Культура:

Игра не по-детски

19.09.2018

В Краснодаре дело «кровавого аниматора» квест-игры до сих пор находится в стадии предварительного следствия

2781

В Краснодаре дело «кровавого аниматора» квест-игры до сих пор находится в стадии предварительного следствия

В Краснодаре аниматор квест-комнаты, находящейся по улице Трамвайной, прошлой осенью циркулярной пилой распилил руку посетителю. Инцидент получил широкую огласку в кубанских СМИ. В результате ЧП было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ об оказании услуги, не    отвечающей требованиям безопасности. Как выяснила «Новая газета Кубани», дело прошлогодней давности до сих пор находится в стадии предварительного следствия – в производстве Следственного отдела Следственного управления СК РФ по Карасунскому округу.

Заметим, что после этого инцидента краевая прокуратура не провела ни одной проверки деятельности подобных квест-комнат, которых на территории края немало. К тому же, как сообщает прокуратура Краснодарского края, обращения от граждан по данному вопросу не поступали. Возникает ответный вопрос: а как же тогда расценивать прошлогодний распил циркуляркой?

Покопавшись в интернете, вы без труда можете встретить статьи о судебных тяжбах с организаторами квест-игр. «Гуглим», и сразу выпадают заголовки: «Страшная игра стала реальностью: родственники «изрубленного» москвича во время квеста «Кровавый Санта» раскрыли подробности ЧП» или «Кровавые развлечения. Как пройти квест и не стать инвалидом». И, действительно, как? Если перед игрой организаторы недетского досуга заключают с игроками специальный договор «Соглашение об ответственности участника игры и принятии рисков», который автоматически снимает всякого рода ответственность с организаторов квест-игр. От вас нужна только подпись. Надеемся, что не кровью.

«Новая газета Кубани» попросила эксперта-юриста прокомментировать договор участника одной из самых крупных сетей квестов в России – «Паника», чьи филиалы расположены и в Краснодарском крае. 

Наталья Протасова, адвокат: «Такая расписка не снимает ответственности с организатора квеста за вред, причиненный в результате халатности или бездействия организатора.

Между организатором квеста и участниками возникают гражданские отношения, связанные с оказанием возмездных услуг по организации квеста.

Правила возмездного оказания услуг регламентируются главой 39 Гражданского кодекса РФ.

Также отношения между организатором квеста и потребителями предоставляемых услуг (участниками квеста) регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». А потребитель имеет право на качественные и безопасные услуги. Более того, в законе прямо указано, что исполнитель (в нашем случае – организатор квеста) несет ответственность не только за свои действия при оказании услуг, но и за вред, причиненный использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для выполнения работ или оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (п. 4 ст.14 Закона «О защите прав потребителей»).

Организатор квеста при предоставлении услуги не освобожден от обязанности соблюдения норм строительной, пожарной, санитарной безопасности.

Организатор квеста обязан организовать участникам инструктаж по технике безопасности, уведомить о существующих рисках и ограничениях участия в квесте (возраст, наличие хронических заболеваний и т.д.), о чем отбирается соответствующая расписка.

Кроме того, статьей 238 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность – вплоть до лишения свободы – за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

На основании изложенного, пункты 4 и 6 соглашения об ответственности участника игры и принятии рисков от ресурса «Паника» противоречат действующему законодательству в той части, в которой допускают освобождение от ответственности организатора за действия (бездействие) организатора, причинившие вред жизни или здоровью участника.

Следует отметить, что информация о непосредственном организаторе квеста на сайте «Паника» отсутствует, указан лишь правообладатель сайта – ООО «Паника» (ОГРН 1142315007779).

Пользовательское соглашение и правила игры, размещенные на сайте, указывают на возможные ограничения по возрасту и запрет участия в квесте лицам в состоянии алкогольного опьянения. Сведения об известных рисках для различных категорий участников, а также правила техники безопасности, на сайте отсутствуют.

Также соглашение об ответственности участника игры и принятие рисков от ресурса «Паника» содержит неопределенные формулировки широкого толкования, не позволяющие участнику в достаточной степени определенно понимать принятые на себя обязательства. Так, например, в пункте 5 данного соглашения прописано согласие на соблюдение всех общепринятых требований и условий участия в игре. При этом соглашение не содержит информацию для участника об источнике сведений об общепринятых требованиях и условиях участия в игре. Пункт 4 соглашения требует от участника сообщения при обнаружении нестандартной существенной угрозы. При этом критерии оценки участником угрозы как нестандартной и существенной не указываются».

Как отметил эксперт «НГК» Наталья Протасова, на сегодняшний день деятельность квестов отдельно не лицензируется. Действующее законодательство не содержит определения понятия «квест» и не предусматривает самостоятельного регулирования деятельности по организации и проведению недетских игр, в том числе с участием несовершеннолетних. Организаторы квестов подчиняются, по сути, только закону о защите прав потребителей, но еще в начале июня в новостных сводках федеральной прессы сообщалось о том, что парламентарии Ленинградской области рассматривают законопроект, который возьмет под контроль квесты, реконструкции и прочие ролевые игры. Если законопроект пройдет, то предприниматели будут обязаны страховать участников, и объединятся в СРО (саморегулируемые организации. – Прим. ред.) для выработки правил проведения мероприятий и оказания услуг.

Что же представляют собой квест-игры и, собственно, к чему весь сыр-бор? Не будем далеко ходить, зайдем на сайт сети квестов, чей договор мы разбирали с экспертом. В разделе меню указаны виды игр: семейные, прятки, перфоманс и экшен. Экшен – это разновидность популярного игрового формата, главная особенность которого – акцент на динамике игры и физической активности. В нашем случае «Паника» предлагает еще и режим экшен-игры: «с болью» и «хард». В переводе с английского «hard» (хард) обозначает жесткий, но что может быть жестче боли? Так как на сайте пояснения не было, корреспондент «НГК» позвонил на горячую линию сети игр.

В начале звонка оператор нас вежливо предупредил о том, что все звонки записываются, и, если мы продолжаем оставаться на линии, – значит, по умолчанию даем согласие на обработку своих персональных данных. 

«НГК»: Чем отличается режим игры «с болью» от «хард»? 

Оператор сети квестов «Паника»: «Хард с болью» предусматривает жесткий тактильный контакт.

«НГК»: Нет, на сайте два вида режима; что значит «с болью»? 

Оператор: Более жесткий тактильный контакт.

«НГК»: А «хард»? 

Оператор: Неприятный тактильный контакт, более-менее болезненный.

Сомнительные формулировки, подумал про себя корреспондент. Фраза «более-менее болезненный» очень интригует, при этом ты абсолютно ничего не понимаешь и даже не представляешь, чего же ожидать: маньяка с бензопилой или «всего лишь» с садовой лопаткой. 

Стоимость мазохистского развлечения – не из дешевых, средние расценки начинаются от 3500 тысяч рублей по Краснодарскому краю в целом. Замечу, что о квест-игре «Паника» мы больше не говорим.

Редакция «НГК» в социальных сетях провела опрос среди читателей, которые участвовали в каких-либо квест-играх: получили ли они удовлетворение от игры или нет? Из опрошенных 30 процентам квесты нравятся по причине любви к адреналину, еще 30 процентов опрошенных респондентов квесты испугали, а остальных квесты абсолютно не впечатлили и, тем самым, им не понравились. Читатели не только голосовали, но и присылали в редакцию «НГК» свои истории похода на квест-игры.

Михаил: Мы с коллегами решили отметить корпоратив совместным походом на один популярный в Краснодаре квест. Мол, прохождение игры сплотит наш корпоративный дух! Выбрали игру, не помню ее название, но, в общем, что-то из ужастиков. И, по-моему, даже остановились на «мягком» режиме, чтобы наши девчонки не струсили. Началось всё безобидно, мы с парнями скептически к подобным развлечениям относились, поэтому и не ожидали, что может что-то случиться, но одна из наших коллег пострадала. Правда, травма, к счастью, несущественная – царапина на щеке. В одном из эпизодов нам попалась зловещая медсестра с хирургическими ножницами в руке, в какой-то момент неуравновешенная дамочка начала резко и агрессивно двигаться по направлению к нашей коллеге, девушка сильно испугалась и начала отбиваться от истеричной медсестры, в результате артистка задела ее лицо ножницами.

Не так много людей имеют полное представление о том, что такое квесты, на какие градации делятся игры и какова правовая сторона экшен-развлечения в реальности. Редакция «НГК», в принципе, не против квест-индусрии как таковой, но мы хотим, чтобы наши читатели делали свой выбор осознано и с полным чувством ответственности.