Культура:

Елки. Дети.Амбиции

14.01.2013

Сегодня режиссеры любят рассказывать нам про ужасы советской эпохи. Но главная прелесть теперешнего времени заключена в том, что нынче в театре отменена цензура. Нет, на самом деле она, конечно, существует, и может быть даже более суровая чем прежде,

854

Сегодня режиссеры любят рассказывать нам про ужасы советской эпохи. Но главная прелесть теперешнего времени заключена в том, что нынче в театре отменена цензура. Нет, на самом деле она, конечно, существует, и, может быть, даже более суровая, чем прежде, но управляют ее как раз те, кого и надо в первую очередь контролировать, то есть сами постановщики. Они зачастую присваивают себе звание драматургов, и нет силы, способной оспорить их решение. И все это происходит оттого, что режиссерская профессия не имеет авторских прав. Драматургия – иное дело. Так что пьесы зачастую пишутся для банального заработка. И создаются они в основном для детей. А время "сенокоса" в театре, как известно, совпадает как раз с Новым годом.



Стоит ли кому-то объяснять, что такое "елки". Тут даже самый нерадивый родитель вспоминает про свои обязанности и выводит своих чад в театр. При этом он не сильно заморачивается на предмет того, какой товар ему предложат. Из года в год повторяется ситуация, в которой почти всегда критику есть обо что поточить зубы.
Вот и нынешний год не стал исключением. В Краснодаре список самых одиозных спектаклей возглавил краснодарский театр драмы. При постановке "Золушки", если судить по афише, автором числился Шарль Перро. Но на самом деле над текстом "поработала" режиссер из Санкт-Петербурга Светлана Свирко. Зритель при этом не был поставлен о метаморфозах вечного сюжета в известность, что, на мой взгляд, выглядит не честно. На самом деле осовременивание переросло в глумление над классикой. Золушка – некрасивая худышка, которая красавицей так и не становится. Она явно проигрывает по части внешних данных своим сводным сестрам. Даже мачеха Ирины Хруль выглядит зрелой красавицей на ее фоне. На что же так отреагировал принц? Может, он влюбился в первое, что попалось ему под руку? Они попросту столкнулись и грохнулись на пол. Это ли не повод для взаимной симпатии. Хороша и фея, что является нам в образе пожилого дядьки (артист Р. Ярский), который только с помощью волшебства, точно непонятно какого, все же становится тетенькой.
Самой запоминающейся фигурой здесь становится Король. Заслуженный артист России Александр Катков, один из самых ярких на сегодняшний день актеров театра, являет нам приблатненого типа, с пальцами, как говорится, веером. Ему под стать и все королевство, населенное полоумными персонажами из разных сказок. А есть ли здесь любовь? Дети, знаете ли, любят следить за развитием чувств. Но в системе стеба они всерьез никому не нужны. Всепоглощающая ирония, а точнее эдакий дурносмех не дает им здесь обосноваться. Обиднее всего слышать здесь случайно проскальзывающие фразы из одноименного киносценария Евгения Шварца, который был драматургом от бога. А вот пошлости и скабрезности, густо рассыпанные здесь режиссером, не имели, как мне кажется, в виду ребенка. Маленький зритель еще не может оценить, где кончается сказка и начинается насмешка над ней. А у взрослых, если у них есть вкус, "аншлаговый" юмор должен вызывать чувство отвращения и уныния.


По другому пути пошли в краевом театре кукол, где, может, даже слишком подробно отдали дань традиции. Эммануил Шиканедер был и артистом, и постановщиком опер в тот момент, когда этот музыкальный жанр в конце XVIII века переживал подлинный расцвет. И главным его творением стало либретто к опере Моцарта "Волшебная флейта". Видит бог, сюжет столь запутан и сложен, что пересказать его нет никакой возможности. Но, если честно, я как-то пыталась спустя год пересказать не только другим, но и себе сюжеты любимейшего мною Гофмана и не смогла. Предромантическая и романтическая литература имеет такие сложные построения, что пересказу они подчас не подлежат. Проще вспомнить, чего там нет. А есть там все: драконы и волшебницы, печальные принцы и принцессы, семейные тайны и волшебные предметы. Последние несут в себе сложные мистические смыслы, которые, несмотря на всю их сложность, каким-то образом работают. Тут пересекаются сразу несколько жанров: и зингшпиль, и феерия, итальянская фьяба, и детектив. Конечно, конструкция очень перегружена и требует, наверное, какого-то другого восприятия действительности, более взвешенного спокойного существования. Режиссер Константин Мохов вылущивает сюжет из оперы. Можно ли делать это? Данный вопрос уместно задать музыковедам. Но его "Волшебная флейта" существует в том виде, какой ей задают на сегодняшний день краевые куклы. И он по-своему прелестен. Интересна сложная декорация, автором которой становится сам режиссер. Особых похвал заслуживают куклы заслуженного работника культуры России художника Елены Мацкевич. Во всем присутствует стильность, изыск, красота. Самой яркой фигурой здесь становится, как и заложено в сюжете, птицелов Папагено. Он и сам похож на птицу. В плутовском романе или в фарсе в те времена протагонистами могли стать слуги или простолюдины. Образ принца Тамино еще не обладает той глубиной, что появится в эпоху романтизма.


Сказка "Волшебная флейта" – еще одна масштабная постановка режиссера Мохова. Однако снова возникает вопрос: не лучше ли бы ей появиться в какую-то другую часть года. "Елки" такой строгости и высокой планки не выдерживают. Хоровод, Дед Мороз, "Маленькой елочке холодно зимой" – вот тот набор, что входит в список основных составляющих этого действия. А томления принца, его или ее экзистенциальный выбор – отдельная история, с Новым годом не связанная. Но, в конце концов, это право театра предлагать публике свои правила игры.
В Музыкальном театре действо также было несколько перегружено, только танцами и песнями. Режиссер Александр Мацко взял на сей раз к постановке пьесу Вениамина Смехова "Али - Баба и сорок разбойников". В варианте театра она получила название "Али - Баба, или сорок песен персидского базара". И это говорило само за себя. Базар начинается с каравана, идущего по пустыни. Он везет товары. В данном случае, яркие, гламурные верблюды прошествовали через зал, а затем их кормчий стал главным зазывалой, рассказчиком, управителем действия. В исполнении Сергея Тесли он стал наряду с Фатимой Карины Петровской самым ярким и значимым персонажем. Именно на них и легла вся ответственность за развитие сюжета, изрядно приправленного танцевально-музыкальной кутерьмой. Яркость последней, ее восточная избыточность на фоне зимней погоды порадовала зрителя, как взрослого, так и детского. Мне довелось слышать поистине восторженные отзывы. Что касается собственных ощущений, то мне действие показалось несколько однообразным. Хорош, по-театральному красив был исполнитель роли Али - Бабы, артист театра Романа Виктюка Валерий Сехпосов. Смешон и забавен Касым Алексея Григорьева, но, как ни странно, именно танцевальный ряд показался мне однообразным и скучным.
"Давайте верить в чудеса", или "Будь здоров, дедушка Мороз" – под таким сложным названием прошла в этот раз "Новогодняя фантазия – 19"в творческом объединении "Премьера". На этот раз она порадовала, как и прежде, лазерным шоу, размахом. Но было и то, что случается не всякий раз, – это по-настоящему оригинальный сказочный, новогодний сюжет. Вкус вновь не изменил автору Сергею Трегубову. Сказалась его хорошая теоретическая, а не только актерская подготовка в ЛГИТМиКе 80-х годов. Да и литературный талант не иссяк. И все же школа дает представление об основах драматургии, о ее устройстве, о завязке, кульминации, развязке. Здесь, в отличие от большинства сказок, все это есть. Режиссер Геннадий Николаев отвечал за постановку спектакля. Не так давно он покинул пределы театра драмы, где ставил последние годы вполне успешные новогодние сказки. Там теперь ему нашли "достойную" замену. "Золушка" тому подтверждение.
Выпускник ГИТИСа конца 70-х доказал, что знает свое дело. Перед нами грамотно выстроенные мизансцены, в которых артисты не только ходят, бегают, но и летают. Здесь есть очарование зла и не столько в лице Корбофоса Дмитрия Морщакова, сколько в лице обалдуя Васи Кукина. В исполнении артиста музыкального театра Владимира Булатова мы видим смесь Квакина и Шуры Балаганова, и в этом миксе много забавных, хулиганских черт, которые не столько расстраивают, сколько смешат публику. Торжествующий порок явлен нам в роли Короля. В исполнении Ивана Чирова это крупный, громогласный мужчина, имидж которого очень портит патологическая жадность. Чиров умеет крупными мощными мазками явить нам эдакую мелкотравчатость, и на этом парадоксальном стыке выстроить сложный образ. Так блестяще он справился с главной ролью в спектакле "Вечный муж". Она была высоко оценена местными критиками и недооценена московскими на прошедшем недавно фестивале "Кубань театральная". Что же, наши, как говорится, пропиской не вышли. Артист тогда не получил заслуженной премии. Там был совершенно другой материал. Там – Федор Достоевский, а здесь – новогодняя сказка. Но Чиров в обоих случаях работает на высоком профессиональном уровне.
Но вернемся к сюжету. Жадность, лень, страх – вот те пороки, которые персонажам надо побороть с помощью добрых героев. Разумеется, это им удается. Таким образом, спектакль возвращает к жизни старинный, но такой полезный, а поэтому, как мне кажется, вечный жанр моралите, в котором просто и ясно не значит примитивно. А чтобы указующий перст, дидактика, свойственные жанру не стали однообразно-навязчивыми, а напротив, принесли бы максимальную пользу, здесь не забыли и про аттракцион. И вот мы видим, как прыгают батутисты, танцуют балерины, а гвоздем программы становится настоящий, живой тигр. Рыцарь побеждает страх в сражении с диким зверем. Правда, последний торжествует актерски. Да и кто сможет переиграть кошку, к тому же такую крупную. Разве что дед Мороз, которого как всегда с блеском исполнил Валерий Трифонов.
Все! Дед Мороз вышел и прочел свой итоговый монолог, елочка зажглась, праздник состоялся. У "Премьеры" богатый опыт, который не всех способен научить. Правда, поговаривают, что артисты театра драмы отправились на поиски формулы успеха вслед за директором на "Новогодние фантазии". Это обнадеживает. Может, это их чему-то научит. Правда, не они должны отвечать за результат. Жаль, что за ними, насколько я знаю, не последовал главный режиссер театра драмы Александр Огарев. Он, видимо, доволен всеми результатами, даже самыми абсурдными, которые появляются во вверенном ему театре.
Но что же в самом деле делать театрам, чтобы уберечь себя от провала. Мне кажется, что здесь уместно вспомнить слова одного великого кинорежиссера. Он считал, что для того чтобы получился фильм, нужно – первое: хороший сценарий, второе: хороший сценарий и третье: очень хороший сценарий. Так что при желании неудачу можно распознать не в конце декабря, а в начале сентября, когда идут первые читки. А еще не надо бояться множества мнений, даже нелицеприятных, когда речь идет о продукте для маленьких зрителей.

Елена ПЕТРОВА
Театровед