Культура:

Нужен ли Краснодару новый театр

27.03.2013

Выступая на 45-м расширенном заседании краснодарской городской Думы 22 марта в зале Музыкального театра, губернатор Александр Ткачев сказал, что в перспективе в краевом центре неплохо было бы задуматься о строительстве нового здания театра классиче

1367

Выступая на 45-м расширенном заседании краснодарской городской Думы
22 марта в зале Музыкального театра, губернатор Александр Ткачев сказал, что в перспективе в краевом центре неплохо было бы задуматься о строительстве нового здания театра классического искусства

Впервые об этом губернатор упомянул в день своей инаугурации, которая проходила 25 апреля 2012 года опять же в зале Музыкального театра. Тогда Ткачев, обратившись к мэру Краснодара Владимиру Евланову, попросил главу краевого центра предусмотреть в генплане города возведение нового, соответствующего мировым стандартам театра оперы и балета.

"Появление театра такого ранга закрепит за кубанской столицей статус одного из ведущих культурных центров России", – заметил губернатор.
Характерно, что дважды упомянутая идея строительства в Краснодаре новой балетно-оперной сцены была озвучена как раз со сцены Музыкального театра, площадку которого сегодня вынуждены делить друг с другом сразу три творческих коллектива: ТО "Премьера" – театр балета Юрия Григоровича, а также оперная и опереточная труппы.
По мнению заместителя председателя краснодарского краевого отделения Союза театральных деятелей России Леонтия Желябина, который на протяжении 25 лет руководил Музыкальным театром (в прошлом – краснодарский театр Оперетты), сегодня эта площадка не приспособлена ни для оперы, ни для балета:

– До недавнего времени театр, построенный в начале 60-х годов прошлого столетия по проекту известного кубанского архитектора Александра Титова, в полной мере соответствовал своему первоначальному названию – театр Оперетты. Но в 1997 году краевыми властями было принято решение о преобразовании театра Оперетты в Музыкальный театр. Сделано это было для того чтобы репертуар не ограничивать только одним жанром, а была бы возможность расширить его, дополнив оперными и балетными спектаклями. Для этих целей пришлось внести некоторые существенные конструктивные изменения. Например, пришлось убрать полностью первый ряд партера. Таким образом, за счет зрительного зала надо было увеличить площадь оркестровой ямы, чтобы там смог поместиться полноценный симфонический оркестр, который необходим при сопровождении оперных постановок или балета.
Для балетного коллектива нужно было переделать и сцену. Лес на балетную сцену требует специальной технологической обработки, но у нас этого не учли и постелили таким материалом, какой был под рукой в тот момент. Поэтому через некоторое время он стал коробиться. Пришлось потом стелить сверху съемный ламинат. Но это одна беда.
Другая – акустические особенности зала Музыкального театра. Ребристые стены и кубические формы зала с большим количеством углов и выступов, звукопоглощающий ковролин на полу – все эти нюансы интерьера лишают зрителя возможности слушать музыку и голоса оперных певцов вживую, с таким качеством звучания, как, например, это доступно в Мариинке или Одесском оперном театре.
У нас проблему звука попытались решить с помощью так называемой "подзвучки": помимо микрофонов, свисающих с колосников над авансценой, еще и артистам на головах закрепляли портативные радиомикрофоны. То есть по-любому уже звук не натуральный, не живой, а синтетический, с металлическими нотками.
Когда театр передали на баланс ТО "Премьера" в начале 2000-х, то Леонард Гатов его полностью реконструировал, использовав такие материалы, как бетон и стекло, что еще сильнее ухудшило акустические характеристики зала.
Для оперного и балетного искусства нужна совершенно другая архитектура как самого здания, так и зала. Главное и непременное условие – округлость форм: зал, потолок, балконы, ложи – все должно иметь округлость, чтобы звуковые волны равномерно распределялись по всей площади зрительного зала. Именно с таким расчетом построены и спроектированы лучшие оперные площадки мира. Где будут строить новое здание и когда это случится – я не знаю, но помню, что еще с мэром Александром Самойленко руководитель "Премьеры" Леонард Гатов обсуждал перспективу строительства нового театра на площади Пушкина. Можно считать это удачным местом. Ведь театр – это храм искусства, а храм должен быть в центре.

Станислав Гронский, заслуженный артист России, актер Краснодарского академического театра Драмы, председатель краевого отделения Союза театральных деятелей России:
– На Кубани есть и опера, и балет. Нет только театра. Нашему городу очень нужен классический театр. И если у краевой власти есть такая возможность, то дай Бог сил и всем нам, и губернатору реализовать в скором времени эту идею со строительством театра, который станет домом для наших творческих коллективов классического искусства. Но хочу подчеркнуть, что сегодня такие же трудности испытывают и другие коллективы Краснодара. Давно назрел вопрос с реконструкцией концертного зала Кубанского казачьего хора, Молодежный театр, столь популярный среди театральной общественности Кубани, тоже нуждается в новой сцене. Если сегодня руководители города и края об этом говорят, значит, есть понимание этой проблемы, значит, ее будут решать. Пусть не сразу, а поэтапно, но главное, чтобы она решалась.

Марина Никишова, пожалуй, самый известный в крае историограф кубанской столицы (многие краснодарцы знают ее по выпускам телепрограмм "Прогулки по Екатеринодару") рассказывает, что в нашем городе очень долго не было никаких театров, а уж оперного – и подавно никогда:
– Первое театральное здание появилось в Екатеринодаре в 1881 году. Это был Летний театр, построенный в городском саду по проекту областного архитектора Василия Андреевича Филиппова (того самого Филиппова, который создал проект Александровской триумфальной арки). К сожалению, в 1883-м деревянное здание театра сгорело. Новый Летний театр – очень неказистый на вид – появился в городе спустя несколько лет. В начале ХХ столетия невзрачное здание перестроил екатеринодарский архитектор Захарий Платонович Коршевец, и, начиная с 1908 года, в городском саду стоял тот нарядный и хорошо оборудованный Летний театр на 1400 с лишним "нумерованных" мест, в котором играли известные труппы, пел Фёдор Шаляпин и танцевала Екатерина Гельцер и который знаком краснодарцам по старинным фотоснимкам. Здание Летнего театра погибло во время Второй мировой войны.
В довоенные времена Красную украшало театральное здание, спроектированное всемирно известным архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем, наиболее ярким представителем стиля модерн в русской архитектуре. Екатеринодарский Зимний театр, построенный по проекту Шехтеля его учеником Александром Андреевичем Козловым, открылся 27 сентября 1909 года. Зимний (в газетах его иногда называли оперным) принадлежал частным владельцам. Зрительный зал театра был рассчитан на 1300 мест, а сцена имела наисовременнейшее оборудование. На этой сцене пели Леонид Собинов и Антонина Нежданова, танцевали Матильда Кшесинская и Айседора Дункан, читали свои стихи Игорь Северянин и Владимир Маяковский. Во время войны здание театра получило значительные повреждения. В первой половине 50-х годов оно было перестроено. Теперь в бывшем Зимнем театре помещается краевая филармония им. Г.Ф. Пономаренко.
В начале ХХ века в городе функционировал зимний театр Злобина (здание этого театра сгорело весной 1909 года). В декабре 1909-го закончилось строительство Северного театра, принадлежавшего купцу Марку Михайловичу Лихацкому. На сцене Северного блистал знаменитый русский трагик Мамонт Дальский.
В Екатеринодаре имелось несколько залов, где время от времени выступали известные артисты. Лучшим из них был, пожалуй, зал 2-го общественного собрания (теперь в бывшем здании собрания помещается Дом офицеров; интерьер зала не сохранился). Здесь осенью 1913-го играл Сергей Рахманинов.
Кто в предстоящем сезоне выйдет на сцену Летнего (этот театр принадлежал городу), решала садово-театральная комиссия, которую возглавлял городской голова. Комиссия горячо обсуждала репертуар, рассматривала предложения от антрепренёров и театральных агентств, приглашала ту или иную труппу – в неё непременно должны были входить "лучшие силы театрального мира" либо отдельные исполнители. Кто будет играть на сцене театров, принадлежавших частным владельцам, решали последние. Ни одной постоянной театральной труппы в Екатеринодаре не было.


Говорят, что во время гастролей в Краснодаре оркестра Мариинского театра художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев, встретившись с Александром Ткачевым, так и заявил, что кубанской столице необходим театр оперы и балета. Пока же, по словам маэстро, из-за отсутствия такового Краснодар лишен возможности видеть спектакли лучших европейских и российских театров.
Пора бы уже и нашему городу иметь такую достойную площадку – Театр оперы и балета. Ведь, как сказал губернатор, Краснодар претендует на право называть себя "одним из культурных центров России".

На фото 1: одесский оперный театр

На фото 2: Белорусский национальный театр оперы и балета