О вольном обращение с объектами культурного наследия на Кубани
5332
О вольном обращение с объектами культурного наследия на Кубани
Дом архитектора В.В. Филиппова
В августе 2017 года я обратился в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (в последующем буду его именовать для краткости просто «Управление») по поводу объекта культурного наследия «Дом жилой архитектора В.В. Филиппова» (ул. Постовая, 22, 24), находящегося в управлении «Государственное казенное учреждение по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края».
Что же известно об объекте культурного наследия регионального значения, каковым является памятник архитектуры «Дом жилой архитектора В.А. Филиппова, 1880 годы», находящийся на ул. Постовой в Краснодаре?
1989 году распоряжением Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся и Исполнительного комитета горсовета было принято решение о передаче здания по ул. Постовая, 24 (Тельмана) – дома архитектора В.А. Филиппова – Детской художественной школе №3, образованной в 1976 году.
В 1996 году этому образовательному учреждению было присвоено имя Василия Андреевича Филиппова, которое оно носит по настоящее время.
Перед реставрацией, проведенной в 2007 году, художественную школу переселили в здание по ул. Красная, 168.
В 2010 году на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом архитектора В.А. Филиппова» были завершены работы по реставрации фасадов и интерьеров входной группы, а также рабочего кабинета В.А. Филиппова.
Здание получило новый элемент – ограду с символикой Екатеринодара, которая удачно вписалась в ансамбль и позволяла любоваться творением архитектора.
Объект культурного наследия муниципальной формы собственности, отреставрированный на средства бюджета Краснодарского края, БЕЗВОЗМЕЗДНО был передан новому пользователю.
Дом архитектора (бывшую Детскую художественную школу им. В.А. Филиппова) и отреставрированный кабинет архитектора занял Николай Васильевич Кириченко, он же известен ныне как митрополит Исидор.
Со здания и ограждения, в нарушение ст. 13 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 г № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края») исчезли надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия, а за оградой были высажены высокие вечнозеленые туи, а затем в охранной зоне объекта культурного наследия появился глухой забор, закрывший обзор на памятник архитектуры.
Такая ситуация побудила меня обратиться к официальным лицам, которые курируют сферу охраны памятников истории и культуры. Из ответа Управления от 17 сентября 2017 г. за подписью начальника, г-на Р.В. Семихатского, следует: «…глухой забор и отсутствие возможности осмотреть фасад объекта культурного наследия – это нормально (????? – Прим. авт.), т.к. не влияют на сохранность объекта;
– дано уведомление о необходимости в срок до 28.02.2018 г. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия.
Р.В. Семихатский»
Невольно напрашивается одно замечание. Если следовать логике г-на Семихатского, то все объекты культурного наследия в городе нужно закрыть глухими заборами, и тогда точно их сохранность будет обеспечена…
Прошел год после упомянутого обращения, но ничего не изменилось: информационной надписи как не было, так и нет и в помине.
Получается, что закон нарушает одно из подразделений Администрации края – «ГКУ по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края», а другое подразделение этой же администрации бездействует и не в состоянии обеспечить исполнение собственных указаний.
Дом архитектора и сегодня закрыт глухим забором. Горожане проходят по ул. Постовой, не подозревая, что за забором находится дом и творение одного из самых выдающихся архитекторов Кубани.
Безымянные объекты
Изложенный факт – отнюдь не единственный, он носит системный характер и точнейшим образом характеризует качество надзорной работы Управления.
В частности, на следующих объектах культурного наследия г. Краснодара отсутствуют информационные надписи:
– «Особняк промышленника В.К. Рубежанского», 1908 г., ул. Коммунаров, 8. Там сейчас располагается Торгово-промышленная палата Краснодарского края.
«Баня купца М.М. Лихацкого», 1893 г., ул. Длинная, 120. В настоящее время здание занимают ОАО «АТЭК» и «Газтрансбанк».
«Баня Виноградского», 1912 г., ул. Коммунаров, 6
/Гимназическая, 42. В этом здании ныне базируется «Внешфинбанк».
«Дом доходный барона Л.В. Штейнгеля», ул. Гоголя, 92/ул. Янковского, 30.
«Жилой дом», 1890-1900 гг., ул. Гимназическая, 91/ул. Митрофана Седина, 59…
Информационные надписи отсутствуют также и на многих других объектах культурного наследия.
А некоторые информационные надписи пребывают в настолько плачевном виде, что узнать из них ничего решительно невозможно. Вот характерный пример. Дом по ул. Гоголя, 91/ул. Янковского, 32. Сегодня в здании располагается поликлиника №4, а там с 1920 по 1922 год жил известный поэт Самуил Маршак.
Замечу: надпись исполнена крайне небрежно, да и сама так называемая «мемориальная доска» на доме Маршака представляет собой вообще сущее безобразие.
Заповедные дубы
И еще одна проблема – это сохранность заповедных дубов Екатеринодара-Краснодара.
На территории памятника «Дом жилой архитектора В.В. Филиппова», на ул. Постовой, 24-26, имеющей статус особо охраняемой природной территории, был варварски уничтожен заповедный «дуб высокий», высота которого достигала 20 м, диаметр кроны – 14 м, окружность ствола – 3,5 м.
Заповедный дуб требовал лечения, но «полечил» радикально и навсегда...
Кто посмел и кто за это ответил?..
А при возведении новых построек во дворе частного домовладения по улице Коммунаров, 42 незаконно был спилен один из самых мощных и высоких дубов Краснодара – 300-летний заповедный «Дуб Голый».
Похоже, что контрольные функции в этой сфере Управление никак не осуществляет.
Владимир Шмелёв
От редакции: Корреспондент «НГК» связался с автором обращения и тот подтвердил, что буквально на днях еще раз осматривал упомянутые им объекты, но никаких исправлений указанных недостатков так и не заметил.