направлений, нет. Более того, действует большое количество законодательных запретов.
Но сама жизнь ставит сегодня вопрос об объединении сил и средств, чтобы лучше решать вопросы качества жизни по всем направлениям ее обеспечения в соседствующих населенных пунктах.
В весеннюю сессию планирую внести проект закона об агломерациях на рассмотрение Государственной Думы.
Не могу не сказать и о проекте Закона, внесенного на рассмотрение ГосДумы по инициативе Законодательного собрания Краснодарского края, – «О поправках к Федеральному закону «Об основах деятельности региональной власти», касающихся развития промышленности.
Этим законопроектом определяется ответственность регионов за создание необходимых условий для развития промышленности на их территориях, включая меры экономической поддержки.
Раньше такого закрепления не было. Эта мера также во многом улучшит инвестиционный, организационный климат, в том числе – и в Краснодарском крае и городе Краснодаре.
По поручению Законодательного собрания Краснодарского края мною данный законопроект представлен на рассмотрение и принят в первом чтении Государственной Думой.
«НГК»: То есть субъекты федерации получат возможность финансировать?
В.Л. Евланов: Смогут влиять на экономическое развитие и будут нести ответственность. То, чего раньше в основополагающем 124-м Федеральном законе об организации деятельности субъектов РФ не предусматривалось. Если это была в большей мере федеральная ответственность, то теперь, с принятием этой поправки, ответственность также возлагается и на регионы.
«НГК»: А есть ли еще, внесенные вами, предложения по законопроектам?
В.Л. Евланов: По поручению комитета я представлял в трех чтениях пять законопроектов по комплексному развитию ряда территорий России – таких, как Приморский край, Республика Крым и Севастополь, Калининградская область. Конечно, мечтаю, что в мою бытность появится возможность доклада и по родной территории – Краснодарскому краю, а также городу Краснодару. Хотелось бы…
«НГК»: Давайте поговорим о финансировании муниципалитетов. Какая сегодня существует практика, какие предложения вносят муниципалитеты? Насколько эти предложения жизнеспособны?
В.Л. Евланов: Очень важная тема. Буквально в декабре мы проводили «круглый стол» с руководителями финансовых и экономических структур в городе Краснодаре о возможностях и предложениях по улучшению состояния бюджета, поиску дополнительных финансовых ресурсов по исполнению закрепленных за муниципалитетом функций.
Проводил я эту встречу специально, чтобы набраться фактического материала к встрече с участниками экспертного совета совместно с Конгрессом муниципальных образований, где я также активно работаю.
Возьмем город Краснодар. За последний год доходная часть значительно возросла. Если в мой период работы консолидированный доход бюджета был порядка 23 млрд рублей, то за прошедший год он превысил 30 млрд рублей. Во многом это является результатом действия федеральных и региональных программ – как социальных, так и дорожно-благоустроительных.
С другой стороны, население города выросло более чем на 30 процентов. Соответственно, только одних школ необходимо построить более шестидесяти. А также всего другого, это детсады, дороги, коммуникации и т.д.
Для таких бурно растущих городов, кстати их не так много, нужны свои, дополнительные, механизмы реагирования.
На мой взгляд, в федеральном законе необходимо закрепить повышение уровня отчислений от налога на доходы физических лиц в таких городах и других населенных пунктах – с 15 до 30%.
Что касается вмененного налога, который платят предприниматели, то необходимо весь его оставлять в муниципалитетах. Кстати, это стимул для развития и создания дополнительных условий для малого бизнеса и предпринимательства в городах и районах.
Это необходимо постольку, поскольку в условиях недостатка финансовых средств для исполнения своих функций города вынуждены брать кредиты. Как правило, они коммерческие. В Краснодаре их стоимость составляет около 9%.
Необходимо ускоренно решить вопрос о переводе получения кредитов на бюджетный федеральный и региональный уровни – при действующем проценте предоставления – 0,1%.
Вот этим занимаюсь с коллегами сегодня и надеюсь, что удастся как-то это продвинуть к положительному решению.
«НГК»: Владимир Лазаревич, депутаты Госдумы делают упор в своей работе на законотворческую деятельность, а уже наказы избирателей исполняют по желанию. Будучи мэром, вы вели приемы граждан. А как депутат вы сохраняете эту традицию?
В.Л. Евланов: Планируя региональную неделю, провожу два приема в Краснодаре и один – в станице Динской.
За дни приема в среднем приходит порядка 40 человек. Как правило, вопросы непростые. Их не решили на местах, поэтому идут к депутату. Никому не отказываю. Часто приходят с теми вопросами, которые в мою бытность не были решены. Естественно, люди помнят обещания. Конечно, сегодня сложно решать эти вопросы. Потому что раньше я обладал возможностями главы города, а сегодня я должен убедить и главу, и его подчиненных в том, что на эти вопросы необходимо обратить внимание. Но отказа никому нет. Кроме того, в региональную неделю мы проводим общественные мероприятия, где собираются большие аудитории и учителей, врачей, молодежи и других. Планируя региональную неделю, мы отыскиваем наиболее значимые, требующие разрешения вопросы. Встречаемся со многими общественными организациями. Я лично часто общаюсь с предпринимательским сообществом.
«НГК»: С какими проблемами приходят люди? Может быть, были неординарные просьбы?
В.Л. Евланов: Много обращений в части оказания помощи людям в отстаивании своих прав на жилье, земельные участки, решение правовых вопросов, в том числе – правовые споры между соседями, межевые споры. Вопросы, связанные с проблемами обманутых дольщиков, они есть, безусловно. Связанные с обеспечением инвалидов оборудованием. Здесь зачастую привлекаю предприятия, организации, учреждения для решения вопросов. Медицинское обслуживание: бывают моменты, когда люди не могут найти необходимые лекарственные препараты, не могут попасть на прием к специалистам. Много частных вопросов, которые быстро не решаются и по которым нужно личное сопровождение. В большинстве вопросов, так или иначе, но решение находим. Например, сегодня на приеме передо мной поставлен вопрос, который нужно решать на уровне федеральных структур. Ко мне обратился молодой человек: его супруга является гражданкой Украины и имеет вид на жительство. У них родился первый ребенок. Недавно мы приняли федеральный закон о пособиях при рождении первого ребенка, это прекрасное событие, за которое мы боролись. Но законом определено, что эта выплата производится матери – гражданке РФ. И сегодня эта семья не может получить пособие.
«НГК»: Владимир Лазаревич, расскажите о самой работе в Государственной Думе, как Вы ее планируете?
В.Л. Евланов: Понедельник – текущая работа с обращениями, документами. В этот день проходит Совет Думы, фракционные совещания, а также прием по общественным вопросам. Вторник, среда, четверг – пленарные заседания Думы. Пятница, суббота – работа по планам комитета, где состоят депутаты; в том числе – посещение выездных мероприятий.
Утром, в 8.00, отъезжаем от общежития на автобусе, а в 8.30 – уже в Думе. Возвращаемся в разное, в зависимости от мероприятий, время на заказанных служебных автомобилях.
«НГК»: А проходят в Госдуме круглые столы? Приходят ли интересные личности? Что для вас было интересным, новым?
В.Л. Евланов: В Госдуме в неделю до пяти различных мероприятий проходит – парламентские слушания, круглые столы, экспертные советы по разной инициативе. Я тоже приглашаю специалистов для обсуждения тех или иных проблем по моему экспертному направлению. Все вопросы интересны, тем более, когда несешь ответственность за эти решения. К примеру, есть подготовленный Федеральной антимонопольной службой законопроект о создании условий для конкурентной среды в работе предприятий, разного вида бизнеса на территориях. И встал вопрос о необходимости присутствия в системе муниципальных и государственных унитарных предприятий (МУПов и ГУПов). Было вынесено такое мнение на обсуждение депутатов, были парламентские слушания и круглые столы о ликвидации МУПов и ГУПов. Но сегодня обойтись вообще без них невозможно. Тем более, что сегодня ряд действующих предприятий, которые несут на себе нагрузку, заменить ничем невозможно. Например, Комбинат школьного питания для образовательной системы города Краснодара, который я еще сам формировал более десяти лет назад. Для них создали все необходимые условия для того, чтобы они готовили качественную пищу, – то, что сегодня является проблемой для многих территорий России, где не могут найти способа, как найти выход из ситуации. У нас эта проблема решена за счет этого комбината питания. Такой же комбинат питания был создан для лечебных учреждений. И аналогов сегодня для замещения, через участие в торгах организаций, нет. Тем более, если взять небольшие населенные пункты, где сложно осуществить жилищно-коммунальное, социальное обслуживание без муниципального подразделения, – туда частники не придут. А решать этот вопрос по проекту должна ФАС без ведения субъектов федерации. Так планировалось. Была очень горячая полемика по этому вопросу, особенно – среди депутатов, которые имеют опыт в этой сфере. Закончилось тем, что ко второму чтению проект Закона существенно изменится. Решение будет приниматься по месту нахождения объектов – с учетом мнения администраций регионов.
Также в спорах со всеми фракциями в парламенте решался вопрос по принятию изменений в пенсионном законодательстве.
Огромное количество принятых поправок существенно повысило качество законопроекта, появилось новое понятие пенсионного возраста с соответствующим льготным обеспечением.
«НГК»: Ваша работа не осталась незамеченной, и, насколько нам известно, вы получили награду. Расскажите об этом. Что это за награда?
В.Л. Евланов: В завершение осенней сессии, в честь празднования 25-летия Конституции Российской Федерации и 25-летия Государственной Думы, буквально неделю назад, из рук Председателя Государственной Думы ФС РФ Вячеслава Викторовича Володина я получил Почетную грамоту Государственной Думы за активное участие в законотворческой деятельности и развитии парламентаризма в России.
Конечно, я очень рад этому важному для меня событию, оценке моего труда. Почетная грамота вдохновляет на активную работу, выполнение тех планов, которые я для себя определил.
В конце встречи Владимир Евланов обратился к журналистам к «Новой газеты Кубани»:
– Я хочу сказать вам огромное спасибо за вашу работу, за вашу, что называется, настырность, в хорошем смысле этого слова, за желание влиять на самые трудные, спорные вопросы. Но вы делаете огромное дело в интересах людей. Хочу пожелать газете в Новом году энергии, интересных тем, острого пера и, конечно, удачи во всех ваших начинаниях.
С наступающим Новым Годом! Всем – здоровья, счастья, вдохновения и исполнения всех планов!
Записала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА