Культура:

Кони Раськова

10.12.2018

Среди немногих кубанских скульпторов, обратившихся к конному монументу, стоит выделить Николая Раськова

3053

Изменение художественной картины мира, которое произошло в России в начале 1990-х, коснулось и монументальной скульптуры, которая не может существовать в приватном пространстве и всегда несет в себе большие социальные, философские и нравственные идеи. В искусстве Кубани появились региональные черты. Главными героями монументальной скульптуры стали общественные деятели Екатеринодара, полководцы и воины-казаки. Среди очень немногих кубанских скульпторов, обратившихся к наиболее торжественному и величественному виду памятника – конному монументу, стоит выделить Николая Раськова, сочетающего в своем творчестве репрезентативные качества с романтической приподнятостью. 

Николай Матвеевич Раськов родился 12 ноября 1953 года в Грузии, в городе Рустави. С 1975 по 1981 год учился в Тбилисской Академии художеств, совмещая обучение с работой в Тбилисском скульптурном комбинате. Уже в эти годы он почувствовал интерес к самому сложному скульптурному жанру – конной статуе, которая создается как центральная часть архитектурного или садово-паркового ансамбля. Дипломная работа молодого художника называлась «Казак на коне». Тема казачества стала главной в творчестве Николая Раськова – потомка (по отцу) запорожских, а по матери – линейных казаков. В 1993 году он переехал на Кубань и с тех пор живет в станице Динской, регулярно принимая участие в различных выставках – городских, краевых, региональных, всероссийских. Является победителем нескольких краевых профессиональных конкурсов на лучшее произведение изобразительного искусства (модель конных памятников «Захарий Чепега на коне», «Атаман Антон Головатый на коне»).

В своем творчестве Раськов соединяет традиции классицизма и реализма, занимаясь в основном монументальной скульптурой и рельефом. В 2009 году в станице Динской был поставлен бронзовый бюст герою России Андрею Туркину, погибшему в Беслане, выполненный в реалистической манере, в 2011 году – памятник чернобыльцам, в котором присутствуют черты метафоричности, иносказания (в центре композиции – рука, «сжимающая» атом).

Наиболее яркое произведение Раськова (оно выполнено совместно с краснодарским архитектором А.Д. Гуриным) – конный памятник сотнику Андрею Леонтьевичу Гречишкину и его товарищам казакам-линейцам.   Установленный в 2014 году в станице Тбилисской, в центральной части мемориального комплекса, расположенного на братской могиле казаков станицы Тифлисской, погибших в 1929 году у песчаного брода реки Зеленчук, – памятник хорошо просматривается с трех сторон. Он достигает органического единства силуэта, массы и проработанной детали, поэтому хорошо виден водителям проезжающих мимо машин и пешеходам, прогуливающимся по скверу.

Перед скульптором стояла сложнейшая задача – создать целостный образ коня и всадника, соединив их в единую, законченную композицию. Конь терской породы – изящный, с длинными стройными ногами, расположен на прямоугольном гранитном постаменте.  Всадник, одетый в традиционный казачий костюм (папаху и черкеску), с шашкой в опущенной правой руке, левой придерживает рвущегося вперед коня. Он символизирует воина, охраняющего границу. В поисках пластического языка Раськов обращается к наследию русского классицизма первой половины и середины ХIХ века. Любимый его скульптор-анималист Петр Карлович Клодт – автор коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. От Клодта идет классический способ устойчивой постановки фигуры, сочетающийся с умением передать движение, показать величие всадника и грациозность лошади. Конь опирается на три точки с небольшим смещением центра тяжести, что придает образу определенную динамичность и выразительность. Автор объединяет в единую композицию горизонталь коня и вертикаль казака. Из немногих скульптурных конных памятников, установленных на Кубани, памятник Гречишкину – лучший. Яркий, выразительный образ сочетается с технически безупречным исполнением.

Среди других работ на казачью тему стоит выделить скульптурную группу «Григорий и Аксинья» (2017 г.), изображающую сцену проводов Григория на войну (по роману Шолохова «Тихий Дон») и «Джигитовка. Жеребцы весной» (2017 г.), выполненные в технике пластилина, а также гипсовую скульптуру «Линейный казак на порубежье» – вариант утраченной дипломной работы. Все они ждут своего часа, когда автор сумеет отлить их в бронзе.

Много времени художник проводит на Краснодарском ипподроме, изучая каждую мышцу лошади, ее повадки и характер. Неудивительно, что ему поручили создать в бронзе в качестве приза для победителей на скачках

небольшую скульптуру ахалтекинца (лошади, выведенной на территории современной Туркмении около 5000 лет назад).

Если казачья тема в искусстве Николая Раськова репрезентативна и выражает гражданские идеи, то все свои потребности в рефлексии, осмыслении своей человеческой позиции перед Богом, художник выражает в произведениях на христианскую тему. В Краснодаре в 2004-2009 годах по заказу главного врача Краснодарской второй городской больницы Игоря Матвеевича Ханкоева для храма «Богородицы-целительницы» им были созданы деревянный позолоченный Иконостас и круглая скульптура в натуральный рост «Распятие на Голгофе» (Иисус, распятый на кресте, и с предстоящими перед ним Святой Марией и Святым Иоанном Богословом). В скульптуре художник обращается к одной из самых драматических сцен в Евангелии, когда Богородица и Иоанн Богослов подходят к распятому Христу. Для него важно передать высокие эмоции, сострадание, скорбь, поэтому он использует язык высокого классицизма и реализма. Сейчас скульптура размещена в одном из кубанских монастырей. Черты монументальности, яркой декоративности присутствуют в Иконостасе, выполненном в традициях древнерусского зодчества и стиля рококо, что позволяет добиваться гармонии через асимметрию. Композиция его – не столько архитектурная, плоская, сколько скульптурная, объемная, что позволяет преодолеть статику и создать движение вверх. Работа над Иконостасом продолжалась шесть лет. Руководитель проекта Николай Раськов вместе с сыном и двумя учениками использовали липу как наиболее пластичное дерево. На Иконостасе, над Царскими вратами, автор поместил девять скульптур: Моисея, Христа, Илью Пророка, херувимов… И все эти годы рядом с художниками был Игорь Матвеевич Ханкоев, финансировавший проект.

Отдал дань скульптор и модному сейчас постмодерну, для которого характерны игровое начало и уничтожение дистанции между автором и зрителем. В Кореновске установлены культурно-досуговые декоративные объекты, относящиеся к архитектуре малых форм, – «Цветок желаний» и «Скамья любви». Они представляют собой оригинальные интерактивные скамьи, которые «предлагают» влюбленным присесть на них, поцеловаться и сфотографироваться.

Современный мир позволяет талантливому художнику реализовать свои творческие планы, быть искренним и свободным в выборе пластического языка, образов, философии. Николай Раськов принадлежит к региональной кубанской школе изобразительного искусства и скульптуры, для которой характерны повышенная декоративность, любовь к родной земле, ее истории, культуре и людям.

Александра Костигина,

искусствовед