Культура:

Кубанская Третьяковка

13.02.2013

Знаменитая галерея Майстренко может уйти в частные руки

2422

Знаменитая галерея Майстренко может уйти в частные руки

Мы привыкли к тому, что культура – это привилегия больших городов. Что именно там, в мегаполисах, место для уникальных шедевров и экспонатов – гордости отечественной и мировой культуры. Но есть в этом правиле исключения. Некогда широко известная художественная галерея рисосовхоза "Красноармейский" (ныне РГПЗ "Красноармейский") – одно из них. На днях вместе с кубанскими художниками, галеристами, студентами МГУ, журналистами-пенсионерами в небольшом микроавтобусе мы отправились в пос. Октябрьский, чтобы побывать в знаменитой на весь мир совхозной галерее. В последнее время от разных людей, радеющих за культуру Кубани не по должности, а по совести, приходили тревожные вести о плачевном состоянии и угрожающем будущем "галереи Майстренко", как ее называют в народе.

Для тех, кто не знал или забыл, напомню. Галерея была создана еще в 1970 году по инициативе директора рисосовхоза Алексея Майстренко, имя которого и по сей день носит завод. Майстренко, без преувеличения, легендарная личность для Краснодарского края. Человек, руководивший совхозом с 1956 по 1990 год, превратил его в одно из лучших сельскохозяйственных предприятий СССР . Человек фантастической трудоспособности, требовательный к себе и подчиненным, запомнился, среди прочего крылатой фразой: "Располагайте мной все 24 часа в сутки, только предупреждаю: спуска за оплошность не будет". Это изречение в хозяйстве усвоили с первых же дней его работы. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже через два года после назначения Алексея Исаевича доселе низкорентабельное хозяйство получило первую прибыль – 388 тысяч рублей, а через пять лет счет пошел уже на миллионы. Прошло несколько лет, и совхоз превратился в высокорентабельное сельхозпредприятие, в котором успешно развивалось не только растениеводство, но и животноводство. Племенное стадо коров, свиньи, овцы, чистокровные лошади, а также рыбное хозяйство, птицеводство, пчеловодство. Казалось, что в хозяйстве Майстренко есть все. Коллектив сельхозпредприятия всегда славился кадрами, руководителями отраслевых подразделений, специалистами среднего звена, рабочими, непосредственно занятыми на производстве. Более двухсот рабочих и специалистов отмечены орденами и медалями, почетными званиями. Сам Алексей Майстренко и ряд его сотрудников удостоены высшей государственной награды – звания Героя Социалистического Труда, 13 человек – ордена Ленина. Да и сам рисосовхоз в 1967 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.


К Майстренко любили приезжать первые лица государства: Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Леонид Брежнев. Много писавшая о "деде" журналистка "Новой газеты"
Зоя Ерошок в биографической статье "Против ветра" приводит такую историю:
"Брежнев у Майстренко в кабинете хотел закурить, стал искать пепельницу, а Дед сказал ему строго: "У нас не курят".
И Брежнев почти испуганно спрятал сигарету. Уезжая из хозяйства, Брежнев долго обнимал Майстренко и говорил ему: "Леша, если тебя кто обижать надумает, вот мой прямой телефон (на ухо, шепотом), звони, и тот, кто будет обижать, – не жилец...".
Этого телефона, по словам Ерошок, боялся первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Медунов, то и дело цапавшийся с Алексеем Майстренко. Медунову очень хотелось выйти на показатель в пресловутые "миллион тонн кубанского риса", а Майстренко "не хотел землю губить".
С развитием совхоза развивался и поселок Октябрьский. В 1970-е годы центральная усадьба рисосовохоза продолжала обновляться: появилось первое административное здание, просторная школа, торговый комплекс, детские спортивная, художественная, музыкальная школы, конно-спортивный манеж. Активно шло и жилищное строительство. Тогда же, в 1970, в совхозе появилась и картинная галерея, позже получившая звание народной. Она занимала второе место в стране среди сельских картинных галерей, ее нередко посещали высокие гости. В книге отзывов есть слова благодарности от глав государства: Никиты Хрущева и Леонида Брежнева, путешественника Юрия Сенкевича. Сюда приезжали на экскурсии школьники, вспоминали свою молодость ветераны. Сегодня галерею посещают от случая к случаю приезжие гости, вроде нас.


Алексея Исаевича Майстренко нет с нами вот уже 23 года. А предмет его особой гордости и заботы – галерея продолжает жить. Находится она во внешне неприметном здании, только табличка на двери напоминает о том, что это учреждение культуры. Буквально все тут дышит историей страны Советов. Входящих в зал приветствует всесоюзный староста Михаил Калинин, в его честь названа галерея. На стенах – картины, на подставках – бюсты героев советской эпохи. Экскурсию начинаем с экспозиции картин на тему Великой Отечественной войны. Гражданская война, дореволюционная жизнь России в сюжетных живописных полотнах, портретах, бюстах, предметах быта того времени. Впечатление полного погружения в эпоху усиливается от того, что все эти экспозиции оформлялись десятки лет назад во времена СССР, похоже, что с тех пор здесь ничего не менялось. Леонид Брежнев, Василий Чапаев, коллективный портрет женщин-революционеров: Надежды Крупской, Александры Коллонтай, портрет Дмитрия Жлобы, известного не только своим участием в Гражданской войне, но и тем, что, возглавляя "Плавстрой", начал масштабное осушение плавней, воспринимаются в этих стенах, как важная часть нашей истории, а не объекты для анекдотов и зубоскальства.
Картины из жизни района, портреты самого Майстренко, его жены, огромное полотно с изображением праздника урожая, на котором выступает Алексей Майстренко перед передовиками производства и жителями поселка Октябрьский. Большинство из них имели прототипы в реальной жизни, некоторые герои картины живы до сих пор. И глядя на эти открытые, приветливые, веселые лица начинаешь понимать: ушло из нашей жизни вместе с тем временем что-то большое и важное, что давало вдохновение и вождям, и художникам, и землепашцам. Есть тут и бюсты самого Майстренко, причем не только в галерее. Большой бюст стоит и на главной площади поселка. Создавал его заслуженный художник России и Адыгеи Владимир Жданов, среди работ которого памятник Пушкину перед главной библиотекой Краснодара.
–Я горжусь тем, что Алексей Исаевич называл меня своим другом, – вспоминает скульптор, – я часто посещал совхоз, когда Майстренко был еще жив, и он мне позировал для бюста. Я лепил и других работников, всех заслуженных рисоводов совхоза. Что же касается самой галереи, то можно сказать, что и картины, и художники там подобраны со вкусом. Многие из них выставлялись в Москве. Считаю, что эта галерея – настоящий памятник советской истории, показатель достижений той эпохи, своеобразный срез той действительности.
О том же говорил и сопровождавший экскурсию краснодарский художник Виктор Бугай.


– Остался приятно удивлен посещением этой галереи. Не ожидал увидеть столь качественные работы известных мастеров в таком, казалось бы, отдаленном поселке. Это собрание уникально, здесь очень мало случайных работ, мало к чему можно придраться. Это цельная, сильная подборка работ очень высокого качества. Удивительно, но факт: собирал ее не художник, не профессиональный искусствовед – простой селянин, рисовод. И в то же время у него было чутье на хорошие работы. Своего рода, авангард жанра советского реализма, редкая подборка не только для России, но и для всего мира. Считаю, что эту галерею нужно не только сохранить, но и пополнить какими-то еще работами, а затем включить в туристический маршрут Кубани. На Западе сейчас уже давно никто не рисует в реалистическом жанре, поэтому тамошние любители искусства едут в Россию, где эта школа еще доживает. И теперь, когда в наш край в связи с Сочинской олимпиадой ожидается большой наплыв иностранных гостей, самое время представить миру эту галерею, как образчик лучших работ исчезающего жанра. Эта галерея имеет не только высокую художественную ценность, она значима и как памятник нашей истории, эпохи становления советского хозяйства.


Художник всегда думает о том, чтобы произведения искусства получили заслуженную оценку у народа. Но пока о включении в туристический маршрут (равно как и о широкой популяризации) галереи речь не идет. Напротив, возникают сомнения в том, что наследие Майстренко вообще сохранится. Ходят упорные слухи, что сам совхоз будет приватизирован уже в ближайшее время, и будущее экспонатов галереи представляется в свете этого неясным. Известно ведь, что западные коллекционеры с большой охотой скупают произведения искусства советского периода, и шедевры галереи Красноармейского района для них могут стать легкой добычей. Настораживает и то, что до сих пор здесь не составлен каталог – своего рода, "паспорт" для любой картинной галереи.
Чтобы как-то прояснить ситуацию, мы обратились к нынешнему руководству совхоза. На наши вопросы согласился ответить заместитель директора по общим вопросам Юрий Морозов.
– Пока ничего конкретного сказать по приватизации нельзя, – сказал он, – слухов, конечно, ходит много, распускаются они с разными целями. Мы федеральное предприятие, и можно уверенно сказать, что в случае приватизации сто процентов акций будут у государства. Как пойдет дальше – пока неясно. Что же до галереи, то мы планируем там провести ремонт, но пока у нас это не стоит в приоритетах. Каталог тоже составлять не планируем – не хотим привлекать к себе излишнее внимание, тратиться на усиление охраны. Излишняя известность может привлечь внимание не слишком чистоплотных людей, что нам, конечно, не нужно, – озвучил политику предприятия по отношению к культурному "активу" замдиректора.
Как нам представляется, такая позиция нового руководства и дает пищу для появления всевозможных слухов. Ясно, что при приватизации совхоз со всем своим добром перейдет в частные руки. Юридически галерея и экспонаты являются собственностью рисосовхоза, значит, и они уйдут частному инвестору. Кстати, в галерее немало работ, которые переданы на хранение из Государственной картинной галереи, из частных коллекций. Художники со всего мира дарили свои работы в надежде на то, что эта уникальная галерея будет всегда открыта и доступна для людей труда. Предположить развала СССР в ту пору не мог даже самый смелый фантаст. Алексей Майстренко с его стремлением служить стране и народу был неким гарантом, которому верили, и дарили галерее художники свои лучшие работы. Произведения, которые в ней собраны, а их свыше 400, сегодня должным образом не защищены ни юридически, ни физически.
Кстати, для того чтобы составить каталог, не требуется больших затрат. Как нам представляется, министерство культуры Кубани могло бы оказать в этом помощь хозяйству.


Во всяком случае, делать вид и дальше, что жителей Кубани дальнейшая судьба галереи не касается, нельзя! Она должна решаться соборно, чтобы не повторить судьбу произведений искусства, принадлежавших в советское время Министерству обороны. Скандал с бывшим министром Сердюковым наглядно показал, что разбираться после драки, кто прибрал к рукам произведения искусства, предназначавшиеся для эстетического воспитания всего народа, ни ведомство, ни следственные органы не будут.
Сохранить галерею произведений соцреализма для потомков – дело чести для жителей Кубани.


Денис ШУЛЬГАТЫЙ